РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
В настоящее время появилась серьезная проблема низкой физической активности детей и подростков. Причин данной проблемы много, но самая актуальная – это увлеченность компьютерными играми, и, конечно, общение в социальных сетях. У родителей этих детей дела обстояли совсем иначе в детстве и в подростковом возрасте. Ведь время, которое их дети проводят за компьютером, посвящали активным играм. Очень жаль, но несколько уроков физкультуры в неделю не исчерпывают эту проблему. Так как этого недостаточно, чтобы повлиять на физическое здоровье ребят.
Физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей учащийся. Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
Воспитанием детей призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. Но особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью.
Для гармоничного физического развития ребенку необходимо много двигаться, в лучшем случае - на улице. Во время таких занятий на свежем воздухе, прекрасно решаются задачи закаливания, формирования общей выносливости, защитные функции организма укрепляются. Не последнюю роль играют в укреплении детского организма такие естественные факторы, как солнечные лучи и вода. При разумном применении эти природные источники помогают укрепить и закалить. Безусловно, все плюсы таких занятий проявятся при наличии чистого, незагрязненного воздуха. Это улучшает процессы пищеварения и дыхательной системы. Кроме того, благоприятно влияет на учебный процесс. К сожалению, вместо подвижных игр на свежем воздухе, школьники сидят за партой во время уроков, а затем дома, выполняя домашнее задание. Поэтому так важно наличие уроков физической культуры. Это компенсирует вред от длительного нахождения в статичной позе. А ведь в школе ученик проводит не год и не два. Дети учатся там одиннадцать классов. Это еще раз доказывает важность данного предмета, который позволяет детям проявлять физическую активность среди рабочей недели. Следует отметить, что здоровье закладывается именно в детские и подростковые годы. Вот почему следует уделять особое внимание урокам физкультуры. Но здесь следует говорить не только о количестве, но и о качестве. Как показывает практика уроки физической культуры следует выводить на новый уровень, который, несомненно, будет соответствовать сегодняшним реалиям.
Для решения данной задачи необходимо вводить разнообразие в уроки физической культуры. Активная деятельность и подвижность студентов во многом будет зависеть от того, как учитель поставит задачу урока, от того, какой эмоциональный заряд задаст, и, конечно, о того, как будет распределена нагрузка. Необходимо наличие положительного эмоционального фона на уроке. В идеале он формируется еще до начала урока и сохраняется на протяжении всего занятия. Как правила, урок физической культуры проходит радостно, ученики получают удовольствие от деятельности, если все это сопровождается активностью. Важную роль играют настрой учителя, подбадривание учеников, четкость и логичность в постановке задач.
Учитель физической культуры должен быть хорошим организатором, иметь широкую разностороннюю подготовку, чтобы, на высшем уровне, проводить уроки, организовывать и принимать активное участие во всех спортивно – массовых мероприятиях совместно с детьми (внутри школы и за ее пределами), организовывать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, личным примером пытаться показать учащимся о необходимости и пользе занятий спортом.
Учитель физкультуры должен менять формы работы с учениками. Она должна варьироваться от фронтальной к групповой, необходимо включать новые упражнения, менять обстановку, заниматься в зале или на улице, варьировать инвентарь, условия урока. Важно использовать разные методы работы на уроке: игровой, соревновательный, индивидуальный, коллективный, нетрадиционный урок. Командные виды спорта предоставляют возможность использовать игровые и соревновательные методы. Ведь игра - это нет только интересная форма проведения уроков, для младших школьников игра является основным видом деятельности. Поэтому для последних необходимо внедрять в игру определенный сюжет. Прекрасно, если учитель и сам принимает активное участие в таких играх. Чем старше школьники, тем реалистичнее становятся игры на уроке физкультуры. Конечно, в этом случае на помощь учителю приходят разные командные спортивные игры. Сначала учитель вводит игры с упрощёнными правилами, а затем игры начинают соответствовать действительным требованиям. Здесь важно помнить, что оценивание таких игр должно быть справедливым и объективным.
Общеизвестно, что основным видом деятельности младшего школьника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников необходимо как можно шире применять подвижные игры.
Как показала практика, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности в средней и старшей школе. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием.
Показателем успешности применения игр на уроках стали высокие результаты в районных соревнованиях. На протяжении последних лет команды школы занимают призовые места. Особенного успеха мы добились в спортивных играх. Как показал опрос, это вид спортивной деятельности пользуется наибольшей популярностью.
Соревнование, подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве, в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.
Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.
Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.
Можно использовать и круговой метод. Круговой метод - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от одного упражнения к выполнению другого, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения они вновь возвращаются к первому, и таким образом выполняется несколько серий, по кругу.
Как
нетрадиционная форма обучения на уроках физкультуры могут использоваться
простейшие танцевальные упражнения. Они применяются как общеразвивающие
упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно это очень простые,
ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. С помощью таких упражнений
учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к
предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.
Есть и необычные виды уроков. Например, сюжетный
урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть
творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность
проявить себя и порадоваться за себя и других.
Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую
организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи
решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета
в совокупности с выполнением различных ролей. С одной стороны, сюжетно-ролевые
уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть
направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные
ситуации.
Как нетрадиционная форма обучения на уроках физкультуры могут
использоваться простейшие танцевальные упражнения. Они применяются как
общеразвивающие упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно
это очень простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. С
помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить
организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное
состояние.
Очевидно,
что на уроках физической культуры можно использовать разные формы. Учитель
решает все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей
цели учебно-воспитательного процесса. Педагог обязан хорошо знать программу и
хорошо владеть навыками преподавательской деятельности: постановкой целей и
задач работы, отбором содержания учебного материала, грамотно использовать
различные методы, приемы и формы организации учебного процесса.
Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:
1. Иметь определённые задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серией уроков, и частные, выполняемые в течение одного отдельно взятого урока.
2. Быть правильно методически построенным.
3. Быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока.
4. Соответствовать по своему содержанию определённому составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности.
5. Быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности.
6. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки.
7. Правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня.
8. Носить воспитывающий характер.
Строить уроки физической культуры необходимо на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества с учащимися. В соответствии с этими принципами педагог должен обеспечить каждому юноше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разно уровневые по трудности и сложности усвоения материала задания, создать условия для выбора занятий спортом.
Одна из главных задач учителей физической культуры это формирование у учащихся положительного отношения к физической культуре. Создание положительного эмоционального фона формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Учитель должен поощрять учеников за их успехи и подбадривать при неудачах.
Не менее важным является и то, что физическая культура формирует и развивает у подрастающего поколения такие качества, как трудолюбие, упорство, способность держать удар и дать отпор в определенных ситуациях. Таким образом, мы можем назвать школьную физическую культуру «школой жизни», так как уроки заключаются не только в том, чтобы играть в спортивные игры, но и работать в коллективе, принимать решения, побеждать и проигрывать с достоинством. И все это остается с человеком не только в стенах спортивного зала, но и за его пределами в обычной жизни.
Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что роль учителя физической культуры в школе является ведущей. Именно поэтому учитель физкультуры должен прививать у детей положительное отношение к своему предмету. Физическая культура - это развитие духовного и физического вместе, это то, что взращивает целостную личность. Иначе говоря, учитель должен быть примером для своих учеников. Ведь личный пример лучше бесконечных нравоучений и наставлений. Настоящий учитель безгранично любит своих учеников и осознает свою миссию - вырастить физически и духовно здоровое поколение.
Список литературы:
1. Гончаров, В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности/ В.Д. Гончаров//. - СПб., 1994. - С. 193. 2. Ионин, Л.Г. Социология культуры/ Л.Г. Ионин//.-Москва., 2006. -С.280 .
2. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2000. - С.456.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.