Пояснительная записка.
Направление представленной работы: естественно-научное (география)
Тема урока, программа, использованная в работе, ее авторы, учебник, раздел, количество часов в год, неделю.
Урок по теме «Социально-экономические последствия ВИЧ/СПИД-инфекции» разработан для учащихся 9 класса, обучающихся по программе курса «География. Население и хозяйство России» для 9 класса под научной редакцией В.П.Дронова, В.Я.Рома, рассчитанного на 68 часов в год, 2 часа в неделю по разделам «Население РФ», «Экономика РФ».
Характеристика класса
В 9 А классе обучается 25 человек. Большинство детей из благополучных семей. Они стремятся развивать свои способности и во внеурочное время через занятия в центрах дополнительного образования разной направленности.
По географии у учащихся 9 А класса преобладает отметка «4».
Ориентация на знания особенностей развития детей подтверждает использование в практике преподавания системно-деятельностного подхода, который формирует у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, духовно-нравственного). В связи с анализом уровня развития учащихся выбран ведущий метод обучения – проблемно-диалогический и форма организации урока — работа в группах.
Ориентируясь на требования ФГОС, на уроке продолжается формирование следующих универсальных учебных действий:
1. Личностные (в рамках когнитивного компонента: историко-географический образ; освоение национальных ценностей; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
в рамках ценностного и эмоционального компонентов: любовь к Родине; уважение к личности и её достоинству; уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей, потребность в самовыражении и самореализаци; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
в рамках деятельностного(поведенческого) компонента: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива).
2.Регулятивные- целеполагание, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; развитию речевой деятельности
3.Познавательные- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты
Методики, применяемые на уроке, активные формы обучения, этапы урока, компьютерные технологии.
Для достижения цели данного урока используются такие формы организации познавательной деятельности как: индивидуальная (на этапе актуализации и целеполагания), групповая (работа в группах, сформированных с учетом особенностей развития учащихся, на этапе познавательной деятельности по созданию новых знаний), коллективная (на этапе подведения итогов).
Структура учебного занятия выстроена по модели развивающего урока: актуализация изученного — постановка учебной проблемы — формулирование проблемы, планирование деятельности -поиск решения (открытие нового знания)- развитие умений применять новое знание- рефлексия.
Новизна данного развивающего урока – организация групповых форм работы на уроке (по 2 и 4 ученика), преодоление авторитарного стиля общения, смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроке ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности.
В соответствии с целью урока были отобраны проблемные задания, которые привели учащихся к необходимости найти ответы на поставленные вопросы. Выбраны необходимые средства обучения (атлас по географии для 9 класса; политико-административная карта РФ; тексты, таблицы, диаграммы (источник информации: сайт Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом); данные аналитического отчета о заболеваемости ВИЧ-инфекции по НГО за 2022 год; листы с заданием; контуры субъектов РФ; презентация).
В процессе проведенного специального междисциплинарного урока на модели эпидемии ВИЧ-инфекции учащиеся разобрали все составляющие социально-экономической географии по теме «Население» и получили возможность стимулировать свою аналитическую и интеллектуальную деятельность, направленную на изменение когнитивных установок в отношении восприятия факторов риска, территории риска и уязвимости в отношении ВИЧ-инфекции, что непосредственно связано с формированием установок на здоровый образ жизни, навыков безопасного поведения.
Тема урока: «Социально-экономические последствия ВИЧ/СПИД-инфекции»
Цель урока развивающего обучения: создание условий для осознания социально-экономических аспектов географии на примере эпидемии ВИЧ-инфекции.
Задачи:
·закрепить знания учащихся о системных составляющих географии;
·определить глубину знаний учащихся о географических, социально-экономических, демографических и других особенностях административных регионов Российской Федерации;
·разобрать особенности распространения ВИЧ-инфекции на отдельных территориях Российской Федерации;
· ответить на вопросы: «Почему эпидемия ВИЧ — инфекции оказывает влияние на экономическую и социальную ситуацию в Свердловской области, России, мире?», «Можно ли снизить темпы развития эпидемии?», «Могут ли повлиять ответственное поведение и навыки здорового образа жизни каждого из вас на экономическую и демографическую ситуацию в Свердловской области, России, мире? («Из единиц складываются миллионы»)».
Способ обучения – активно-деятельностный, основной целью которого является развитие способностей учащихся.
Метод обучения: проблемный, творческий.
Прием создания проблемной ситуации: «актуальность»; предъявление статистических данных неуклонного увеличения преваленса на фоне меняющегося главного пути распространения ВИЧ.
Деятельность ученика - продуктивная (коллективное создание политико-административной карты РФ с отмеченными территориями; индивидуальное построение диаграмм, отражающих количественное и возрастное распределение ВИЧ-инфицированных на конкректных территориях; работа в группах по одному из социально-экономических показателей с последующим индивидуальным выступлением; коллективное создание итоговой сводной таблицы «Изменение социально-экономических показателей под влиянием эпидемии ВИЧ-инфекции»).
Формы урока: групповая, индивидуальная, коллективная.
Функция учителя: консультант, управленец.
Позиция ученика: активная.
Ведущий принцип: выращивание.
Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой обучающийся работает со справочной литературой, анализирует текст, приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Средства обучения и оборудование:
Ход урока.
1.Объявление темы, актуализация знаний. (Цель этапа – обеспечить эмоциональный настрой урока, осознанное вхождение и осмысление учащимися темы урока).
1 декабря — всемирный день борьбы со СПИДом.
Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слов генерального секретаря ООН 2007 Пан Ги-Муна ««В том или ином смысле мы все живем с ВИЧ. Мы все сталкиваемся с ним. Мы все должны нести ответственность за меры противодействия».
По общему признанию, СПИД представляет собой чрезвычайную ситуацию в области глобального здоровья и развития и является одним из судьбоносных вопросов нашего времени.
Демонстрация слайдов:1,2,3
1.В мире:
·Умерло – 25 миллионов (Сколько человек проживает на планете?)
·Количество заболевших в мире свыше 36 миллионов
·Каждый день в мире регистрируется 7400 новых случаев ВИЧ
·Каждый день умирает 5500 человек от заболевания вызванного СПИДом
·Более 17 миллионов детей потеряли одного либо обоих родителей.
2. России: (Чему равна численность населения России?)
·Зарегистрировано 600 000 ВИЧ-инфицированных
·Дети до 15 лет – 5 000
3.Область: (Чему равна численность населения Свердловской области?)
·Каждый 25 житель области в возрасте от 18 до 39 лет живет с ВИЧ-инфекцией.
Прошу учеников прокомментировать показатели, ответить на вопрос «Может ли данная ситуация повлиять на экономику страны» и сформулировать тему и задачи урока.
2. Учебная деятельность. (Цель этапа - формирование у участников образовательного процесса теоретического мышления через осуществление ими учебной деятельности. Деятельность организована как поисково-исследовательская).
Вопрос классу, «Какие субъекты РФ относятся к наиболее пораженным ВИЧ-инфекцией?». Для того, что бы ответить на этот вопрос необходимо выполнить практическую работу. Дежурные раздают контуры субъектов РФ.
Задание на слайде №4
·Определить по контуру субъект РФ, используя политико-административную карту в атласе.
·Определить административный центр субъекта, подписать его на контуре.
·Прикрепить контур субъекта на карту. (Карта размещена на доске)
Я вам раздала контуры субъектов РФ, на территории которых число ВИЧ-инфицированных превысило 5000 человек. (Сколько субъектов?)
Работая с контуром, вы обратили внимание на цифры. Что они означают? (Синим цветом, обозначено количество ВИЧ-инфицированных данного субъекта, в том числе детей, это в скобках; черным цветом показано число умерших всего, в том числе детей, в скобках; цифра, обведенная в кружок, обозначает число новых случаев ВИЧ в 2022 году).
выполнение практической работы (Коллективная работа)
Интенсивные показатели в этих субъектах также высоки. Что значит «интенсивные показатели»? - (это число пораженных ВИЧ-инфекцией на 1000 жителей).
Какой вывод можно сделать, анализируя карту?
Предполагаемый ответ (Россия с ее 146 миллионным населением, огромной территорией, климатогеографическим разнообразием, поликультурностью, социально-экономической дифференциацией и хозяйственной многоукладностью отличается неоднородностью и в проявлении распространения эпидемии ВИЧ-инфекции).
На территории страны выделены регионы высоко и слабовосприимчивые к распространению ВИЧ.
Почему именно эти регионы высокоинфицированны?
Ответ (к наиболее пораженным субъектам РФ относятся промышленно развитые регионы с более высоким уровнем доходов населения).
Слайд №4 (на слайде таблица), дежурные раздают таблицы (см. «Приложение»)
Практическая работа: анализ таблицы, построение столбиковой диаграммы (первая десятка субъектов) – (индивидуальная работа).
(Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях)
Вопросы классу «кто из субъектов лидирует по абсолютному количеству зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции?», «как можно озаглавить данную диаграмму?»
Слайд №5 («Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в России и Свердловской области»), распечатанный вариант.
В эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. И если общество не будет заниматься профилактикой передачи ВИЧ-инфекции среди населения, то эпидемия примет самое неблагоприятное течение и к 2030 году в России население со 146 миллионов сократится до 78 миллионов.
Демонстрация слайда №6, («Структура ВИЧ-инфицированных по возрасту в Свердловской области (%) на 01.01.2022г».), распечатанный вариант. Вопросы классу «проанализируйте данные диаграммы и сделайте вывод «Наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лиц какого возраста? Почему?» (18-19 лет, активность, любопытство)
Россия относится к странам с самым высоким распространением ВИЧ-инфекции. По оценкам российских и западных экспертов сегодня в России 1,5 миллиона человек живут с ВИЧ положительным статусом. Каждый третий из вновь выявленных инфицируется ВИЧ в трудоспособном возрасте, 20-49 лет.
Демонстрация слайда №7. вычисление естественного прироста населения Свердловской области по данным 2022 года, вывод.
(ЕП=Р-С, С-60,8тыс., Р-58тыс, отрицательный.)
Распространение ВИЧ/СПИДа на территории РФ происходит на весьма неблагоприятном демографическом фоне - падение рождаемости, рост смертности (сверхсмертность трудоспособного населения) и ухудшения качественных характеристик здоровья нации в целом.
Слайд №8, распечатанный вариант («Распределение больных ВИЧ-инфекцией по полу в Свердловской области»). Анализ и вывод.
В Свердловской области растет число ВИЧ-инфицированных женщин. Если % зараженности женщин составит 50%, начнется депопуляция населения. ВИЧ-инфекция – одна из важнейших социопатий современности.
И мы с вами подходим к вопросу «Как такая ситуация влияет на экономику страны?»
Организация групповой работы, 6 групп (по количеству социально-экономических факторов) (цель этапа – мотивация на успешное выполнение задания, найти в текстах различных источников ответ на свой вопрос, моделирование высказываний, создание учебного продукта).
Определить основные социально-экономические показатели, начертить таблицу, сделать записи в первой колонке, дальше работа идет по плану:
·Прочитать текст.
·Найти ответ на свой вопрос (по своему показателю).
· Обработать информацию, приготовить ее для выступления.
·Выделить ключевые фразы, записать в таблице.
Социально-экономические показатели: |
Как изменятся показатели под влиянием ВИЧ-инфекции? |
1.Демографические характеристики территории 2.ЭАН, трудовые ресурсы 3.Качество рабочей силы и производительность труда. 4.Объем инвестиций и реального (основного) капитала; уровень сбережений населения; темпы экономического роста страны 5.Социальное благополучие населения 6.Обороноспособность страны. |
|
Предполагаемый продукт. (Слайд № 9)
Социально-экономические показатели: |
Как изменятся показатели под влиянием ВИЧ-инфекции? |
1.Демографические характеристики территории 2.ЭАН, трудовые ресурсы
3.Качество рабочей силы и производительность труда.
4.Объем инвестиций и реального (основного) капитала; уровень сбережений населения; темпы экономического роста страны 5.Социальное благополучие населения 6.Обороноспособность страны |
1.Уменьшение общей численности населения и продолжительности жизни. 2.Уменьшение работающей части населения и увеличение числа иждивенцев. 3.Снижение качества рабочей силы, рост временной нетрудоспособности, эмоциональная подавленность. 4.Увеличение затрат в сфере здравоохранения, возрастание пенсионной нагрузки на работающих, замедление экономических темпов роста страны. 5.Рост социальной напряженности.
6.Геополитическое ослабление государства. |
Каждая группа получает свой текст, вопрос на который нужно ответить,
Выступление групп (цель этапа – предъявление учебного продукта), общий вывод по таблице.
3. Подведение итогов урока (цель этапа – фиксирование нового содержания, изученного на уроке, и организация рефлексии и самооценки учениками собственной деятельности, в завершение – соотнесение цели и результата.)
Что у нас получилось в результате работы? Решили мы поставленные задачи?
Упражнение «Ладошка» (цель – помочь осознать собственное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и выработать для себя правила профилактики ВИЧ-инфекции)
Слайд № 10 (задание).
·Обвести контур своей ладони
·В центре ладони написать «ВИЧ/СПИД»
·На каждом контуре пальца вписать пять основных правил поведения, которые необходимо выполнять для профилактики заражения ВИЧ-инфекцией именно тебе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.