Статья на тему: «Система преподавания времен английского глагола»
Оценка 4.6

Статья на тему: «Система преподавания времен английского глагола»

Оценка 4.6
doc
26.06.2024
Статья на тему: «Система преподавания времен английского глагола»
sistema_prepodavaniya_vremyon_angliyskogo_yazyka.doc

 

Статья на тему: «Система преподавания времен английского глагола»

 

Несколько лет назад, закладывая в умы школьников грамматику английского языка, я четко следовала веками отработанной методике преподавания времен – каждое время разбиралось в отдельности – с лингвистическими терминами, последующим анализом и синтезом. Разобрав “по косточкам” одно время, мы переходили к другому, сравнивали их, делали упражнения, проводили устные тренинги, писали тесты и конечно,  переводили с русского на английский язык. Мне казалось, что после такого “мозгового штурма” вопросов по временам оставаться не должно. Но…, пройдя полный курс времен английского глагола, написав довольно неплохо контрольную работу, на очередном занятии я слышала: “Что же все-таки это за время – Present Perfect?” Я долго думала – ну почему так? Почему школьники не ЧУВСТВУЮТ времена? Они понимают, как они образуются, могут назвать все правила употребления, назвать основные признаки, но ощущения, что “все ясно” – нет. Я еще потом долго “нащупывала” разные способы преподавания времен, но результат оставался прежним. Времена знали, но не чувствовали. Как раз в этот момент, мне на глаза попалась статья шведского полиглота Эрика В. Гуннемарка: “Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен – три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос, а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может”.

К концу 5 класса  ребята должны усвоить четыре времени, а в 6 уже пять. С тремя временами все понятно – настоящее, прошедшее и будущее. И тут вдруг какие-то странные: «настоящее продолженное», «настоящее простое», «настоящее совершенное». Пытаясь аккуратно, не запугивая, подвести детей к этому времени, я вкладываю в их головы мысль – времен в английском языке ровно столько же, сколько и в русском – ТРИ. Но есть оттенки времени, как в красках. Вот, существуют в природе цвета – красный, желтый, синий, но есть еще и оттенки – оранжевый, розовый и так далее. От теории перехожу к “технике, тренировке обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора”. Далее я буду опираться на стандартную государственную программу изучения английского языка в средней школе с 5 по 11 класс. (См. Приложение 1, таблицу № 1)

Усвоение времен я разбиваю на три основных этапа (постоянно напоминая учащимся, о том, что времен три!):

 

1 ЭТАП. 5-й класс: изучение двух времен: Pr. Simple & Pr. Continuous. Перед тем, как знакомить учащихся с понятием времени, я говорю, что самая главная часть речи в английском предложении – это глагол и для того, что бы изменить время, достаточно поменять форму глагола. Я постоянно подчеркиваю, что времен всего три, но что бы наша речь была интереснее, красивее, понятнее мы “подкрашиваем” наши глаголы нужным оттенком.

Для этого перед глазами учащихся появляется схема – алгоритм, (см. Приложение 2, таблицу № 2). Следуя стрелкам, строим правильное предложение. Позднее, учащиеся уже не нуждаются в опорной схеме, у многих детей хорошо развита зрительная память, и стоит им только задать вопрос “В какой части схемы мы находимся – в левой или правой?” как правильное решение не заставит себя долго ждать. Здесь следует уточнить, что, конечно же, мы разбираем и записываем в тетрадь образование каждого времени в отдельности, изучаем правила орфографии при добавлении окончаний, но практическое освоение времен происходит только вместе, в постоянном сравнении, на конкретных примерах и упражнениях. Таким образом, я даю детям понять, что мы начали изучать настоящее время и познакомились с двумя из его оттенков, один из которых придает нашему действию оттенок длительности, а другой – оттенок постоянства, регулярности.

 

2 ЭТАП. 6-й класс: к изученным двум временам добавляем сразу три новых времени: Past Simple, Future Simple & Present Perfect. Это очень важный этап в изучении времен. Здесь закладываются основы понимания всех основных аспектов временных форм – Simple, Continuous & Perfect. От того, насколько хорошо учащиеся прочувствуют эти самые аспекты, зависит дальнейшее успешное освоение всех остальных времен. И снова                          появляется таблица (см. Приложение 3, таблицу № 3). Здесь учащиеся видят уже знакомые им два времени и три новых. Я не зря поставила сначала все настоящие времена, затем прошедшее и, наконец, будущее. Снова говорю ребятам о том, что времен – три. Все остальное – оттенки. Мы уже знаем два оттенка настоящего времени (действие может быть простое, а может быть продолженное), начинаем изучать новый оттенок настоящего времени – совершенный. Записываем в тетрадь образование, слова указатели и переходим к упражнениям сразу на три времени.

Далее появляется Past Simple. Ввожу понятие правильного и неправильного глагола, рассматриваем таблицу неправильных глаголов. Делаем несколько упражнений на трансформацию предложений из простого настоящего в простое прошедшее. Затем привожу учащимся два примера по-русски:

– Пушкин написал много книг.

– Джоан Ролинг написала много книг. (Ну, наверное, сейчас нет ни одного ребенка, который бы не знал знаменитого автора “Гарри Поттера”, но на всякий случай напоминаю им кто это.) Обращаю внимание ребят на то, что в русском языке эти предложения с точки зрения времени выглядят одинаково. Глаголы стоят оба в прошедшем времени. А теперь показываю им, как эти предложения переводятся на английский язык:

– Pushkin wrote many books.

– Joanne Rowling has written many books.

Почему в первом случае мы использовали простое прошедшее время, а во втором – настоящее совершенное? Как правило, в классе всегда находится ученик, который делает правильный вывод: Пушкин уже умер, он больше ничего не напишет, поэтому он “в прошлом”, а Дж.Ролинг живет сейчас и напишет еще много историй о Гарри Потере, поэтому о действии “писать” нельзя сказать в прошедшем времени. И здесь нам на помощь приходит настоящее время, но уже совершенное. Таким образом, учащиеся хорошо понимают, что такое “законченный и не законченный период времени”.

После того, как учащиеся знакомы с образованием и функциями всех пяти времен, я использую для начального тренинга следующее упражнение: пишу на доске набор слов: подлежащее и сказуемое в начальной форме и прошу учащихся составить пять предложений в разных временах, добавив к ним соответствующие обстоятельства времени. Например:

– she\ cook dinner

На начальном этапе это упражнение делаем все вместе, один ученик у доски, остальные работают в тетрадях. Вот, что у нас должно получиться:

  1. She cooks dinner every day. (Pr. Simple)
  2. She is cooking dinner now. (Pr. Cont.)
  3. She has already cooked dinner. (Pr. Perf.)
  4. She cooked dinner ten minutes ago. (Past Simle)
  5. She will cook dinner tomorrow. (Future Simple)

Обязательно подчеркиваем форму глагола, а в скобках указываем время. Устно проговариваем перевод. Затем усложняю задачу: прошу сделать отрицательные и вопросительные предложения. Отработав на таком упражнении пять времен, переходим к упражнениям на раскрытие скобок. Перед глазами таблица № 3. Действуем по следующему алгоритму, который записываем под диктовку в тетрадь:

  • Прочитай задание (именно задание, так как под одним номером часто задается целая ситуация, состоящая из нескольких предложений.) до конца.
  • Переведи его на русский язык.
  • В каком времени наша ситуация – в настоящем, прошедшем или будущем?
  • Придай каждому действию (глагол в скобке) нужный оттенок: простой, продолженный или совершенный.
  • Запиши полученные предложения.

Четко следуя данному плану, на начальном этапе под контролем учителя, учащиеся учатся строить предложения в нужном времени. Далее, ученики уже самостоятельно могут пользоваться таблицей, а со временем и вовсе в ней не нуждаются. Ну, и конечно, весь год мы учим неправильные глаголы, разыгрываем различные речевые ситуации в диалогах и играх. В конце изучения пяти времен я провожу два важных мероприятия:

  • Зачет по пяти временам
  • Урок КВН “Five Favourite Tenses” (класс делится на две команды и выполняет различные задания в игровой форме)

Я специально очень подробно остановилась на втором этапе изучения времен, т.к. повторюсь, он, на мой взгляд, самый важный. За этот год учащиеся должны прочувствовать эти пять времен на подсознательном уровне, как на своем родном языке. Далее, в старших классах на эту базу очень легко и органично накладываются остальные времена.

 

3 ЭТАП. 7-й класс. Семь времен: К изученным пяти добавляются Past Continuous & Past Perfect.

Два этих времени добавляются в новую таблицу (см. Приложение 4, таблица № 4) и мы действуем по старой, отлаженной схеме:

  • Разбор образования времен
  • Упражнения на трансформацию предложений в семи разных временах
  • Упражнения на раскрытие скобок
  • Отработка семи времен в речевых ситуациях
  • Итоговый зачет

Еще раз подчеркну два очень важных нюанса.

  1. На каждом этапе мы говорим о том, что основных времен в английском языке – три.
  2. Нужно как можно быстрее начать работать со всеми временами в комплексе, не зацикливаться на каком-то одном.

 

4 ЭТАП. 9 класс. Все 12 времен.

Этот этап заключительный и подводит учащихся к новой, сложной теме “Согласование времен”.

Я опять использую таблицу (см. Приложение 5, таблица № 5), но на этот раз, учащиеся не видят перед собой готовую схему. Мы тратим целый урок (а иногда и два) на то, чтобы составить ее вместе. Это очень важный психологический момент – делая таблицу своими руками, учащиеся еще раз убеждаются в том, что ничего страшного “в этих временах” нет – их всего три, плюс четыре оттенка!

План построения таблицы следующий.

  1. В верхней, горизонтальной “шапке” таблице обозначаем три основных времени: Present, Past & Future.
  2. В левой вертикальной части –  четыре оттенка: Simple, Continuous, Perfect & Perfect Continuous.
  3. Берем, как в самом начале, набор слов, состоящий из подлежащего и сказуемого в начальной форме (например: Tom\ write a poem) и начинаем заполнять таблицу полученными примерами по горизонтали, т.е. прописываем все варианты простого времени, затем продолженного, совершенного и совершенно-продолженного.

Заканчивая прописывать каждую горизонталь, мы наблюдаем, как меняется форма сказуемого – выделяем сходные черты (например, учащиеся видят, что во всех продолженных временах у сказуемого появляется окончание  -ing, и только глагол to be меняется в зависимости от основного времени.)

Далее, совместно созданная таблица еще долго используется по заученному плану второго этапа и отрабатывается на упражнениях, описанных выше. Я уже предвижу вопрос: “А как же появляются в таблице такие времена как Future Perfect Continuous или Past Perfect Continuous?” Да, я не объясняю эти времена отдельно. Я просто показываю, что есть еще четвертый оттенок – длительно-совершенный. На примерах (сначала по-русски) показываю, как такие оттенки работают в речи. Затем, показав, как образуется Present Perfect Continuous, учащиеся уже сами понимают, какие элементы нужны для образования остальных длительно-продолженных времен.

Таким образом, все 12 времен (ой! простите, всего три с их оттенками!) четко выстраиваются не только в данной таблице, но и в головах наших любимых учеников.

В заключение хочу сказать, что данная система изучения времен английского глагола апробируется мною в течение нескольких лет и, разумеется, она не совершенна и постоянно дорабатывается мною новыми идеями.

Особенно актуальна эта система в нашей школе – ежегодно, к нам в классы «оборонно-спортивного профиля» приходят новые ученики из разных школ, с разным уровнем знания английского языка. Мы не тестируем уровень языка при поступлении в школу, поэтому часто к нам попадают ученики, блестяще владеющие русским и математикой, но по каким-то, не зависящим от них причинам, с огромными пробелами в языке. Иногда у меня просто нет времени на то, чтобы постепенно, шаг за шагом объяснять новичку-десятикласснику все двенадцать времен. И тогда мы садимся и вместе рисуем таблицу…

Конечно, не все так просто. Учащиеся путаются, делают ошибки. Но я добилась самого главного – у ребят нет того психологического барьера страха перед изучением двенадцати времен, который мешает им почувствовать время и, следовательно, само понимание категории “время” приходит естественно и безболезненно.

Ну, а как же иначе, ведь времен всего три, как и в нашем родном языке!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1, таб. № 1

Стандартная программа по грамматике английского языка

для средней общеобразовательной школы

       

               term       

 

     class

 

1

term

2

term

3

term

4

 term

5

class

Is, am, are

This, that, these, those

Possessive case

Numbers

Prepositions of place

Plurals

There is /are

Can / can’t

Pr. Cont.

A / an, the

Have / has got

Pr. Simple

Pr. Cont.

The hours

Don’t…

 

It’s cold

 

Revision

6

class

Am, is, are; Pr. Simple

Pr. Cont. (revision)

To be going to

Question Tags

Some / any

I want you to help me

Pr. Perfect

Past Simple

Present Perfect

There was / were

Future

 

Revision

7

class

Revision;

Comparisons and Superlatives

Pronouns

Conditional 1

Pr. Simple Passive

Past Simple Passive

Adverbs

 

Revision

 

8

class

Revision

Past Cont.

Past Cont / Past Simple

Past Perfect

Past Perfect / Past Simple

Passive

 

Revision

9

class

Pr. Perfect Passive;

Future Simple Passive

 

Word formation:

Suffixes: - ist; - ism

 

Reported Speech Present;

Reported Speech Past

Future in the Past

Revision

10

class

Word formation:

- ment; - ity; - ize; - ate; -

Conditional 1

Conditional 2

Conditional 3

Infinitive

Revision

11

class

Revision:

A noun

An adjective

Pronouns

Numbers

The Article

The Gerund

Revision:

All tenses

Passive

The participle

Revision:

Reported Speech, The gerund, The infinitive, Conditionals

Modals

 

Revision

 

 

Tense

Present Simple

Present Continuous

Present Perfect

Past Simple

Past Continuous

Past Perfect

Future Simple

Делаю когда?

Делаю всегда, постоянно,

по расписанию или программе

Делаю сейчас, буду делать в ближайшее время

Сделал уже, только что, недавно

Делал

когда-то

Делал что-то в тот момент, когда…

Сделал

что-то, до того как…

Буду

делать

Пример

I work at the bank.

She has French on Mondays.

We are watching TV now.

I’m not going to the cinema tonight.

She has just finished her work.

They lived in the country five years ago.

She was cooking dinner, when he came.

I had phoned my sister before I came to visit her.

He will study in England next summer.

Слова указатели

Always, usually, every,

often

Now, at the moment, tonight

Just, already, never, ever, yet

Ago, last, yesterday, in 1998

When, while, at that moment, at 5 o’clock

Before, just, already, never, ever, yet

Tomorrow,

next

+

I, you, we, they go…

He, she, It goes

I am going

He, she, it is going

You, we, they are going…

I, you, we, they have gone

He, she, It has gone

I, he, she, it

You, we, they

went..

I, he, she, it was going…

You, we, they were going

I, he, she, it

You, we, they

had gone…

I, he, she, it

You, we, they

will go…

 

_

I, you, we, they don’t go

He, she, It doesn’t go…

I’m not going

He, she, it isn’t going

You, we, they are n’t going…

I, you, we, they haven’t gone

He, she, It hasn’t gone

I, he, she, it

You, we, they didn’t go…

I, he, she, it wasn’t  going…

You, we, they weren’t  going

I, he, she, it

You, we, they hadn’t gone…

I, he, she, it

You, we, they won’t go…

?

Do I, you, we, they  go… ?

Does he, she, It  go… ?

Am I going…?

Is He, she, it  going…?

Are You, we, they going…?

Have I, you, we, gone… ?

Has he, she, It  gone… ?

Did  I, he, she,

You, we, they go…?

Was I, he, she, it going…?

Were You, we, they going…?

Had I, he, she,

You, we, they gone…?

Will  I, he, she,

You, we, they go…?

BUT: Shall I open the window?

 

 

 

Приложение № 5, таб. № 5

Tense forms (Active)

 

 

Present

Past

Future

Simple

She cooks dinner every day

Она готовит ужин  каждый день.

He, she, it+Vs (-es)   “? not” DOES

I,you,we,they+V  “?not”  DO

Every day, usually, often, always, sometimes

 

She cooked dinner yesterday.

Она готовила ужин вчера.

Прав. Гл. – ed    “? not” DID   

Неправ.гл. – 2ф   ( нач. Ф.)

Yesterday, …ago, last week, when, in 1987

She will cook dinner tomorrow.

Она приготовит ужин завтра.

               WILL (WONT)

 Tomorrow, next week, in 2 days, soon

Continuous

She is cooking dinner now.

Она готовит ужин сейчас.

I - AM

He, she, it – IS               +Ving

You, we, they – ARE

Now, at the moment , tonight, still

 

She was cooking dinner, when you came.

Она готовила ужин, когда ты пришел.

I, he, she, it – WAS

You, we, they – WERE     +Ving

When, while, at that moment , as

This time tomorrow she will be cooking dinner

Завтра, в это время, она будет готовить ужин.

    WILL + BE + Ving

Soon, in a week/month

Perfect

She has already cooked dinner.

 Она уже приготовила ужин.

He, she, itHAS

I, you, we, they – HAVE   + V(ed) 3ф.

Just, already, yet, never, since, how long, so far

 

When he came, she had already cooked dinner.

Когда он пришел, она уже приготовила ужин.

HAD + V(ed) 3ф.

Before, by, by the time, already, after

 

She will have cooked dinner by 5 o’clock.

Она приготовит ужин к 5 часам.

WILL + HAVE + V(ed) 3ф.

Before, by, by the time

Perfect Continuous

She has been cooking dinner since 5 o’clock.

Она готовит ужин с 5 часов.

He, she, it – HAS

I, you, we, they – HAVE   + ВЕЕN + Ving

 How long, for, since

 

When he came, she had been cooking dinner for 2 hours.

Когда он пришел, она готовила ужин в течение 2 часов.

HAD   + ВЕЕN + Ving

For, since

By the moment you come, she will have been cooking dinner for 2 hours.

К тому моменту, когда ты придешь, она будет готовить ужин 2 часа.

    WILL + HAVE + BEEN + Ving

By … for

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Статья на тему: «Система преподавания времен английского глагола»

Статья на тему: «Система преподавания времен английского глагола»

ЭТАП. 6-й класс: к изученным двум временам добавляем сразу три новых времени:

ЭТАП. 6-й класс: к изученным двум временам добавляем сразу три новых времени:

Прочитай задание (именно задание, так как под одним номером часто задается целая ситуация, состоящая из нескольких предложений

Прочитай задание (именно задание, так как под одним номером часто задается целая ситуация, состоящая из нескольких предложений

Заканчивая прописывать каждую горизонталь, мы наблюдаем, как меняется форма сказуемого – выделяем сходные черты (например, учащиеся видят, что во всех продолженных временах у сказуемого появляется…

Заканчивая прописывать каждую горизонталь, мы наблюдаем, как меняется форма сказуемого – выделяем сходные черты (например, учащиеся видят, что во всех продолженных временах у сказуемого появляется…

Is, am, are This, that, these, those

Is, am, are This, that, these, those

Tense Present Simple

Tense Present Simple

Приложение № 5, таб . № 5

Приложение № 5, таб . № 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024