Тема урока: Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: проследить жизненный путь Достоевского Ф.М. (кратко), определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.
Задачи:
обучающие:
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий; развитие аналитических интерпретатор ких и творческих умений;
выяснение нравственно-философской проблематики повести и её связи с сегодняшним днём; обучение монологическим высказываниям;
-развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие навыков сравнения литературных произведений; развитие ИК компетенции.
-воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к искусству; формирование этических навыков ведения дискуссии.
Ход урока.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания, сообщение темы и цели урока.
Цель: организовать внимание всех учащихся.
Цель: закрепить, уточнить и систематизировать знания.
Слово учителя. (Слайд № 2)
Сегодня на уроке мы будем говорить о жизненном и творческом пути Ф. М. Достоевского. Мы обменяемся впечатлениями о прочитанном романе писателя «Белые ночи», поговорим о типе петербургского мечтателя, затронем тему одиночества в странном мире ночей.
Трудное и ответственное дело говорить о таком авторе как Достоевский. Разногласия в оценке его противоречий существуют и по сей день. Общие оценки были разными. Они менялись с течением времени. Но есть в них и нечто устойчивое. Прочно укрепилась мысль о наличии разных периодов в творческом мировоззрении писателя. Таких периодов два: досибирский и послесибирский. Сегодня мы говорим о досибирском периоде творчества. Наша задача понять, что пафос жизни и творчества Достоевского – не в примирении, а в мучительной борьбе за поруганного человека, что он оставался верным себе, и как бы не хотелось ему покоя и мира, он не мог мириться со злом. Ему шел 5-й год, когда казнили декабристов, 16-й, когда убили Лермонтова, а в 28 на Семеновском плацу в Петербурге над его головой палач преломил шпагу.
Достоевский – это титан мысли, слова и страсти.
Готовясь к уроку, вы знакомились с мнением критиков о творчестве писателя, его дневниковыми записями.
Послушаем, что говорит Достоевский о себе: (ученик зачитывает строчки из дневника писателя):
«Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить». «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»
Добролюбов говорил о Достоевском (зачитать цитату на доске).
Боль о человеке… Для творчества писателя, его преобладающей мысли, для его гуманизма трудно найти более емкую и точную формулу. Этой болью уже были пронизаны «Бедные люди» (1846 г.) –
1-е произведение писателя. Исключительный успех и славу принесло оно Достоевскому, с ним мы знакомились в прошлом учебном году.
III Проверка домашнего задания (Рефлексия)
Цель: организовать в ходе опроса отдельных учащихся коллективную познавательную деятельность всех учащихся. Осуществлять развитие речи и мышления отвечающего ученика.
(Ученик подготовил небольшое сообщение по роману «Бедные люди»). (Слайд № 3)
Роман «Бедные люди» - это переписка двух живущих рядом добрых, ведущих трудную жизнь людей Макара Девушкина и Варвары Доброселовой. Уже название романа указывало на тот материал, который положен в его основу, на преобладающий типаж его героев. Это — бедные люди, влачащие жалкое существование, городская «дробь и мелочь», как говаривал в таких случаях Гоголь. Духовный мир их весьма скуден. Их быт – это постоянное ожидание крушения, какой-то катастрофы, от них не зависящей. Работа их однообразна и скучна. Так, Макар Девушкин вот уже 30 лет переписывает за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов, жалуется на свою старость, хотя ему всего 47 лет. Он постоянно ощущает свою неуверенность.
С творчеством Достоевского вы ещё не встречались на уроках литературы. Давайте будем первооткрывателями этого замечательного русского писателя!
Творчество Достоевского известно всему миру: зарубежные читатели стремятся через его произведения понять таинственные глубины и загадки русской души.
2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя.
Отец писателя – Михаил Андреевич Достоевский – принадлежал к дворянскому роду Ртищевых. Одному из его предков было даровано село Достоево в Подольской губернии, откуда и происходит его фамилия.
Мать его – Мария Федоровна, урожденная Нечаева.
Михаил Андреевич окончил Медико-хирургическую академию, воевал против Наполеона в 1812 г., а выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь 30 октября (11 ноября) 1821 г. родился Ф. М. Достоевский.
В 1838 г. юноша поступил в Главное (Петербургское) военно-инженерное училище, которое окончил в 1843 г., после чего был зачислен в Петербургскую инженерную команду. В 1837 г. умерла мать Мария Федоровна, а в 1839 г. скоропостижно скончался отец от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью, а был убит мужиками. Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь.
План урока:
1. Знакомимся с понятием белые ночи:
• с его астрономическим значением,
• с его художественным символом: белые ночи – ночи светлой любви, это сразу введёт нас в содержание и стилистику повести Достоевского «Белые ночи».
2. Анализируем высказывание Достоевского, в котором заложен смысл всей его жизни и творчества – интерес к человеку, познание тайны человека и самосовершенствование на основе этого познания.
3. Знакомство с биографией Ф. М. Достоевского и с его творчеством. Смысл жизни и творчества Ф. М. Достоевского – разгадать тайну человека, и, разгадав её, стать Человеком.
4. «Белые ночи»: проблема жанра.
• анализ подзаголовков: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»,
• закрепляем термины: повесть и роман,
• ищем черты этих жанров в «Белых ночах».
5. Вспоминаем литературоведческие термины: литературные и общекультурные направления сентиментализм, романтизм, реализм.
6. Вспоминаем произведения живописи, принадлежащие каждому из этих направлений, а также музыкальные произведения.
7. Тема «маленького человека» в повести, традиции «натуральной школы».
8. Черты сентиментализма, романтизма, реализма в «Белых ночах».
9. Исследуем внутренний мир героев романа, для этого изучаем средства создания психологического портрета героя. Подходим к понятию психологизма в творчестве Достоевского.
10. Находим соответствие со стихотворением А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».
11. Обосновываем вневременный интерес к Достоевскому.
Чтобы успешно усвоить материалы урока и хорошо подготовиться к итоговой аттестации, необходимо изучить полное его содержание, а также подумать и постараться ответить на вопрос:
Почему во всём мире не ослабевает интерес к творчеству Ф. М. Достоевского во все времена?
Из письма Фёдора Достоевского брату Mихаилу.
16 августа 1839 года:
«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
(Достоевский Ф. М. Письма. 10. М. М. Достоевскому. 16 августа 1839. Петербург // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. — СПб.: Наука, 1996. — Т. 15. — С. 20—22.)
Давайте и мы с вами попробуем разгадать тайну Фёдора Михайловича Достоевского – писателя и человека, попробуем понять секрет неизменного интереса к нему во всём читающем мире.
Как вы думаете, что имел в виду Достоевский, говоря о тайне человека, разгадывать которую можно всю жизнь?
Тайна человека, о которой говорил Достоевский и которую он разгадывал в жизни и в своих произведениях, включает в себя поведение персонажей, их характеры, взаимоотношения персонажей друг с другом, их помыслы и стремления, отношение к историческим и частным, повседневным событиям, их речевые особенности, привычки, манеры, их психология и многое другое, и сквозь призму этих размышлений – нравственная самооценка.
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество писателя
Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в благочестивой семье в Москве, в Мариинской больнице для бедных, где служил врачом отец писателя М. А. Достоевский. В 1828 году отец получил звание потомственного дворянина. В семье было семеро детей. Большим потрясением была смерть матери в 1837 году, а в 1839 году семья лишилась отца. |
С 1838 года – учёба в Главном инженерном училище в Петербурге: |
«С раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями… Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья… ставят в караул, и в этом проходит всё время…» (Достоевский) |
Дальнейшая служба была не интересна Достоевскому, он вышел в отставку через год, посвятил себя творчеству: роман «Бедные люди» принёс ему успех. За ним последовали «Белые ночи» и «Неточка Незванова».
1847 год: Достоевский посещает собрания М. Буташевича-Петрашевского, который проповедовал освобождение крестьян с землёй, подготовку народных масс к революции. За участие в организации тайной типографии для распространения воззваний к крестьянам и солдатам Достоевский арестован: виновен «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Его посалили в Петропавловскую крепость, приговорили к лишению всех чинов, состояния и к расстрелу: Достоевский пережил последние минуты своей жизни. «…Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». |
Жизнь «вся пронеслась вдруг в уме, как в калейдоскопе, быстро, как молния и картинка. Зачем такое надругательство? Нет, с человеком нельзя так поступать» (Ф. М. Достоевский).
(Репродукцию картины неизвестного художника «Обряд казни петрашевцев на Семёновском плацу 22 декабря 1849 года» можно посмотреть в учебнике: Ю. В. Лебедев. Литература. 10 класс. Часть 2. – М.: Просвещение, 2017. - С.76.)
8 лет заключения, каторги и последующей службы рядовым солдатом изменили взгляды Достоевского: от сторонника развития России европейским путём он пришёл к пониманию того, что на Западе «все собственники или хотят быть собственниками», писателю претит европейское самообожествление человека. Его новый идеал – «вполне сознать своё я – и отдать это всё самовольно для всех», ничего не требуя для себя. Только в христианском братстве Достоевский видит истину и прогресс.
Достоевский издаёт журналы «Время» и «Эпоха». Пишет книгу о каторге «Записки из Мёртвого дома», повесть «Униженные и оскорблённые», а затем романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и многое другое. |
Достоевский обнажает перед читателем внутренний мир героев, он предстаёт как тонкий психолог – знаток человеческих душ, проповедует гуманизм, смирение, сострадание и защиту «униженных и оскорблённых».
(Репродукцию картины художника В. Перова «Ф. М. Достоевский» (1872 год) см. ниже.)
|
Достоевский женился: Анна Григорьевна стенографировала его произведения. Она стала ему возлюбленной, верным другом, разделив все его восторги и страдания, труды, болезни и страсти.
Умер Фёдор Михайлович Достоевский в 1881 году.
Фёдор Михайлович Достоевский «Белые ночи» |
Произведению «Белые ночи» автор предпослал 2 подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «(Из воспоминаний мечтателя)». Повесть «Белые ночи» была написана в 1848 году. |
Давайте подумаем, каков всё же жанр произведения. |
Вспомним, что такое повесть и что такое роман. |
По́весть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Рома́н — эпическое произведение с развитым сюжетом (несколькими сюжетными историями) и панорамным изображением общества. |
Какие же черты повести есть в произведении Достоевского «Белые ночи», и какие черты романа здесь присутствуют?
В «Белых ночах» есть черты повести:
небольшой объём,
всего 4 персонажа,
один сюжет.
Однако в течение всего лишь 4-х ночей пережита мечтателем и Настенькой целая жизнь;
в центре произведения – любовная интрига;
типичный конфликт – любовный треугольник;
значительное внутреннее содержание, -
всё это оправдывает жанр романа.
|
А теперь выясним, к какому духовному и общественно-культурному движению и к какому литературному направлению относится повесть «Белые ночи». Для этого повторим, что такое сентиментализм, романтизм и реализм и рассмотрим примеры произведений живописи этих направлений.
|
Сентиментализм поставил в центр своих художественных интересов обыкновенного человека, наделённого глубокими, тонкими чувствами и особым даром — чувствительностью, способностью сочувствовать другим людям, сострадать им. |
Бедная Лиза. Художник О. А. Кипренский. 1827
(#655414 ЭФУ, Коровина, 9 класс, ч.1.2016)
Почва романтизма — чувство очарования безграничной свободой личности при одновременном и слитном с ним чувстве разочарования в ограниченности и скованности свободы духа внешними (социальными и иными) и внутренними причинами (несовершенство человеческой природы). Каждая личность — особый, неповторимый мир духа, творческого «я».
Лорд Байрон в албанском костюме. Художник Томас Филлипс
(ЭФУ, Коровина, 9 класс, ч.1.2016)
Искусство реализма основано на изображении действительности такой, какая она есть, типичности характеров, обусловленных при их формировании и в дальнейшей судьбе жизненными обстоятельствами (прошлым и настоящим), на их саморазвитии и самодвижении.
Ф. М. Достоевский. Художник В. Перов.
1872 год
(В учебнике: В. Я. Коровина и др. Литература. 9 класс. Часть 1. – М.: Просвещение, 2017. - С.360.)
В повести «Белые ночи» мы видим
черты сентиментализма: они в безграничном сострадании героев друг другу, в чувствительности, в трепетной, беспримерно чистой любви,
черты романтизма – в отдалении Мечтателя от людей и погружении его в собственный мир, в предельном накале чувств,
но и реализм в полной мере присутствует здесь: Достоевский с большой любовью воспел высокие чувства «маленького человека», простых, бедных людей, типичных для середины XIX века, показал их характеры в развитии, продолжая и развивая традиции «натуральной школы».
Теперь начинается самое интересное: попробуем заглянуть в душу нашего героя Мечтателя и его возлюбленной Настеньки, открытые для нас Достоевским.
Какими средствами отрывает Достоевский самое сокровенное? Обратимся к тексту «Белых ночей».
Разберёмся, каким образом удаётся Достоевскому раскрыть все потаённые уголки сердца героя.
Мы уже анализировали название повести. Вернёмся к началу нашего урока.
Белые ночи – ночи счастья для Мечтателя, поэтому они белые, не только природное явление имеется в виду, на фоне которого развиваются события повести. В этом – символика названия.
Что способствует раскрытию души героев?
Название повести с его подзаголовками
• задаёт тональность повести («Сентиментальный роман», «Белые ночи»),
• указывает на время действия – оно в прошлом («Из воспоминаний мечтателя»),
• знакомит с главным героем – он мечтатель («Из воспоминаний мечтателя»),.
Рассмотрим сюжет повести. Повторим, что такое сюжет.
Сюже́т — ряд событий, описанных в художественном произведении.
Перед нами — сюжет повести «Белые ночи»:
Одинокий мечтатель белой Петербургской ночью спасает девушку от преследования. Герои исповедуются друг другу. Мечтатель полюбил Настеньку. Мечтатель и Настенька решают пожениться. Появляется прежний возлюбленный Настеньки, и она уходит с ним. Мечтатель не обижается и благодарит судьбу за подаренное ему счастье.
Эта цепь событий ведёт читателя к счастью любви Метателя, пусть даже неразделённой, но верной и возвышенной, одухотворяющей всю жизнь героя.
Повесть представляет собой повествование от 1-го лица – это форма дневника.
Форма дневника даёт возможность герою полностью исповедоваться перед читателем, обнажить свою душу, показать тончайшие оттенки переживаний, формирования чувств и их развития, то есть раскрыть себя.
И вот что узнаёт читатель благодаря исповедальной форме повествования о главном герое:
Мечтатель беден, одинок, он живёт в вымышленном мире, беседует с домами… |
Но это человек бесконечно добрый, отзывчивый. Он проявляет отвагу, защитив ночью девушку от пьяного. Бескорыстное служение возлюбленной, душевная чуткость, доверчивость и самоотречение раскрывают в нём человека высокой души – идеального человека.
Пейзажи и интерьеры всегда проецируются у Достоевского на душевные состояния героев, усиливают их, доводят до высшего накала их переживания:
«Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя».
Постоянен в повести параллелизм состояния природы и душевного состояния героя.
Например, после прочтения прощального письма Настеньки опустошённый Мечтатель увидел:
«…комната моя постарела… Стены и потолки облиняли, всё потускнело».
Такими средствами Достоевский создаёт психологический портрет героя.
Форма и содержание повести «Белые ночи» находятся в единстве и представляют на суд читателя идеального героя, жертвующего своей любовью во благо Возлюбленной. Достоевский прославляет смирение и жертвенность своего героя – это позиция автора.
«Как дай вам Бог любимой быть другим», – говорит А. С. Пушкин в стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».
«Да будет ясно твоё небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!» – говорит Мечтатель. Так Достоевский в «маленьком человеке» разглядел большое сердце.
Произведения Ф. М. Достоевского вдохновляли творцов искусства на создание своих интерпретаций его творений.
Замечательные иллюстрации создал современный художник Фёдор Ионин к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Классические иллюстрации И. Глазунова, М. Добужинского вы можете самостоятельно найти в библиотеках, в Интернете.
По этой повести в 1959 году создан талантливый одноимённый художественный фильм. Режиссёр И. Пырьев. В роли Мечтателя О. Стриженов. В роли Настеньки Л. Марченко.
Эти произведения искусства помогут вам понять варианты интерпретации повести: режиссёрскую трактовку, актёрские находки, разные зрительные образы, созданные художниками, и общую их любовь к художественному миру Достоевского.
Y Подведение итогов работы по изучению новой темы
Цель: сформулировать поставленную задачу и её решение как вывод. (Слайд № 17)
Итак, роман прочитан. Мы говорили сегодня о петербургском мечтателе Достоевского. Негативное отношение к мечтательности у Достоевского сложилось под влиянием В. Г. Белинского. Но, осуждая своего героя за оторванность от жизни, писатель сочувствует ему, и поэтому протест против мечтательности звучит приглушенно. Также мы затронули тему одиночества. Идея одиночества человека, его неприкаянности не может не волновать людей. Таков всеобъемлющий гуманизм Достоевского: писатель исполнен « боли о человеке» всяком - бедном, обделенном, забытом, неудачливом, оставленном – и заставляет разделить эту боль нас, читателей.
YI Итоги урока
(Слайд № 17)
Цель: подводя итоги урока, отметить активную работу и хорошую подготовку. Выставить оценки за урок.
Общие выводы:
1. Достоевский выразил не только угнетающую тяжесть жизни униженных и оскорблённых, но и духовную силу простых, сердечных людей, которые и в тёмных закоулках столичных трущоб сохранили и разум, и отзывчивость, и веру в человека.
2. Достоевский в повести «Белые ночи» показал идеального героя, жертвующего своей любовью во благо Возлюбленной. Писатель прославляет смирение и жертвенность своего героя – это позиция автора.
3. Средства создания психологического портрета героя в повести «Белые ночи»:
а) название повести и её подзаголовки,
б) сюжет повести,
б) форма дневника – исповедальная,
в) пейзажи и интерьеры соответствуют психологическому состоянию героя.
4.Достоевский, исследуя Человека (вспомним его слова, процитированные в начале урока), многие десятилетия привлекает внимание читателей во всём мире своим глубоким и проникновенным психологизмом, он внёс большой вклад в русскую литературу и общественное сознание, он раскрыл перед читателем душу русского человека.
YI Домашнее задание (Творческое задание)
Цель: углублять осмысление учащимися изученного материала, развивать умение владения речью, развивать умения анализировать поставленный вопрос и отвечать на него письменно.
Дома вам предстоит письменная работа. Это сочинение-миниатюра. Но прежде чем к ней приступить, давайте прочитаем последний абзац романа. (Ученик читает).
А теперь откройте 379 страницу учебника, найдите вопрос:
как и почему герой воспринимает финал своих отношений с Настенькой? Можно ли считать такое завершение несчастным? На этот вопрос вам и предстоит ответить дома в сочинении-миниатюре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.