Стаценко
Светлана Александровна
учитель географии
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №26
Урок географии. 9 класс.
Тема: Географическое положение Республики Саха (Якутии).
Тип урока: изучение нового материала.
Идея: Предложенный урок по теме «География своей республики» являет собой образец построения учебного занятия по ознакомлению учащихся с Якутией, как субъектом РФ. Данный урок несет информацию для получения возможности углубленных знаний о своей малой Родине. На каждом виде работы на уроке ученики используют практические навыки работы с различными картами атласов. Используют умения самостоятельно получать, обобщать знания и делать общий вывод по оценке географического положения любой территории.
Цели урока: образовательная - познакомить с особенностями физико- и экономико-географического положения Республики Саха(Якутия), как субъекта РФ; углубить знания о географическом положении,закрепить умение самостоятельно оценивать географическое положение любой территории;
развивающая - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; формировать умение работать с картами; продолжать формировать познавательный интерес к предмету;
воспитательная - воспитание любви к большой и малой Родине; чуткого и бережного отношения к природе.
Образовательная продукция:
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Актуализация знаний.
-Каждый гражданин должен знать свою страну, отличие своей малой родины от других территорий.
- Прочитайте внимательно текст (текст на доске или на экране)
ГИМН
«Якутия, ты светом зари
К добру и счастью всех нас зовешь
Алмазной радугой ты горишь,
И нас к победам грядущим ведешь
Припев: Цвети и крепни родная земля.
Расти и славься Якутия
Краса и гордость России ты всей.
Тебя раздольней нет и щедрей
Привольно Лена наша течет
Водой живой до края полна
Она согласье и силу несет
Дарует мир всем народам она.
Земля Саха, святыни твои
С вершин веков напутствуют нас
Мы путь продолжали предков своих
И с честью мы их исполним наказ»
(муз. К.А. Герасимова, сл.Е.И.Тарасова, М.Е.Тимофеева
Перевод В.И. Федорова)
- О каком субъекте эти слова? (Республика Саха (Якутия)
-Чтобы убедиться в точности прочитанных слов гимна, нам нужно знать адрес республики. Назовите тему урока. (Географическое положение Якутии)
III. Изучение нового материала.
-Обратите внимание на припев гимна: «Цвети и крепни родная земля.
Расти и славься Якутия
Краса и гордость России ты всей.
Тебя раздольней нет и щедрей»
-Подтверждение слов, что наша республика является самым большим субъектом РФ, найдем по карте, используя характеристику физико-географического положения территории.
1). Практическая работа с атласами
План характеристики территории:
а) В какой части России, экономическом районе находится
б) Расположение по отношению к экватору, между какими широтами; по отношению к нулевому меридиану, между какими меридианами.
в) Координаты крайних точек. Часовые пояса.
г) Соседние пограничные субъекты.
д) Расположение относительно океанов.
Вывод №1: а) ( Республика Саха (Якутия) расположена на северо-востоке Евразии, в азиатской части России. Входит в состав Дальневосточного экономического района и занимает значительную часть Восточной Сибири России. Столица - г. Якутск.)
б) ( Якутия расположена в северном полушарии относительно экватора, между55*с.ш. и 75*с.ш - протяженность с севера на юг 2000км.Находится в восточном полушарии между 105*в.д и 162*в.д. – протяженность с запада на восток -2300км. Свыше 40% территории находится за Полярным кругом, свыше 80% - севернее 60° с.ш. Поэтому республика относится к Крайнему Северу или к территориям, приравненным к нему. Она сильно удалена от центральных и западных областей России).
в) (Крайняя северная материальная точка Якутии – мыс Пакса - 74° с.ш., Крайняя северная - островная точка – остров Генриетты – на 77° с.ш.
Крайняя южная точка находится на Становом хребте – это исток правого притока реки Сутам- 55° с.ш. (широта Москвы).
Самая западная точка – исток р. Верхний Вилюйкан – 105° в.д.
Самая восточная точка – недалеко от п. Черский – 162° в.д.
В этих пределах территория республики располагается в 3 часовых поясах)
г) (На западе республика граничит с Красноярским краем, на юго-западе – с Иркутской областью, на юге – с Амурской областью, на юго-востоке – с Хабаровским краем и на востоке – с Магаданской областью).
д) (На севере – граница проходит по морям Восточно-Сибирскому и Лаптевых, я к Северного Ледовитого океана. К Якутии относятся и острова, расположенные в этих морях: Новосибирские, Большой Бегичев, Медвежьи и другие меньших размеров).
2) Просмотр слайдов ПТК Якутии. На последнем слайде информация для учеников.
-Природные условия Якутия очень разнообразны. Самая северная из республик, входящих в состав России, отличается экстремальными климатическими характеристиками: Оймякон является полюсом холода в Северном полушарии (-68° C), в Верхоянске отмечена самая большая амплитуда температуры воздуха (103,8° С). Многолетнемерзлые горные породы распространены по всей территории республики, здесь обнаружена наибольшая мощность вечной мерзлоты –1500м. Самая большая гидроэлектростанция, построения на вечной мерзлоте, - это Вилюйская ГЭС, которая также находится в нашей республике, в нашем Мирнинском районе.
Вывод №2: ( Якутия - это самый большой по площади субъект Российской Федерации (3,103 млн. кв. км), обладающий богатыми запасами природных ресурсов – алмаза, золота, угля, газа, нефти, леса, пушнины и отличающийся многими другими особенностями природы, населения и хозяйства.
. А территория Якутии по размерам многократно превышает территории крупнейших европейских государств: Франции – в 6 раз, Англии – в 13 раз, Болгарии – в 28 раз).
3) Работа со словарями:
-Что такое административно- территориальное районирование? Обратимся к словарю. (Один из видов деления страны на административные единицы: республики, области, края).
- Зачем необходимо такое делении? ( Такое деление необходимо для каждого государства, чтобы управлять страной, собирать налоги, осуществлять призыв военнообязанных в армию, планировать создание объектов культуры и социального обслуживания).
- Что такое районирование? ( Процесс разделения территории на основе определенных принципах)
-А результат этого районирования? (Сетка районов)
- В каком районе мы живем? (В Мирнинском)
4) Практическая работа с атласами Якутии.
- Большая территория нашей республики разделена на районы. Как аналогично называются районы в Якутии? (Улусы)
-Выпишите названия улусов в тетрадь.
5) Практическая работа на контурной карте:
а) нанести на карту границу и столицу республики;
б) подписать пограничные субъекты Якутии.
в) обозначить г. Мирный и главное полезное ископаемое района (алмаз)
IV. Просмотр интернет ресурсов: http: //www alrosa. ru/ - сайт компании «Алмазы России – Саха» (Алроса)
– Богатейшие запасы алмазов способствуют относительно стабильному состоянию экономики страны. Изучение географии своей малой родины имеет большое значение для каждого гражданина страны. Краеведение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Знания о родной Якутии необходимы для того, чтобы понимать задачи дальнейшего развития республики, рационального природопользования и охраны природы, а также для того, чтобы быть готовым в активной творческой деятельности.
V. Подведение итогов. Комментирование и выставление оценок.
Заключение: Найти информацию об удивительной Якутской природе и представить ее в любой творческой форме (репортаж, презентация, сообщение)
Мотивация! Учитель представляет свою творческую работу. Видео клип «Цветы тайги» под классическую музыку «Ave Maria».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.