О.А.Рыбакова
учитель начальных классов
МОБУ «Туршинская основная
общеобразовательная школа»
(С.1) Развитие самооценки предметных умений младших школьников в процессе обучения.
Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт. (С.2) Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
В настоящее время система оценивания занимает особое место среди современных педагогических технологий.
Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. ( С.3) Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.
Самооценка младших школьников должна стать средством повышения уровня успеваемости.
Следовательно, задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку.
Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
( С.4) Самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое.
Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит её на основе специально разработанных критериев и требований общества. К вербальным же оценочным суждениям учителя общество предъявляет лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, – они должны отвечать гуманистическим тенденциям народного образования, способствовать развитию учащихся. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчёркивать прилежность учеников, которым трудно даётся учёба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них.
( С.5) Самооценка ученика складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев, но ориентирована она в основном на оценки, выставленные в журнал, поскольку они являются основанием для контроля.
(С.6) Используя листы оценивания предметных умений можно развивать самооценку учебной деятельности учащихся младших классов. Приведу пример такого листа оценивания по окружающему миру в 1 классе (программа «Гармония»).
Лист достижений и проблем
ученицы (ка) 1 класса _____________________
Предмет: окружающий мир
Тема урока № 18: Что нас окружает.
Природные и рукотворные объекты.
Знания и умения |
Дата_____ Самооценка ученика |
Дата_____ Оценка учителя |
Дата_____ Самооценка ученика |
Дата_____ Оценка учителя |
Знаю объекты живой природы |
|
|
|
|
Знаю объекты неживой природы |
|
|
|
|
Умею отличать объекты живой и неживой природы |
|
|
|
|
В таком листе есть самооценка ученика и оценка учителя основных знаний и умений по определенной теме. Ученик сам оценивает свои знания и умения. За самооценкой ученика идет оценка учителя. Если самооценка ученика и оценка учителя не совпадают, то проводится определенная коррекционная работа по теме. После выполнения заданий по теме снова следует самооценка ученика и оценка учителя. В итоге самооценка ученика и оценка учителя должны совпасть.
В таком случае ребёнок учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Таким образом, влияние педагога на формирование самооценки школьников, несомненно. Организуя учебную работу, учитель должен соотносить достигаемые детьми результаты не только с их умственными способностями, но и с самооценкой ребёнка, его собственными представления о характере и уровне реализации своих возможностей в различных учебных ситуациях.
Список источников:
1. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2011. - с. 160
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [ М.Ю. Демидова, Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.-М.: Просвещение, 2010.- с.215
3. Окружающий мир: учебник для 1 кл. общеобразовательных учреждений. В 2ч. /О.Т.Поглазова, В.Д. Шилин-4-е изд., перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация ХХI век,2011.-96с.: ил.- ISBN 987-5-418-00090-3 (ч.1)
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.