Урок по географии в 9 классе «Социально-экономические последствия ВИЧ/СПИД-инфекции»
Оценка 5

Урок по географии в 9 классе «Социально-экономические последствия ВИЧ/СПИД-инфекции»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
география
9 кл
26.06.2024
Урок по географии в 9 классе «Социально-экономические последствия ВИЧ/СПИД-инфекции»
методическая разработка .doc

Пояснительная записка.

           

Направление представленной работы:  естественно-научное (география)

           

            Тема урока, программа, использованная в работе, ее авторы, учебник, раздел, количество часов в год, неделю.

           

            Урок по теме «Социально-экономические последствия ВИЧ/СПИД-инфекции» разработан для учащихся 9 класса, обучающихся по программе курса «География. Население и хозяйство России» для 9 класса под научной редакцией В.П.Дронова, В.Я.Рома, рассчитанного на 68 часов в год, 2 часа в неделю по разделам «Население РФ», «Экономика РФ». 

 

            Характеристика класса

 

            В 9 А классе обучается 25 человек. Большинство детей из благополучных семей. Они стремятся развивать свои способности и во внеурочное время через занятия в центрах дополнительного образования разной направленности.

            По географии у учащихся 9 А класса преобладает отметка «4».

            Ориентация на знания особенностей развития детей  подтверждает использование в практике преподавания системно-деятельностного подхода, который формирует у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, духовно-нравственного). В связи с анализом уровня развития учащихся выбран ведущий метод обучения – проблемно-диалогический и форма организации урока — работа в группах.

            Ориентируясь на требования ФГОС, на уроке продолжается формирование следующих универсальных учебных действий:

            1. Личностные (в рамках когнитивного компонента: историко-географический образ; освоение национальных ценностей; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

 экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

в рамках ценностного и эмоционального компонентов:  любовь к Родине; уважение к личности и её достоинству; уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей, потребность в самовыражении и самореализаци; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

в рамках деятельностного(поведенческого) компонента:  умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива).

2.Регулятивные- целеполагание, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; развитию речевой деятельности

3.Познавательные-   систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

   Методики, применяемые на уроке, активные формы обучения, этапы урока, компьютерные технологии.

            Для достижения цели данного урока используются такие формы организации познавательной деятельности как: индивидуальная (на этапе актуализации и целеполагания), групповая (работа в группах, сформированных с учетом особенностей развития учащихся, на этапе познавательной деятельности по созданию новых знаний), коллективная (на этапе подведения итогов).

            Структура учебного занятия выстроена по модели развивающего урока: актуализация изученного — постановка учебной проблемы — формулирование проблемы, планирование деятельности -поиск решения (открытие нового знания)- развитие умений применять новое знание- рефлексия.

             Новизна данного развивающего урока – организация  групповых форм работы на уроке (по 2 и 4 ученика), преодоление авторитарного стиля общения, смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроке ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности.

            В соответствии с целью урока были отобраны проблемные задания, которые привели учащихся к необходимости найти ответы на поставленные вопросы. Выбраны необходимые средства обучения (атлас по географии для 9 класса; политико-административная карта РФ; тексты, таблицы, диаграммы (источник информации: сайт Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом); данные аналитического отчета о заболеваемости ВИЧ-инфекции по НГО за 2022 год; листы с заданием; контуры субъектов РФ; презентация).

            В процессе проведенного специального междисциплинарного урока на модели эпидемии ВИЧ-инфекции учащиеся разобрали все составляющие социально-экономической географии по теме «Население» и получили возможность стимулировать свою аналитическую и интеллектуальную деятельность, направленную на изменение когнитивных установок в отношении восприятия факторов риска, территории риска и уязвимости в отношении ВИЧ-инфекции, что непосредственно связано с формированием установок на здоровый образ жизни, навыков безопасного поведения.

 

 

            Тема урока: «Социально-экономические последствия ВИЧ/СПИД-инфекции»

            Цель урока развивающего обучения: создание условий для осознания социально-экономических аспектов географии на примере эпидемии ВИЧ-инфекции.

            Задачи:

·закрепить знания учащихся о системных составляющих географии;

·определить глубину знаний учащихся о географических, социально-экономических, демографических и других особенностях административных регионов Российской Федерации;

·разобрать особенности распространения ВИЧ-инфекции на отдельных территориях Российской Федерации;

· ответить на вопросы: «Почему эпидемия ВИЧ — инфекции оказывает влияние на экономическую и социальную ситуацию в Свердловской области, России, мире?», «Можно ли снизить темпы развития эпидемии?», «Могут ли повлиять ответственное поведение и навыки здорового образа жизни каждого из вас на экономическую и демографическую ситуацию в Свердловской области, России, мире? («Из единиц складываются миллионы»)».

            Способ обучения – активно-деятельностный, основной целью которого является развитие способностей учащихся.

            Метод обучения: проблемный, творческий.

            Прием создания проблемной ситуации: «актуальность»; предъявление статистических данных неуклонного увеличения преваленса на фоне меняющегося главного пути распространения ВИЧ.

            Деятельность ученика - продуктивная (коллективное создание политико-административной карты РФ с отмеченными территориями; индивидуальное построение диаграмм, отражающих количественное и возрастное распределение ВИЧ-инфицированных на конкректных территориях; работа в группах по одному из социально-экономических показателей с последующим  индивидуальным выступлением; коллективное создание итоговой сводной таблицы «Изменение социально-экономических показателей под влиянием эпидемии ВИЧ-инфекции»).

            Формы урока: групповая, индивидуальная, коллективная.

            Функция учителя: консультант, управленец.

            Позиция ученика: активная.

            Ведущий принцип: выращивание.

            Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой обучающийся работает со справочной литературой, анализирует текст, приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

            Средства обучения и оборудование:

            Ход урока.

            1.Объявление темы, актуализация знаний. (Цель этапа – обеспечить эмоциональный настрой урока, осознанное вхождение и осмысление учащимися темы урока).

1 декабря — всемирный день борьбы со СПИДом.

Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слов генерального секретаря ООН 2007  Пан Ги-Муна ««В том или ином смысле мы все живем с ВИЧ. Мы все сталкиваемся с ним. Мы все должны нести ответственность за меры противодействия».

По общему признанию, СПИД представляет собой чрезвычайную ситуацию в области глобального здоровья и развития и является одним из судьбоносных вопросов нашего времени.

Демонстрация  слайдов:1,2,3

1.В мире:

·Умерло – 25 миллионов (Сколько человек проживает на планете?)

·Количество заболевших в мире свыше  36 миллионов

·Каждый день в мире регистрируется 7400 новых случаев ВИЧ

·Каждый день умирает 5500 человек от заболевания вызванного СПИДом

·Более 17 миллионов детей потеряли одного либо обоих родителей.

2. России: (Чему равна численность населения России?)

·Зарегистрировано 600 000 ВИЧ-инфицированных

·Дети до 15 лет – 5 000

3.Область: (Чему равна численность населения Свердловской области?)

·Каждый 25 житель области в возрасте от 18 до 39 лет живет с ВИЧ-инфекцией.

 

Прошу учеников прокомментировать показатели, ответить на вопрос «Может ли данная ситуация повлиять на экономику страны» и сформулировать тему и задачи урока.

 

      2. Учебная деятельность. (Цель этапа - формирование у участников образовательного процесса теоретического мышления через осуществление ими учебной деятельности.  Деятельность организована как поисково-исследовательская).

Вопрос классу, «Какие  субъекты РФ относятся к наиболее пораженным ВИЧ-инфекцией?». Для того, что бы ответить на этот вопрос необходимо выполнить       практическую работу.  Дежурные раздают контуры субъектов РФ.

Задание на слайде №4

·Определить по контуру субъект РФ, используя политико-административную карту в атласе.

·Определить административный центр субъекта, подписать его на контуре.

·Прикрепить контур субъекта на карту.  (Карта размещена на доске)

 

Я вам раздала контуры субъектов РФ, на территории которых число ВИЧ-инфицированных превысило 5000 человек. (Сколько субъектов?)

 Работая с контуром, вы обратили внимание на цифры. Что они означают?  (Синим цветом, обозначено количество ВИЧ-инфицированных данного субъекта, в том числе детей, это в скобках; черным цветом показано число умерших всего, в том числе детей, в скобках; цифра, обведенная в кружок, обозначает число новых случаев ВИЧ в 2022 году).

            выполнение практической работы (Коллективная работа)

                        Интенсивные показатели в этих субъектах также высоки. Что значит «интенсивные показатели»? - (это число пораженных ВИЧ-инфекцией  на 1000 жителей).

             Какой вывод можно сделать, анализируя карту?

            Предполагаемый  ответ (Россия с ее 146 миллионным населением, огромной территорией, климатогеографическим разнообразием, поликультурностью, социально-экономической дифференциацией и хозяйственной многоукладностью отличается неоднородностью и в проявлении распространения эпидемии ВИЧ-инфекции).

            На территории страны выделены регионы высоко и слабовосприимчивые к распространению ВИЧ.

            Почему именно эти регионы высокоинфицированны?

            Ответ (к наиболее пораженным субъектам РФ относятся промышленно развитые регионы с более высоким уровнем доходов населения).

 

Слайд №4 (на слайде таблица), дежурные раздают таблицы (см. «Приложение»)

            Практическая работа: анализ таблицы, построение столбиковой диаграммы (первая десятка субъектов) – (индивидуальная работа).

(Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях)

             Вопросы классу «кто из субъектов лидирует по абсолютному количеству зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции?», «как можно озаглавить данную диаграмму?»

 

            Слайд №5 («Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в России и Свердловской области»), распечатанный вариант.

 В эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. И если общество не будет заниматься профилактикой передачи ВИЧ-инфекции среди населения, то эпидемия примет самое неблагоприятное течение и к 2030 году в России население со 146 миллионов сократится до 78 миллионов.

 

Демонстрация слайда №6, («Структура ВИЧ-инфицированных по возрасту в Свердловской области (%) на 01.01.2022г».),  распечатанный вариант. Вопросы классу «проанализируйте данные диаграммы и сделайте вывод «Наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лиц какого возраста? Почему?»  (18-19 лет, активность, любопытство)

           

Россия относится к странам с самым высоким распространением ВИЧ-инфекции. По оценкам российских и западных экспертов сегодня в России 1,5 миллиона человек живут с ВИЧ положительным статусом. Каждый третий из вновь выявленных инфицируется ВИЧ в трудоспособном возрасте, 20-49 лет.

 

Демонстрация слайда №7. вычисление естественного прироста населения Свердловской области по данным 2022 года, вывод.   

(ЕП=Р-С, С-60,8тыс., Р-58тыс, отрицательный.)

Распространение ВИЧ/СПИДа на территории РФ происходит на весьма неблагоприятном демографическом фоне - падение рождаемости, рост смертности  (сверхсмертность трудоспособного населения) и ухудшения качественных характеристик здоровья нации в целом.

 

Слайд №8, распечатанный вариант («Распределение больных ВИЧ-инфекцией по полу в Свердловской области»).  Анализ и вывод.

В Свердловской области растет число ВИЧ-инфицированных женщин. Если % зараженности женщин составит 50%, начнется депопуляция населения. ВИЧ-инфекция – одна из важнейших социопатий современности.

 

И мы с вами подходим к вопросу «Как такая ситуация влияет на экономику страны?»

Организация групповой работы, 6 групп (по количеству социально-экономических факторов) (цель этапа – мотивация на успешное выполнение задания, найти в текстах различных источников ответ на свой вопрос, моделирование высказываний, создание учебного продукта).

Определить основные социально-экономические показатели, начертить таблицу, сделать записи в первой колонке, дальше работа идет по плану:

·Прочитать текст.

·Найти ответ на свой вопрос (по своему показателю).

· Обработать информацию, приготовить ее для выступления.

·Выделить ключевые фразы, записать в таблице.

Социально-экономические показатели:

Как изменятся показатели под влиянием ВИЧ-инфекции?

1.Демографические характеристики территории

2.ЭАН, трудовые ресурсы

3.Качество рабочей силы и производительность труда.

4.Объем инвестиций и реального (основного) капитала; уровень сбережений населения; темпы экономического роста страны

5.Социальное благополучие населения

6.Обороноспособность страны.

 

 

Предполагаемый продукт. (Слайд № 9)

 

Социально-экономические показатели:

Как изменятся показатели под влиянием ВИЧ-инфекции?

1.Демографические характеристики территории

2.ЭАН, трудовые ресурсы

 

3.Качество рабочей силы и производительность труда.

 

4.Объем инвестиций и реального (основного) капитала; уровень сбережений населения; темпы экономического роста страны

5.Социальное благополучие населения

6.Обороноспособность страны

1.Уменьшение общей численности населения и продолжительности жизни.

2.Уменьшение работающей части населения и увеличение числа иждивенцев.

3.Снижение качества рабочей силы, рост временной нетрудоспособности, эмоциональная подавленность.

4.Увеличение затрат в сфере здравоохранения, возрастание пенсионной нагрузки на работающих, замедление экономических темпов роста страны.

5.Рост социальной напряженности.

 

6.Геополитическое ослабление государства.

            Каждая группа получает свой текст, вопрос на который нужно ответить,

            Выступление групп  (цель этапа – предъявление учебного продукта), общий вывод по таблице.

            3. Подведение итогов урока (цель этапа – фиксирование нового содержания, изученного на уроке, и организация рефлексии и самооценки учениками собственной деятельности, в завершение – соотнесение цели и результата.)

            Что у нас получилось в результате работы? Решили мы поставленные задачи?

            Упражнение «Ладошка» (цель – помочь осознать собственное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и выработать для себя правила профилактики ВИЧ-инфекции)

            Слайд № 10 (задание).

·Обвести контур своей ладони

·В центре ладони написать «ВИЧ/СПИД»

·На каждом контуре пальца вписать пять основных правил поведения, которые необходимо выполнять для профилактики заражения ВИЧ-инфекцией именно тебе.


Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Познавательные- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей заполнять…

Познавательные- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей заполнять…

Свердловской области, России, мире? ( «

Свердловской области, России, мире? ( «

Прошу учеников прокомментировать показатели, ответить на вопрос «

Прошу учеников прокомментировать показатели, ответить на вопрос «

Демонстрация слайда №6, ( « Структура

Демонстрация слайда №6, ( « Структура

Демографические характеристики территории 2

Демографические характеристики территории 2

На каждом контуре пальца вписать пять основных правил поведения, которые необходимо выполнять для профилактики заражения

На каждом контуре пальца вписать пять основных правил поведения, которые необходимо выполнять для профилактики заражения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024