Статья на тему "Роль учителя физической культуры"
Оценка 5

Статья на тему "Роль учителя физической культуры"

Оценка 5
docx
15.08.2024
Статья на тему "Роль учителя физической культуры"
Роль учителя физической культуры в школе.docx

 

 

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

 

В настоящее время появилась серьезная проблема низкой физической активности детей и подростков. Причин данной проблемы много, но самая актуальная – это увлеченность компьютерными играми, и, конечно, общение в социальных сетях. У родителей этих детей дела обстояли совсем иначе в детстве и в подростковом возрасте. Ведь время, которое их дети проводят за компьютером, посвящали активным играм. Очень жаль, но несколько уроков физкультуры в неделю не исчерпывают эту проблему. Так как этого недостаточно, чтобы повлиять на физическое здоровье ребят.

 Физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно   разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей учащийся. Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

Воспитанием детей призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы.  Но особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью.

Для гармоничного физического развития ребенку необходимо много двигаться, в лучшем случае - на улице. Во время таких занятий на свежем воздухе, прекрасно решаются задачи закаливания, формирования общей выносливости, защитные функции организма укрепляются. Не последнюю роль играют в укреплении детского организма такие естественные факторы, как солнечные лучи и вода. При разумном применении эти природные источники помогают укрепить и закалить. Безусловно, все плюсы таких занятий проявятся при наличии чистого,  незагрязненного воздуха. Это улучшает процессы пищеварения и дыхательной системы. Кроме того, благоприятно влияет на учебный процесс. К сожалению, вместо подвижных игр на свежем воздухе, школьники сидят за партой во время уроков, а затем дома, выполняя домашнее задание. Поэтому так важно наличие уроков физической культуры. Это компенсирует вред от длительного нахождения в статичной позе. А ведь в школе ученик проводит не год и не два. Дети учатся там одиннадцать классов. Это еще раз доказывает важность данного предмета, который позволяет детям проявлять физическую активность среди рабочей недели. Следует отметить, что здоровье закладывается именно в детские и подростковые годы. Вот почему следует уделять особое внимание урокам физкультуры. Но здесь следует говорить не только о количестве, но и о качестве. Как показывает практика уроки физической культуры следует выводить на новый уровень, который, несомненно, будет соответствовать сегодняшним реалиям.

Для решения данной задачи необходимо вводить разнообразие в уроки физической культуры. Активная деятельность и подвижность студентов во многом будет зависеть от того, как учитель поставит задачу урока, от того, какой эмоциональный заряд задаст, и, конечно, о того, как будет распределена нагрузка. Необходимо наличие положительного эмоционального фона на уроке. В идеале он формируется еще до начала урока и сохраняется на протяжении всего занятия. Как правила, урок физической культуры проходит радостно, ученики получают удовольствие от деятельности, если все это сопровождается активностью. Важную роль играют настрой учителя, подбадривание учеников, четкость и логичность в постановке задач.

Учитель физической культуры должен быть хорошим организатором, иметь  широкую разностороннюю подготовку, чтобы, на высшем уровне, проводить уроки, организовывать и принимать активное участие во всех спортивно – массовых мероприятиях совместно с детьми (внутри школы и за ее пределами), организовывать  занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, личным примером пытаться показать учащимся о необходимости и пользе занятий спортом.

Учитель физкультуры должен менять формы работы с учениками. Она должна варьироваться от фронтальной к групповой, необходимо включать новые упражнения, менять обстановку, заниматься в зале или на улице, варьировать инвентарь, условия урока. Важно использовать разные методы работы на уроке: игровой, соревновательный, индивидуальный, коллективный, нетрадиционный урок.  Командные виды спорта предоставляют возможность использовать игровые и соревновательные методы. Ведь игра - это нет только интересная форма проведения уроков, для младших школьников игра является основным видом деятельности. Поэтому для последних необходимо внедрять в игру определенный сюжет. Прекрасно, если учитель и сам принимает активное участие в таких играх.  Чем старше школьники, тем реалистичнее становятся игры на уроке физкультуры. Конечно, в этом случае на помощь учителю приходят разные командные спортивные игры. Сначала учитель вводит игры с упрощёнными правилами, а затем игры начинают соответствовать действительным требованиям. Здесь важно помнить, что оценивание таких игр должно быть справедливым и объективным.

Общеизвестно, что основным видом деятельности младшего школьника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников необходимо как можно шире применять подвижные игры.

Как показала практика, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности в средней и старшей школе. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения.

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием.

Показателем успешности применения игр на уроках стали высокие результаты в районных соревнованиях. На протяжении последних лет команды школы занимают призовые места. Особенного успеха мы добились в спортивных играх. Как показал опрос, это вид спортивной деятельности пользуется наибольшей популярностью.

Соревнование, подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве, в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.

Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

Можно использовать и круговой метод. Круговой метод - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от одного  упражнения к выполнению  другого, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения они вновь возвращаются к первому, и  таким образом выполняется несколько серий, по  кругу.

Как нетрадиционная форма обучения на уроках физкультуры могут использоваться простейшие танцевальные упражнения. Они применяются как общеразвивающие упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно это очень простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. С помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.
Есть и необычные виды уроков. Например,    сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.
     Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей. С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации.

Как нетрадиционная форма обучения на уроках физкультуры могут использоваться простейшие танцевальные упражнения. Они применяются как общеразвивающие упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно это очень простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. С помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.
Очевидно, что на уроках физической культуры можно использовать разные формы. Учитель решает все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса. Педагог обязан хорошо знать программу и хорошо владеть навыками преподавательской деятельности: постановкой целей и задач работы, отбором содержания учебного материала, грамотно использовать различные методы, приемы и формы организации учебного процесса.

 Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

 1. Иметь определённые задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серией уроков, и частные, выполняемые в течение одного отдельно взятого урока.

 2. Быть правильно методически построенным.

 3. Быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока.

 4. Соответствовать по своему содержанию определённому составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности.

 5. Быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности.

 6. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки.

 7. Правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня.

 8. Носить воспитывающий характер.

 Строить уроки физической культуры необходимо на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества с учащимися. В соответствии с этими принципами педагог должен обеспечить каждому юноше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разно уровневые по трудности и сложности усвоения материала задания, создать условия для выбора занятий спортом.

Одна из главных задач учителей физической культуры это формирование у учащихся положительного отношения к физической культуре. Создание положительного эмоционального фона формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Учитель должен поощрять учеников за их успехи и подбадривать при неудачах.

Не менее важным является и то, что физическая культура формирует и развивает у подрастающего поколения такие качества, как трудолюбие, упорство, способность держать удар и дать отпор в определенных ситуациях. Таким образом, мы можем назвать школьную физическую культуру «школой жизни», так как уроки заключаются не только в том, чтобы играть в спортивные игры, но и работать в коллективе, принимать решения, побеждать и проигрывать с достоинством. И все это остается с человеком не только в стенах спортивного зала, но и за его пределами в обычной жизни.

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что роль учителя физической культуры в школе является ведущей. Именно поэтому учитель физкультуры должен прививать у детей положительное отношение к своему предмету. Физическая культура - это развитие духовного и физического вместе, это то, что взращивает целостную личность. Иначе говоря, учитель должен быть примером для своих учеников. Ведь личный пример лучше бесконечных нравоучений и наставлений. Настоящий учитель безгранично любит своих учеников и осознает свою миссию - вырастить физически и духовно здоровое поколение.

  Список литературы:

 

1.                      Гончаров, В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности/ В.Д. Гончаров//. - СПб., 1994. - С. 193. 2. Ионин, Л.Г. Социология культуры/ Л.Г. Ионин//.-Москва., 2006. -С.280 .

2.                      Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2000. - С.456.


 

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Как показывает практика уроки физической культуры следует выводить на новый уровень, который, несомненно, будет соответствовать сегодняшним реалиям

Как показывает практика уроки физической культуры следует выводить на новый уровень, который, несомненно, будет соответствовать сегодняшним реалиям

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету

Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию

Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию

Педагог обязан хорошо знать программу и хорошо владеть навыками преподавательской деятельности: постановкой целей и задач работы, отбором содержания учебного материала, грамотно использовать различные методы, приемы…

Педагог обязан хорошо знать программу и хорошо владеть навыками преподавательской деятельности: постановкой целей и задач работы, отбором содержания учебного материала, грамотно использовать различные методы, приемы…

И все это остается с человеком не только в стенах спортивного зала, но и за его пределами в обычной жизни

И все это остается с человеком не только в стенах спортивного зала, но и за его пределами в обычной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2024