Стаценко
Светлана Александровна
учитель географии
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №26
Урок географии. 9 класс.
Тема: Географическое положение Республики Саха (Якутии).
Тип урока: изучение нового материала.
Идея: Предложенный урок по теме «География своей республики» являет собой образец построения учебного занятия по ознакомлению учащихся с Якутией, как субъектом РФ. Данный урок несет информацию для получения возможности углубленных знаний о своей малой Родине. На каждом виде работы на уроке ученики используют практические навыки работы с различными картами атласов. Используют умения самостоятельно получать, обобщать знания и делать общий вывод по оценке географического положения любой территории.
Цели урока: образовательная - познакомить с особенностями физико- и экономико-географического положения Республики Саха(Якутия), как субъекта РФ; углубить знания о географическом положении,закрепить умение самостоятельно оценивать географическое положение любой территории;
развивающая - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; формировать умение работать с картами; продолжать формировать познавательный интерес к предмету;
воспитательная - воспитание любви к большой и малой Родине; чуткого и бережного отношения к природе.
Образовательная продукция:
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Актуализация знаний.
-Каждый гражданин должен знать свою страну, отличие своей малой родины от других территорий.
- Прочитайте внимательно текст (текст на доске или на экране)
ГИМН
«Якутия, ты светом зари
К добру и счастью всех нас зовешь
Алмазной радугой ты горишь,
И нас к победам грядущим ведешь
Припев: Цвети и крепни родная земля.
Расти и славься Якутия
Краса и гордость России ты всей.
Тебя раздольней нет и щедрей
Привольно Лена наша течет
Водой живой до края полна
Она согласье и силу несет
Дарует мир всем народам она.
Земля Саха, святыни твои
С вершин веков напутствуют нас
Мы путь продолжали предков своих
И с честью мы их исполним наказ»
(муз. К.А. Герасимова, сл.Е.И.Тарасова, М.Е.Тимофеева
Перевод В.И. Федорова)
- О каком субъекте эти слова? (Республика Саха (Якутия)
-Чтобы убедиться в точности прочитанных слов гимна, нам нужно знать адрес республики. Назовите тему урока. (Географическое положение Якутии)
III. Изучение нового материала.
-Обратите внимание на припев гимна: «Цвети и крепни родная земля.
Расти и славься Якутия
Краса и гордость России ты всей.
Тебя раздольней нет и щедрей»
-Подтверждение слов, что наша республика является самым большим субъектом РФ, найдем по карте, используя характеристику физико-географического положения территории.
1). Практическая работа с атласами
План характеристики территории:
а) В какой части России, экономическом районе находится
б) Расположение по отношению к экватору, между какими широтами; по отношению к нулевому меридиану, между какими меридианами.
в) Координаты крайних точек. Часовые пояса.
г) Соседние пограничные субъекты.
д) Расположение относительно океанов.
Вывод №1: а) ( Республика Саха (Якутия) расположена на северо-востоке Евразии, в азиатской части России. Входит в состав Дальневосточного экономического района и занимает значительную часть Восточной Сибири России. Столица - г. Якутск.)
б) ( Якутия расположена в северном полушарии относительно экватора, между55*с.ш. и 75*с.ш - протяженность с севера на юг 2000км.Находится в восточном полушарии между 105*в.д и 162*в.д. – протяженность с запада на восток -2300км. Свыше 40% территории находится за Полярным кругом, свыше 80% - севернее 60° с.ш. Поэтому республика относится к Крайнему Северу или к территориям, приравненным к нему. Она сильно удалена от центральных и западных областей России).
в) (Крайняя северная материальная точка Якутии – мыс Пакса - 74° с.ш., Крайняя северная - островная точка – остров Генриетты – на 77° с.ш.
Крайняя южная точка находится на Становом хребте – это исток правого притока реки Сутам- 55° с.ш. (широта Москвы).
Самая западная точка – исток р. Верхний Вилюйкан – 105° в.д.
Самая восточная точка – недалеко от п. Черский – 162° в.д.
В этих пределах территория республики располагается в 3 часовых поясах)
г) (На западе республика граничит с Красноярским краем, на юго-западе – с Иркутской областью, на юге – с Амурской областью, на юго-востоке – с Хабаровским краем и на востоке – с Магаданской областью).
д) (На севере – граница проходит по морям Восточно-Сибирскому и Лаптевых, я к Северного Ледовитого океана. К Якутии относятся и острова, расположенные в этих морях: Новосибирские, Большой Бегичев, Медвежьи и другие меньших размеров).
2) Просмотр слайдов ПТК Якутии. На последнем слайде информация для учеников.
-Природные условия Якутия очень разнообразны. Самая северная из республик, входящих в состав России, отличается экстремальными климатическими характеристиками: Оймякон является полюсом холода в Северном полушарии (-68° C), в Верхоянске отмечена самая большая амплитуда температуры воздуха (103,8° С). Многолетнемерзлые горные породы распространены по всей территории республики, здесь обнаружена наибольшая мощность вечной мерзлоты –1500м. Самая большая гидроэлектростанция, построения на вечной мерзлоте, - это Вилюйская ГЭС, которая также находится в нашей республике, в нашем Мирнинском районе.
Вывод №2: ( Якутия - это самый большой по площади субъект Российской Федерации (3,103 млн. кв. км), обладающий богатыми запасами природных ресурсов – алмаза, золота, угля, газа, нефти, леса, пушнины и отличающийся многими другими особенностями природы, населения и хозяйства.
. А территория Якутии по размерам многократно превышает территории крупнейших европейских государств: Франции – в 6 раз, Англии – в 13 раз, Болгарии – в 28 раз).
3) Работа со словарями:
-Что такое административно- территориальное районирование? Обратимся к словарю. (Один из видов деления страны на административные единицы: республики, области, края).
- Зачем необходимо такое делении? ( Такое деление необходимо для каждого государства, чтобы управлять страной, собирать налоги, осуществлять призыв военнообязанных в армию, планировать создание объектов культуры и социального обслуживания).
- Что такое районирование? ( Процесс разделения территории на основе определенных принципах)
-А результат этого районирования? (Сетка районов)
- В каком районе мы живем? (В Мирнинском)
4) Практическая работа с атласами Якутии.
- Большая территория нашей республики разделена на районы. Как аналогично называются районы в Якутии? (Улусы)
-Выпишите названия улусов в тетрадь.
5) Практическая работа на контурной карте:
а) нанести на карту границу и столицу республики;
б) подписать пограничные субъекты Якутии.
в) обозначить г. Мирный и главное полезное ископаемое района (алмаз)
IV. Просмотр интернет ресурсов: http: //www alrosa. ru/ - сайт компании «Алмазы России – Саха» (Алроса)
– Богатейшие запасы алмазов способствуют относительно стабильному состоянию экономики страны. Изучение географии своей малой родины имеет большое значение для каждого гражданина страны. Краеведение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Знания о родной Якутии необходимы для того, чтобы понимать задачи дальнейшего развития республики, рационального природопользования и охраны природы, а также для того, чтобы быть готовым в активной творческой деятельности.
V. Подведение итогов. Комментирование и выставление оценок.
Заключение: Найти информацию об удивительной Якутской природе и представить ее в любой творческой форме (репортаж, презентация, сообщение)
Мотивация! Учитель представляет свою творческую работу. Видео клип «Цветы тайги» под классическую музыку «Ave Maria».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.