Урок географии в 9 классе. Тема: : Географическое положение Республики Саха (Якутии).
Оценка 4.6

Урок географии в 9 классе. Тема: : Географическое положение Республики Саха (Якутии).

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
9 кл
11.10.2021
Урок географии в 9 классе. Тема: : Географическое положение Республики Саха (Якутии).
Географическое положение Республики Саха (Якутии) на карте России. Использование текста гимна Республике Саха (Якутия0
Урок. Тема- Географическое положение Республики Саха (Якутии) 9класс.doc

                                                                                                                   Стаценко

                                                                                          Светлана Александровна

                                                                                                    учитель географии

                                                                     высшей квалификационной категории

                                                                                                         МАОУ СОШ №26

Урок географии. 9  класс.

 

Тема: Географическое положение Республики Саха (Якутии).

 

Тип урока: изучение нового материала.

Идея: Предложенный урок по теме «География своей республики» являет собой образец построения учебного занятия по ознакомлению учащихся с Якутией, как субъектом  РФ. Данный урок несет информацию для получения возможности углубленных знаний о своей малой Родине. На каждом  виде  работы на уроке ученики  используют практические навыки работы с  различными картами атласов. Используют умения  самостоятельно  получать, обобщать знания и делать общий вывод  по оценке географического положения любой территории.

Цели урока: образовательная - познакомить с особенностями физико- и экономико-географического положения Республики Саха(Якутия), как субъекта РФ; углубить знания о географическом положении,закрепить умение самостоятельно оценивать географическое положение любой территории;

                      развивающая -  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; формировать умение работать с картами; продолжать  формировать познавательный интерес  к предмету;               

                      воспитательная - воспитание любви к большой и малой Родине; чуткого и бережного отношения к природе.

Образовательная продукция:

 

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Актуализация знаний.

-Каждый гражданин должен знать свою страну,  отличие  своей малой  родины от других территорий.

 - Прочитайте внимательно текст (текст на доске или на экране)

                                                           ГИМН

                                           «Якутия, ты светом зари

                                            К добру и счастью всех нас зовешь

                                            Алмазной радугой ты горишь,

                                            И нас к победам грядущим ведешь

                                                         Припев: Цвети и крепни родная земля.

                                                                       Расти и славься Якутия

                                                                       Краса и гордость России ты всей.

                                                                       Тебя раздольней нет и щедрей

                                            Привольно Лена наша течет

                                            Водой живой до края полна

                                            Она согласье и силу несет

                                            Дарует мир всем народам она.

                                                         Земля Саха, святыни твои

                                                         С вершин веков напутствуют нас

                                                         Мы путь продолжали предков своих

                                                         И с честью мы их исполним наказ»

                                                                       (муз. К.А. Герасимова, сл.Е.И.Тарасова, М.Е.Тимофеева

                                                                        Перевод В.И. Федорова)              

- О каком субъекте эти слова? (Республика Саха (Якутия

-Чтобы убедиться в точности прочитанных слов гимна, нам нужно знать адрес республики. Назовите тему урока. (Географическое положение Якутии)

 III. Изучение нового материала.

-Обратите внимание на  припев гимна:  «Цвети и крепни родная земля.

                                                                       Расти и славься Якутия

                                                                       Краса и гордость России ты всей.

                                                                       Тебя раздольней нет и щедрей» 

  -Подтверждение  слов, что наша республика является самым большим субъектом РФ, найдем по карте, используя характеристику физико-географического положения территории.

 

 1). Практическая работа с атласами

        План характеристики территории:

          а) В какой части России, экономическом районе находится

          б) Расположение по отношению к экватору, между какими широтами; по отношению к нулевому меридиану, между какими меридианами.

          в) Координаты крайних точек. Часовые пояса.

          г) Соседние пограничные субъекты.

          д) Расположение относительно океанов.

 Вывод №1:  а) ( Республика  Саха (Якутия) расположена на северо-востоке  Евразии, в азиатской части России. Входит в состав Дальневосточного экономического района и занимает значительную часть Восточной Сибири России. Столица - г. Якутск.)

                      б) ( Якутия расположена в северном полушарии относительно экватора, между55*с.ш. и 75*с.ш  - протяженность с севера на юг 2000км.Находится в восточном полушарии между 105*в.д  и 162*в.д. – протяженность с запада на восток -2300км. Свыше 40%  территории  находится за Полярным  кругом,  свыше 80%  -  севернее  60°  с.ш. Поэтому  республика относится  к  Крайнему Северу или  к  территориям, приравненным  к  нему. Она сильно удалена  от центральных и западных областей России).

                      в) (Крайняя  северная  материальная  точка  Якутии – мыс  Пакса  -  74° с.ш.,            Крайняя  северная  - островная точка – остров  Генриетты – на  77° с.ш.

Крайняя  южная  точка  находится на Становом  хребте – это исток  правого  притока реки Сутам-  55°  с.ш. (широта Москвы).

Самая западная  точка – исток  р. Верхний  Вилюйкан – 105° в.д.

Самая восточная   точка – недалеко от  п. Черский   – 162° в.д.

В этих пределах  территория   республики  располагается в 3 часовых поясах)

                    г) (На  западе  республика  граничит  с  Красноярским  краем,  на юго-западе – с Иркутской  областью, на юге – с  Амурской  областью,  на юго-востоке – с Хабаровским  краем  и на востоке  – с Магаданской областью).

                   д) (На  севере – граница проходит по  морям   Восточно-Сибирскому и Лаптевых, я к Северного Ледовитого океана. К Якутии относятся и острова,  расположенные  в  этих  морях: Новосибирские, Большой Бегичев, Медвежьи  и  другие  меньших размеров).               

              

   2) Просмотр  слайдов ПТК Якутии. На последнем слайде информация для учеников.

-Природные условия Якутия  очень разнообразны. Самая северная из республик, входящих в состав России,  отличается экстремальными климатическими характеристиками: Оймякон является полюсом холода в Северном полушарии (-68° C), в Верхоянске отмечена самая большая амплитуда температуры воздуха (103,8° С).  Многолетнемерзлые горные породы распространены по всей территории республики, здесь обнаружена наибольшая мощность вечной мерзлоты –1500м.  Самая большая гидроэлектростанция, построения на вечной мерзлоте, - это Вилюйская ГЭС, которая также находится в нашей республике, в нашем  Мирнинском районе.

  Вывод №2: ( Якутия - это самый большой по площади субъект Российской Федерации (3,103 млн. кв. км), обладающий богатыми запасами природных ресурсов – алмаза, золота, угля, газа, нефти, леса, пушнины и отличающийся многими другими особенностями природы, населения и хозяйства.

. А территория   Якутии  по   размерам  многократно  превышает  территории крупнейших   европейских  государств:  Франции – в  6 раз,  Англии – в 13 раз,  Болгарии – в 28 раз).

    3) Работа со словарями:

-Что такое административно- территориальное районирование? Обратимся к словарю. (Один из видов деления страны на административные единицы: республики, области, края).

- Зачем  необходимо такое делении? ( Такое деление необходимо для каждого государства, чтобы управлять страной, собирать налоги, осуществлять призыв военнообязанных в армию, планировать создание объектов культуры и социального обслуживания).

- Что такое районирование? ( Процесс разделения территории на основе определенных принципах)

-А результат этого районирования? (Сетка районов)

- В каком районе мы живем? (В Мирнинском)

   4)  Практическая работа с атласами Якутии.

- Большая территория нашей республики разделена на районы. Как аналогично называются районы в Якутии? (Улусы)

-Выпишите   названия улусов в тетрадь.

   5) Практическая работа на контурной карте:

        а) нанести на карту границу  и столицу республики;

        б) подписать пограничные субъекты Якутии.

        в) обозначить г. Мирный и главное полезное ископаемое района (алмаз)

IV. Просмотр интернет ресурсов: http: //www alrosa. ru/ - сайт компании «Алмазы России – Саха» (Алроса) 

 – Богатейшие запасы алмазов способствуют относительно стабильному состоянию экономики страны.  Изучение географии своей малой родины имеет большое значение  для каждого гражданина страны. Краеведение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Знания о родной Якутии необходимы для того,  чтобы понимать задачи дальнейшего развития республики, рационального природопользования и охраны природы, а также для того, чтобы быть готовым в активной творческой деятельности.

V.  Подведение итогов. Комментирование и выставление оценок.

 

Заключение: Найти информацию об удивительной Якутской природе и представить  ее в любой творческой форме (репортаж, презентация, сообщение)

Мотивация! Учитель представляет свою творческую работу. Видео клип «Цветы тайги» под классическую музыку «Ave Maria».

 

 


Стаценко

Стаценко

Практическая работа с атласами

Практическая работа с атласами

IV . Просмотр интернет ресурсов : http : // www alrosa

IV . Просмотр интернет ресурсов : http : // www alrosa
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021