Статья на тему: "Роль нетрадиционных уроков в процессе обучения"
Оценка 5

Статья на тему: "Роль нетрадиционных уроков в процессе обучения"

Оценка 5
doc
09.03.2024
Статья на тему: "Роль нетрадиционных уроков в процессе обучения"
Статья _Виды нетрадиционных уроков_.doc

Нетрадиционные уроки.

 

Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель - ученик.

     Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.

 

Признаки нетрадиционных уроков.

 

1.                   Изменение временных рамок (нерегламентированный урок может идти 20 – 30 и даже 60мин.).

2.                  Место проведения урока (офис фирмы, театр, выставка, зоопарк и т.д.).

3.                  Использование внепрограммного материала, углубленное, проблемное рассмотрение выбранной темы.

4.                  Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как учащихся, так и учителя.

5.                  Возможность привлечения для организации и проведения урока людей разных профессий.

6.                  Создание эмоционального подъема и ситуации успеха на уроке для каждого ученика.

7.                  Самоанализ и рефлексия деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.

 

Нетрадиционные формы и виды уроков.

п/п

Нетрадиционные формы уроков

Вид нетрадиционного урока

1.

Уроки в форме соревнования и игр

конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2.

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике

исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж.

3.

Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала

урок мудрости, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4.

Уроки, напоминающие публичные формы общения

пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал.

5.

Уроки, опирающиеся на фантазию

урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект

6.

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций

суд, следствие, трибунал, патентное бюро, конструкторское бюро, ученый Совет.

7.

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы:

КВН, «следствие ведут знатоки», «посиделки», «клуб знатоков».

8.

Интегрированные уроки

Информатика-математика, информатика-география, информатика-ИЗО, информатика-история и т.д.

9.

Трансформация традиционных способов организации урока:

лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, Интернет-урок, защита проектов, интерактивный урок.

 

Примечание. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность  не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно–воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.

           

Направления деятельности участников учебно – воспитательного процесса:

1.                              Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда – и их родителей), начиная с первого класса.

2.                              Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учётом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки к уроку.

3.                              Разделение класса на группы по интересам как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.

4.                              Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.

5.                              Нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем).

6.                              В течение всего урока действуют дети, учителю часто отводится регулятивная функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, иногда принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с детьми. Часть своих учительских функций учитель передаёт ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно – стимулирующие и др.)

7.                              На первый план выдвигаются цели развития и воспитания учащихся, активно подключается эмоциональная сфера школьников. Выявленные способности ребёнка (организаторские, актёрские, музыкальные и проч.) должны работать с максимальной отдачей , чтобы у каждого школьника осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значимости, уверенность в своих способностях.

8.                              Непременное введение в урок ролевых дидактических игр, соревнований, конкурсов, состязаний и т. д. для активизации  интереса учащихся, стимулирования творчества, нестандартных решений.

9.                              Обязательное подведение итогов работы в виде анализа деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

10.                          Анализируют деятельность на уроке сами учащиеся по разработанной (учителем и учащимися) схеме. Схемы – вариативные, часто меняющиеся в зависимости  от того, на какой аспект деятельности и результатов от неё хотят выйти учитель и учащиеся.

Примечание. Обращение к нетрадиционным урокам предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством.

 

Урок лекция. Урок семинар

 

Лекция – устное изложение учебного предмета или какой – нибудь темы, а также запись этого изложения.

Семинар – групповое практическое занятие под руководством преподавателя, совместный поиск (учителя и учащихся) ответов на поставленные проблемы.

Уроки — лекции отличаются огромной емкостью материала, сложностью логических построений, доказательств, обобщений. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.

Лекция — «парадокс». Такой вид лекции, текст которой составлен на основном материале ранее изученных тем, содержит ошибочные сведения, которые учащиеся должны определить по ходу урока. В конце урока учитель с учениками определяют, какие были допущены ошибки, поясняют и дают правильный ответ. Такой тип урока не только активирует внимание, но и развивает аналитические навыки, изменяют мотивацию учения.

Цели и задачи лекции и семинара.

Главные цели: усвоение новых знаний, обучение приёмам самостоятельного добывания знаний, приёмам самооценки и самокоррекции учебной деятельности.

Структура

Лекция:

 

Отражается в плане, с которым учитель знакомит учащихся в начале лекции.

 

Структурные элементы лекции:

  1. Постановка проблем. Мотивация обучения. Доведение плана до учащихся.
  2. Управление деятельностью учащихся по освоению лекционного материала, который раскрывается учителем совместно с учащимися.
  3. Подведение итогов работы через формулирование учащимися            выводов, обобщений, вычленение главного в анализируемых проблемах учащихся.
  4. Оценка деятельности класса в целом, каждого участника учебного процесса. Предложения            по совершенствованию работы на следующей лекции.            

         
 Семинар:

Структурные элементы семинара:

1.      Краткое вступительное слово учителя: задачи семинара, основные проблемы для обсуждения, связь данного материала с ранее изученным, главные ориентиры в работе, уточнение индивидуальных и групповых заданий учащимся.

2.      Выступления учащихся по проблемам семинара: доклады, рефераты, выступления, замечания, дополнения. Работа оппонентов, рецензирование, дискуссия диалогом (регулятивная).

3.      Заключительное слово учителя, анализ докладов, рефератов, выступлений, их оценка, комментарии.


4.      Подведение итогов работы связывается с выполнением задач семинара (были сформулированы в начале семинара). Предложения по совершенствованию организации и проведения следующего семинара.          

 

 

Виды деятельности учащихся в период подготовки и проведения лекций и семинаров

1.                  Самостоятельная работа по подбору дополнительной и справочной литературы по теме занятий, по освоению отобранного материала.

2.                  Получение дополнительной информации по теме занятий из других источников: от общения с людьми разных профессий, от общения друг с другом, подборка газетного и журнального материала, прослушивание музыки, посещение музеев, предприятий и т. д., коллекционирование.

3.                  Подготовка докладов, рефератов, выступлений, анкет, тестов и проч.

4.                  Подготовка выставки, всевозможных схем, таблиц, рисунков, ребусов, загадок, кроссвордов и т. д.

5.                  Подготовка инсценировок, чтений по ролям, заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков из художественной и публицистической литературы.

6.                  Интервьюирование людей разных профессий, запись интервью на магнитофон; подборка звукозаписей.

7.                  Подготовка и проведение опыта, эксперимента; комментарий приготовленной наглядности.

8.                  Составление плана, конспектирование, подборка цитат, составление тезисов; запись выводов, обобщений, интересного фактического материала.

9.                  Рецензирование, оппонирование, оценка и самооценка деятельности, вопросы к выступлениям.

10.              Содоклад, совыступление, выразительное чтение стихов, подобранного фактического материала, конкретизация отдельных положений лекции, высказывания.

11.              Подведение итогов работы на лекции, семинаре, предложения по конструированию следующего занятия.

12.              Участие в дискуссии, научном споре, обработка материала по результатам анкетирования, тестирования, выводы и обобщения на основе полученных результатов, предложения и проч.

Урок "Пресс - конференция"

 

Цель данного урока - повторение материала по теме или какому либо вопросу. Урок состоит из четырех частей: ответы "сотрудников" пресс-центра на вопросы "журналистов"; подготовка и оформление редакционных заданий - каждый "журналист" на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку в журнал; отчет о проделанной работе; подведение итогов и выпуск экспресс - газеты.

Урок – соревнование

 

Цель - закрепление умения решать задачи разных типов. К уроку заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задания, готовит оборудования для постановки экспериментов и материал для кратких сообщений по теме.

Этапы урока:

·         разминка /решение командами задач;

·         демонстрируется опыт - требуется его объяснить/;

·         конкурс капитанов /решение экспериментальных задач/; в это время прослушивается еще один рассказ.

·         конкурс команд. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды победительницы.

Урок – аукцион

 

Его цель: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Структура данного урока такова:

  • приветствие;
  • повторение во время опроса основных вопросов темы;
  • объяснение правил аукциона;
  • "продажа" предметов;
  • музыкальная пауза;
  • продолжение "продажи"
  • музыкальный финал;
  • итоги.

За демонстрационным столом располагаются ведущие в импровизированных костюмах. Перед ними - большой волчок, а вокруг него по кругу расположены подаваемые предметы. Ведущий запускает волчок; стрелка указывает, какой именно предмет будет "продаваться". Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должны указать связь с пройденной темой. Называют по очереди; должны указать связь с пройденной темой. Называют по очереди; второй ведущий после каждого ответа громко считает: раз, два, …три.

Выигрывает тот, кто до счета "три" последним дает ответ.

 

Урок - заочная экскурсия

 

Заранее готовится материал, фотографии и т.п. Класс разбивается на три экскурсионные группы, каждая из которых получает комплект фотографий /материала/. Группы по очереди ведут экскурсию по "своим" участкам. Заканчивается занятие "аукционом" деловых идей.

 

Урок "мозговой атаки"

 

Суть метода заключается в следующем: за минимум времени - максимум идей.  Мозговые атаки особенно актуальны, когда повторяют большую, важную тему и надо выделить основные проблемы, предложить свои пути их решения.

Начинается занятие с формулировки главной проблемы, которую предстоит решить. Далее  класс делится на бригады и назначаются эксперты. Проводится тренировка: члены бригад быстро отвечают на вопросы. Следующий этап - "штурм" поставленной проблемы. Каждая бригада получает индивидуальное задание и за 15 минут должна найти неординарное решение проблемы. Требования к выдвигаемым идеям: новизна, простота, надежность, доступность.

Проблемная игра "Мозговой штурм"

 

Цель урока: изучение нового материала. Обязательно к этому уроку должно предшествовать опережающее задание, даются вспомогательные вопросы, ориентиры, цифры, факты, опорные сигналы, для несложной темы можно все это давать учащимся в виде таблиц, схем прямо на уроке.

Перед учащимися ставится задача "совершенно самостоятельно" вывести правило, доказать теорему, проанализировать произведение, дать объяснение и т.п. /Для интриги учитель может "признаться", что ему никак не поддается данный материал, нужна помощь учащихся/. Дается время на решение данной проблемы "мозгового штурма" - 15 минут. Разрешается и индивидуальный штурм, и групповой. Можно помочь ребятам оформить комнаты /чтобы слабые не чувствовали себя ущербно/.

Затем выслушивается как можно большее число вариантов решения проблемы. Учитель "мешает" ребятам, приводит к абсурду, или, напротив, поддерживает позицию. Учащиеся тоже участвуют в этом как можно активнее /оценка за урок складывается из заранее подготовленного задания "мозгового штурма" и участия в обсуждении/.

Принимаются любые версии, в том числе и неправильные. В ходе поиска правильного решения у ребят складывается цельное представление о поставленной проблеме, и, самое главное - идет работа по предупреждению ошибок и пробелов /ведь их обязательно допустят участники штурма/.

Несколько условий и правил:

  • участники стремятся решить проблему, а не демонстрируют свои знания;
  • "мозговая атака" требует полного раскрепощения мысли и воображения;
  • приветствуются все дополнения и уточнения;
  • разрешается задавать вопросы, делать опровержения;
  • мысли должны формулироваться кратко, содержать примеры;
  • надо помнить, что оценка ставится за поиск , даже ошибочный.

 

Урок пресс – конференция

 

На уроке планируется следующая работа: по тексту должна пройти конференция с "гостем" из произведения. Роль гостя достается самому подготовленному ученику, все остальные - журналисты. Вопросы готовит каждый.

На следующем уроке сдвигаются столы, за ними - "журналисты" с записными книжками, "фотоаппаратами". Перед каждым - табличка с название газеты или журнала, то есть представляемого им издания.

"Герой" едва успевает отвечать на вопросы: каждый хочет выспросить побольше, чтобы потом рассказать своим читателям.

 

Урок – концерт

 

Можно провести его как урок - обобщение. Можно предложить ребятам создать драматическую группу, вокальный ансамбль и группу чтецов, попросить каждого выучить стихотворение. Ребята читают по очереди. Между выступлениями - небольшие паузы, звучит музыка, на планшете появляются репродукции картин русских художников. На уроках - концертах возрождается забытый жанр искусства - мелодекламация.

 

Урок – сказка

 

Персонажи русских народных сказок дают задания, вручают призы, придумывают конкурсы. Диктанты ведет добрый Леший, физминутки - Русалка, запомнить новый материал помогает Иван-царевич и т.д. /Дети любят сказки - загадки с лингвистической терминологией.

 


Урок "Эврика"

 

Эта форма состоит в том, что учитель в целях установления новых понятий и фактов последовательно предлагает учащимся систему целесообразно составленных и расположенных вопросов, на которые учащиеся посильно дают ответы, постепенно раскрывающие сущность вводимых понятий и сообщаемых таким образом /путем/ фактов. Эффективность применения эвристической формы обучения зависит прежде всего от того, в какой мере правильно - в логическом и методическом отношениях - составлена система предлагаемых вопросов и насколько умело учитель направляет весь ход урока, проводимого в эвристической форме. При этом постановка вопроса составляет органическую часть урока, посвященного сообщению нового материала, ввиду чего соответствующая теме система вопросов должна охватывать и эту часть.

 

Урок – игра "Счастливый случай"

 

Ученики делятся на команды. Поочередно кто-нибудь из каждой команды выбирает цветной кубик /они лежат в непрозрачном мешочке/.

Зеленый кубик - вопрос по одному предмету

Желтый -по другому

Синий -по третьему

За правильный ответ команда получает 1 очко.

Красный кубик - "счастливый случай"

Ребятам предлагается и вопрос на иностранном языке. Они должны прочитать вопрос, перевести на русский язык и ответить. За правильный ответ команда получает 3 очка.

Игра состоит из 4-х геймов.

1-й гейм - на каждый заданный вопрос команда отвечает после 1 минуты коллективного обсуждения;

2-й гейм - индивидуальный ответ каждого участника команды;

3-й гейм - команды отвечают на вопрос по предметам, назначенным командой - соперницей;

4-й гейм - предлагается в течение 3-минут ответить на несколько вопросов:
чем их больше и чем точнее ответы, тем больше очков получает команда.

В конце игры подсчитываются набранные очки и определяется команда - 
победительница.

Урок - игра "Морской бой"

Цель: повторение и обобщение изученного материала. Класс делится на эскадры, каждая из которых, в сою очередь, разбивается на корабли /крейсер, фрегат, подводная лодка/. Эскадры поочередно залают вопросы экипажам. При трех неверных ответах одного корабля, корабль тонет, но экипаж остается жив и может помочь другим кораблям своей эскадры.

Кто потоплен, кто, набрав нужное количество баллов, отправляется в плавание…Зная о таком предстоящем уроке, дети на протяжении изучения всей темы стараются хорошо усвоить материал /никому неохота пойти ко дну/. Ну а вопросы и задания на этом уроке - это творчество учителя.

 

Урок - игра "Что? Где? Когда?

 

Предварительная подготовка:

Вопросы для блиц – турнира

Пакеты с вопросами

"волчок", гонг у капитанов команд -списки игроков, шевроны.

  1. Выбор "арбитров". Проводится блиц-интервью. Задаются вопросы, не требующие подробного рассказа. Н блиц - турнир дается 5-7 минут, за это время должны определиться 2 арбитра, которые покажут себя самыми эрудированными и ответят на большее число вопросов. /В традиционном уроке - это проверка домашнего задания. /Два арбитра - из числа учащихся, третий - сам учитель/.
  2. Объяснение правила игры учителям. /Это могут быть те же самые правила, что и в телевизионной игре, а могут и иные, продуманные учителем. Главное быстро и доходчиво довести эти правила до учащихся/.
  3. Ход игры. На столе круг, разделенный на восемь секторов, в каждом секторе конверт с заданием. Арбитр крутит волчок, когда тот остановится и стрелка укажет на один из конвертов, все кратко записывают условия задания из конверта. Арбитр ударяет в гонг, начинается выполнение задания. По удару гонга выполнение задания заканчивается. Капитаны команд поднимают свой игровой номер, показывая, что готовы к ответу.

        Система оценки: за правильный ответ команда получает 5 баллов, 4, 3,         2 /в параллели с оценками/.

  1. Игру ведет два арбитра, они фиксируют счет на доске. В общий счет входят результаты блиц - турнира. У капитанов на столе лежат листы бумаги с фамилиями игроков: учитывается коэффициент трудового участия каждого члена команды. За правильные "версии" или ответы выставляются оценки, за урок получается средняя оценка.
  2. Итоги игры подводят арбитры, и главный арбитр/учитель/ объявляет оценки. /К подготовке пакетов с заданиями можно подключить учащихся старших классов, членов совета кабинета, членов предметных кафедр/.

 

Деловая игра "Совещание"

 

Цель игры: выработать умения принимать участие в дискуссии, формулировать, развивать и излагать суждения, принимать решения, оценивать выступающих.

Класс делится на две команды во главе с лидерами - председателями. Бросается жребий. Члены одной команды становятся дискутантами, члены второй - судьи. Дискутанты садятся полукругом лицом к судьям, у каждого нагрудный или настольный номер. Объявляется тема дискуссии в рамках изучаемого предмета, но в спорной, оригинальной постановке. Председатель, пока готовятся судьи, проводит разминку: тема анализируется и намечаются основные пути ее обсуждения. После этого полагается сигнал, включается секундомер, а дискуссия начинается. Время одного выступления - 1 минута.

Команда судей оценивает выступающих по активности, оригинальности суждений, умению четко и ясно излагать мысли, повести в обсуждении других за собой. Используется 3-баллная шкала: плохо, средне, хорошо.

Через намеченное время совещание заканчивается /в зависимости от характера темы и возраста учащихся/. Команда судей под руководством председателя сводит свои оценки в общий оценочный лист, где оценки суммируются и выставляются призеры по отдельным показателям. В это время команда дискутантов подводит итоги обсуждения.

После перерыва команды меняются местами и проводится обсуждение другой, равнозначной темя. В результате - определяется лично - командное первенство. Эта игра хорошо тем, что позволяет обсудить и прийти к конкретным выводам по действительно важной практической проблеме, создать атмосферу соревнования, не акцентируя, однако, внимание на отдельных успехах и как бы попутно награждая лучших. Зачет же по игре получают все участники.

        

Урок — путешествие.

Одна из форм групповой формы организации деятельности. Класс делится на несколько команды, каждой, из которой предлагается совершить «путешествие» по станциям. Название станций выбирают по — очереди капитаны команд, снимая листы с названиями станций с доски. При правильных ответах выдаются жетоны, количество которых учитывается при оценивании работы группы в конце урока.

Урок — ролевая игра.

Такого типа уроки развивают умения высказывать мысли и аргументировать их, рассуждать, самостоятельно готовить устные выступления, повышается интеллектуальная активность, развиваются коммуникативные способности. Для повышения эффективности урока необходима серьезная предварительная подготовка. Вопросы — задания готовятся в виде обращений к специалистам, от лица которых выступают участвующие в игре школьники. «Специалисты» должны быть готовы раскрыть сущность каждой проблемы на всех уровнях, поэтому их выбирают из числа сильных учащихся. Ученик, исполняющий роль ученого или специалиста, должен самостоятельно сконструировать сообщение. Каждое выступление строится в соответствии с законами драматургии.

Процесс ролевой игры повышает эмоциональность ее участников, а, следовательно, они лучше воспримут и запомнят обсуждаемую информацию.

Урок — творческий отчет

Такие уроки требуют достаточное количество времени для подготовки. Но для развития творческого воображения, интеллектуального развития учащихся они просто необходимы. При подготовке к уроку ребята используют знания, полученные на уроках, и из дополнительных источников информации. Здесь могут быть использованы театрализованные постановки на определенные сюжеты.

Все это только малая часть большого разнообразия нетрадиционных форм проведения уроков. Но даже они могут заметно «оживить» процесс получения знаний, повысить качество их усвоения, развивают познавательную самостоятельность учащихся, их интеллектуальное развитие.

 

Урок – конференция

 

Главная цель урока: воспитать мыслящего читателя.

Задачи уроков: конференций: активизация познавательной активности ребят, формирование у них умений самостоятельно приобретать знания, работать с литературой, выступать публично, слушать других. Сама конференция заключается не только в прослушивании докладов, но и в их обсуждении.

Такие уроки активизируют познавательную деятельность не только «сильных» учеников, но и «слабых», расширяют кругозор учащихся.

Подготовительный период. Работа с ответственными за подготовку: анализ отобранного материала, планирование урока, разработка системы вопросов для беседы с классом. Методика проведения: ведут урок сами учащиеся (три человека), затем вместе с учителем они анализируют свою работу, опираясь на мнение класса (интересно было на уроке или не интересно).

Урок – КВН

Структура урока – КВН

(Время подготовки определяется количеством часов для прохождения темы в целом).

1.                  Разминка команд (класс разделён на две команды).

2.                  Выполнение командами (на время) письменной работы по трём выриантам.

3.                  Проверка домашнего задания: конкурс газет; конкурс докладов и т.д.

4.                  Конкурс капитанов команд (им даётся по два задания на сообразительность и быстроту реакции на вопрос).

5.                  Викторина.

6.                  Подведение итогов работы судейской коллегией (ученики старших классов). Определение команды – победительницы, награждение членов команды.

 

Урок – заочная экскурсия

 

Главная цель: развитие интереса к природе, наблюдательности и любознательности школьников.

Подготовительный период: всех учащихся разделить на группы по интересам, каждой группе даётся задание – подготовить рассказ о том или ином животном, растении. Рассказ готовит вся группа, на уроке рассказывает один ученик от группы, остальные дополняют его при необходимости. Каждая группа готовит небольшую инсценировку из жизни птиц, животных, которым плохо живётся в разорённых и загрязнённых водоёмах. Учитель помогает ребятам в отборе материала, в работе над инсценировкой, привлекая себе в помощники родителей учащихся и старших школьников.

Структура урока – заочной экскурсии

1.                  Вступительное слово учителя: отправляемся на экскурсию, необходимо много увидеть, запомнить, чтобы потом рассказать своим друзьям. В конце экскурсии определим, кто самый внимательный, кто сумел увидеть больше всех.

2.                  Рассказ учащихся: от каждой группы выступает один ученик, другие дети дополняют выступающих, задают вопросы, делают уточнения.

3.                  Работа по учебнику (или по любой книге, описывающей жизнь растений и животных водоёмов), для каждой группы – индивидуальное задание. Работа – на время. Группа определяет, кто будет рассказывать о совместно изученном в книге (и здесь возможны дополнения, если рассказ получится неточным или неполным).

4.                  Дидактическая игра – аукцион «Кто знает (увидел) больше?

Например: «Какие растения поля встретились вам на этой экскурсии?»

5.                  Дидактическая игра «Кто быстрее?» - работа по карточкам с индивидуальными заданиями. Задания составлены на основе материала из отсроченного домашнего задания каждой группе (на уроке этот материал был раскрыт в рассказах учащихся – представителей групп).

6.                  Показ приготовленных инсценировок.

7.                  Подведение итога заочной экскурсии: дети сами определяют, чей рассказ, инсценировка были самыми интересными, объясняют, почему они так считают. Что помогло составить такой интересный рассказ, инсценировку (авторы были наблюдательны, ничего не пропустили на экскурсии, всё сумели подметить, запомнить и интересно рассказать товарищам).

8.                  Учитель: «К каким выводам мы пришли?».

9.                   

Урок – конкурс любителей природы

 

Такой урок чаще всего проводится после изучения ключевых тем курса природоведения.

Главные цели урока: систематизация знаний по теме, развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Подготовительный период (неделя - 2 недели): класс делится на группы (команды), во главе каждой команды – капитан (его выбирают сами дети).

Каждая команда получает задания: составить по два вопроса командам – соперницам, составить ребусы, шарады, викторины, приготовить рисунки по теме урока, подготовиться к их защите.

Структура урока – конкурса:

1.                  Разминка. Капитаны команд задают командам по два вопроса. Жюри (в его составе старшеклассники, родители) оценивает вопросы и ответы, записывают на доску баллы, которые заработала каждая команда.

2.                  Весёлая минутка: ребусы, шарады, викторины. Кто быстрее и правильнее. Жюри оценивает работу команд.

3.                  Конкурс рисунков, их защита (рисунки заранее представлены на классной выставке). Жюри оценивает  эту работу команд.

4.                  Конкурс капитанов: устное сочинение. На билетиках написано темы. Капитаны тянут жребий, определяясь, кому какая тема достанется и в каком порядке будут представлены устные сочинения по предложенным темам. Время подготовки к устному сочинению – 5 минут. В эти 5 минут капитаны слушают  членов своей команды, которые стараются снабдить капитанов нужной информацией по теме сочинения. Задача капитанов – обобщить полученную информацию и составить интересное устное сочинение. Жюри оценивает коллективную работу команд.

5.                  Дидактическая игра «Кто где живёт». Каждой команде выдаётся по нескольку картинок животных. Их задача – прикрепить картонку на карту природных зон в месте обитания данного животного.

6.                  Диапозитивы: что где растёт. Каждая команда демонстрирует свои диапозитивы и комментирует их.

7.                  Подведение итога: всё увиденное, услышанное обобщается каждой командой в виде короткого устного рассказа по теме урока (от имени команды выступает с обобщением капитан или любой выбранный ребятами член команды).

Выступление членов жюри: определяются победители, награждаются книгами, открытками и др.

Урок - консультация

Главные цели: формирование умений по организации самостоятельной работы в процессе подготовки к сочинению.

Подготовительный этап (отсроченное  домашнее задание): выбрать тему, отобрать материал и т.д.

Структура урока – консультации:

1.                  Вводное слово учителя. Чёткое целеполагание: на уроке мы вместе должны обдумать трудную тему домашнего сочинения, отобрать материал к данной теме, определить содержание, стиль изложения, составить план, написать вступление, вспомнить некоторые правила орфографии, пунктуации и цитирования.

План работы на доске:

1.                  Обдумать тему (её границы, материал к теме, стиль изложения).

2.                  Составить развёрнутый план к сочинению.

3.                  Написать варианты вступления к сочинению.


Нетрадиционные уроки. Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по…

Нетрадиционные уроки. Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по…

Направления деятельности участников учебно – воспитательного процесса: 1

Направления деятельности участников учебно – воспитательного процесса: 1

Лекция — «парадокс». Такой вид лекции, текст которой составлен на основном материале ранее изученных тем, содержит ошибочные сведения, которые учащиеся должны определить по ходу урока

Лекция — «парадокс». Такой вид лекции, текст которой составлен на основном материале ранее изученных тем, содержит ошибочные сведения, которые учащиеся должны определить по ходу урока

Составление плана, конспектирование, подборка цитат, составление тезисов; запись выводов, обобщений, интересного фактического материала

Составление плана, конспектирование, подборка цитат, составление тезисов; запись выводов, обобщений, интересного фактического материала

Урок "мозговой атаки" Суть метода заключается в следующем: за минимум времени - максимум идей

Урок "мозговой атаки" Суть метода заключается в следующем: за минимум времени - максимум идей

Ребята читают по очереди. Между выступлениями - небольшие паузы, звучит музыка, на планшете появляются репродукции картин русских художников

Ребята читают по очереди. Между выступлениями - небольшие паузы, звучит музыка, на планшете появляются репродукции картин русских художников

Предварительная подготовка: Вопросы для блиц – турнира

Предварительная подготовка: Вопросы для блиц – турнира

Одна из форм групповой формы организации деятельности

Одна из форм групповой формы организации деятельности

Выполнение командами (на время) письменной работы по трём выриантам

Выполнение командами (на время) письменной работы по трём выриантам

Разминка. Капитаны команд задают командам по два вопроса

Разминка. Капитаны команд задают командам по два вопроса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2024