Технологическая карта урока по географии 9 класс "Социальная инфраструктура"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по географии 9 класс "Социальная инфраструктура"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
9 кл
04.02.2023
Технологическая карта урока по географии 9 класс "Социальная инфраструктура"
Технологическая карта урока в 9 классе "социальная инфраструктура"
урок 16 социальна инфраструктура (нетрадиционный).doc

Технологическая карта урока

 

Тема

Социальная инфраструктура

Класс

9

Цель урока

Образовательная: сформировать у обучающихся представление о услугах, входщих в социальную инфраструктуру, их разнообразии и территориальной организации

Развивающая:  продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации, вырабатывать навыки читательской грамотности

Воспитательная: воспитывать чувство сопричастности к судьбе  своего города, своей страны

Планируемые результаты урока (предметные и метапредметные)

 

Предметные: формирование знаний о предприятиях сферы услуг своего населенного пункта и качестве услуг, ими предоставляемых

Метапредметные:

Познавательные: формирование осмысленного чтения и интерпретации усвоенного

Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать между собой при выработке общего решения в совместной деятельности, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве  с учителем и сверстниками.

В результате урока ученики будут:

знать: основные виды услуг, учреждени сферы услуг

уметь: аргументировать свой ответ

владеть: навыками работы с текстом учебника, решение заданий из ОГЭ

Критерии оценивания

Отлично: ответ полный и правильный, ученик знает об основных видах услуг, может их идентифицировать, предлагает несколько путей решения задачи

Хорошо: ответ полный и правильный, ученик знает об основных видах услуг, входящих в социальную инфраструктуру, присутствуют записи в тетради, при этом были допущены ошибки, которые можно исправить по требованию учителя.

Удовлетворительно: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Неудовлетворительно: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Подход, в котором разработан урок

Нетрадиционный

Основное содержание темы:

Что такое сфера услуг и какие отрасли ее образуют. Какова территориальная организация сферы услуг. Чем различается организация обслуживания в городах и сельской местности.

Образовательные ресурсы (оборудование урока):

 Доска, проектор, учебник, тетради


Организационная структура урока (ход урока)

 

Этапы урока / время

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Промежуточные результаты

 

Организационный момент

1 минута

Приветствие учителя. Подготовка к учебному процессу.

Подготовка к уроку

 

 

Актуализация знаний

3 минуты

На прошлом занятии мы узнали о транспортных узлах СЛАЙД 1. Сегодня мы продолжим изучение инфраструктурного комплекса и познакомимся с еще одной отраслью инфраструктуры.

Чтобы определить тему урока, я начну с  народной  поговорки, попробуйте её продолжить: СЛАЙД 2 «Рыба ищет, где глубже…   (а человек - где лучше)».

- Как вы считаете, какие факторы  определяют место, где лучше жить?

- Верно. Другими словами - развитая инфраструктура.

-Сформулируйте тему урока. Как называется инфраструктура, которая облегчает  жизнь людей и делает её значительно комфортнее?

Итак, тему нашего сегодняшнего  урока  «Социальная инфраструктура», запишем в тетрадь. СЛАЙД 3

Слушают учителя, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

возможности для нормальной жизни, обучения, творчества, работы и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

социальная

Фронтальный опрос, запись темы урока

Создание условий для внутренней мотивации учащихся

Изучение нового материала

25 минут

Чего вы ждете от этого урока? Давайте вместе сформулируем цель и задачи урока

 

 

 

Стоит разобраться, что же такое «социальная инфраструктура»? Обратимся к параграфу №18, стр. 70, дадим определение и запишем в тетрадь

Из данного определения следует, что главной задачей социальной инфраструктуры является оказание услуг населению.

СИ (социальная инфраструктура)  включает в себя порядка 30 отраслей, которые  обеспечивают быт населения, заботятся о здоровье, организуют их отдых, подготавливают  квалифицированные кадры  и т.д. Таким образом, в ней  объединяются отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги, что и отличает его от других межотраслевых комплексов.

Представляете, ребята, статистические данные сообщают, что на данный момент в инфраструктурном комплексе  России занято 49 % населения, а это почти половина населения.

-Что это означает?

Сегодня мы подробнее обсудим именно сферу обслуживания. Для этого нам предстоит решить поставленые перед уроком задачи:

-Выясним, что собой представляет услуга?

-Какие виды услуг существуют?

-И какие отрасли образуют сферу услуг?

1)Обратимся  к тексту учебника  и дадим определение понятию «услуга»

 2) Рассмотрим классификацию услуг.

Услуги бывают двух видов. Напомните, каких?

 

 

Какие  4 главных  направления можно выделить в общей массе услуг?

 

Работа в группах

Задание 1.

 Заполните таблицу на доске, выбрав из предложенных вариантов услуги (приложение 1), относящиеся к конкретному  из направлений

На столах у групп карточки с набором услуг. Каждая группа выбирает те, которые относятся к определенному виду:

1 группа -  общехозяйственные

2-группа - деловые

3 группа - социальные

4 группа – личные

На раздумье у вас буквально 2 мин

Спасибо, а теперь проверим правильность вашей работы (учитель открывает слайд с заполненной таблицей). СЛАЙД 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молодцы! Продолжаем работу

- Скажите, какими из этих услуг вы пользовались на этой неделе?

- А на выходных?

 

А пока ни разу не пользовались? 

- Как вы считаете, с чем связан ваш выбор услуг?

Вас удовлетворяют те услуги, которые были вам предоставлены? Что бы вы улучшили в нашем городе?

 

Отрасли сферы услуг так же разнообразны, как и потребности современного человека. Их набор увеличивается и меняется с развитием общества.

Давайте  выясним,  какова территориальная организация сферы услуг и что она в себя включает?

Да, именно по частоте спроса  мы можем  выделить  три  разновидности  услуг. Какие?  

Задание 2.

Прочитать текст на стр.71,обсудить в группе и  ответить на вопрос  что влияет  на  территориальную  организацию сферы услуг? Приведите  примеры (устно, от каждой группы)

Проверим правильность ваших ответов (учитель открывает слайд с таблицей)

 

 

 

Оценив частоту спроса людей на определенный вид услуги, можно смело сделать вывод, что существуют значительные различия организации обслуживания  в городах  и  в сельской местности.  Аргументируйте, почему?

Цель - узнать, что такое социальная инфраструктура, чем она представлена;

Задачи: выяснить, от чего зависит развитие СИ, чем представлена социальная инфраструктура в нашем населенном пункте, что можно улучшить и т.д. СЛАЙД 4

 

Ученики находт и записывают определение: социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, которые способствуют комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг СЛАЙД 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дискуссия с выводом: это важный и востребованный комплекс экономики страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дети находят и зачитывают определение, записывают в тетрадь СЛАЙД 6

 

СЛАЙД 6,2        1.Услуги по доведению до потребителя материальных благ и обслуживанию их потребления.

2. Услуги, не существующие отдельно от их использования: услуги врача, учителя, актёра.

 

 

Общехозяйственные, деловые, социальные, личные СЛАЙД 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По 1 представителю от каждой группы  одновременно выходят к доске и прикрепляют карточки СЛАЙД 8

 

Общехозяйственные

Деловые

Социальные

Личные

Розничная торговля

Банковская

Образование

Гостиничное дело

Пассажирский транспорт

финансовая

Здравоохранение

Бытовые услуги

Связь

Кредитная и страховая

Социальное обеспечение

Индустрия развлечений и отдыха

ЖКУ

Реклама

Культура

Туризм

Обслуживание/прокат техники

Консалтинговая деятельность

Юридические услуги

Общественное питание

образование, реклама, торговля и тд

 

общественное питание, индустрия развлечений и отдыха

банки, прокат техники, юридические услуги и т.д

 

с потребностями, территориальными возможностями и тд

 

Усовершенствовал бы систему досуга для подростков, разработал компьютерный клуб с мощными процессорами, организовал мото-соревнования

 

 

 

 

 

частота спроса

 

Ежедневные услуги,  эпизодические услуги,  периодические услуги СЛАЙД 10

 

Ежедневные услуги

 

Эпизодические услуги

Периодические услуги

Покупка продуктов питания, а именно хлеба, молока

Покупка и ремонт предметов длительного пользования, АЗС

Посещение парикмахерских, салонов красоты, прачечных, попутных гостиниц

Транспорт

Посещение театров и музеев

Покупка некоторых продуктов по необходимости

ЖКХ

СЛАЙД 11

 

 

это связано с частотой спроса,  численностью населения, доходами, востребованностью услуг и т.д

СЛАЙД 11,2

фронтальный опрос, беседа с учителем

 

 

 

 

 

Запись определения в тетради

 

развитие умений творческого подхода к решению практических задач

 

формирование умения взаимодействовать между собой при выработке общего решения в совместной деятельности, организация и планирование учебного сотрудничества с преподавателем, сверстниками

 

формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

 

формирование понимания и уважения к ценностям других культур и народов

Повторение и закрепление

7 минут

Я предлагаю вам решить задания из ОГЭ по географии

Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения новых туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганами и регионами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ученики выполняют задание письменно в тетрадях (Приложение 2) СЛАЙД 12

Выполнение заданий по карточкам с использованием атласов

Формирование у обучающихся представления об основных достопримечательностях регионов России

Организация Д/З

Прочитать параграф 18

Ответить на вопрос 6

 

 

 

Вывод по уроку

2 минута

Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать исходя из урока?

 

 

 

Мы добились поставленной в начале урока цели?

Если вы не поняли тему - поднимите правую  руку;

если у вас возникли сложности в ходе работы - поднимите левую руку;

если трудностей не  возникло  и вы разобрались в теме - поднимите две руки.

Отрасли сферы услуг также разнообразны, как и потребности человека. Их набор увеличиваетс и меняетс с развитием общества.

Территориальная организация сферы услуг зависит от востребованности потребителями

Да, мы узнали что такое социальная инфраструктура, чем она представлена и выяснили каких объектов социальной инфраструктуры не хватает в нашем городе

 

 

Фронтальный опрос

 


 

 


Приложение 1


Розничная торговля

Банковская

деят-ность

Образование

Гостиничное дело

Пассажирский транспорт

Финансовая

деят-ность

Здравоохранение

Бытовые услуги

Связь

Кредитная и страховая деят-ность

Социальное обеспечение

Индустрия развлечений и отдыха

ЖКУ

Реклама

Культура

Туризм

Обслуживание/прокат техники

Консалтинговая деятельность

Юридические услуги

Общественное питание


Приложение 1


 

Определение региона по лозунгу из рекламы

туристических кампаний

Установите соответствие между слоганом и регионом.

Вариант 1

  1. СЛОГАН

А) В нашем регионе, в дельте самой протяжённой реки Европейской части России, круглый год возможны рыбалка и отдых!

Б) Субтропический климат, морское побережье, горный ландшафт создали в нашем регионе идеальные условия для туризма, отдыха и санаторного лечения!

РЕГИОН

1) Ростовская область

2) Краснодарский край

3) Калининградская область

4) Астраханская область

 

  1. СЛОГАН

А) Побывайте в Западном полушарии!

Б) Поднимитесь по склону высочайшей горы страны!

РЕГИОН

1) Чукотский автономный округ

2) Калининградская область

3) Кабардино-Балкарская Республика

4) Ставропольский край

 

  1. СЛОГАН

А)  Приглашаем вас провести отдых в самом западном регионе России!

Б) Дышите целебным горным воздухом на наших горноклиматических курортах!

РЕГИОН

1) Республика Дагестан

2) Республика Калмыкия

3) Калининградская область

4) Ленинградская область

 

 

 

Определение региона по лозунгу из рекламы

 туристических кампаний

Установите соответствие между слоганом и регионом.

Вариант 2

 

  1. СЛОГАН

А) Окунитесь в воды священного Байкала!

Б) Полюбуйтесь всполохами северного сияния!

РЕГИОН

1) Калининградская область

2) Республика Бурятия

3) Мурманская область

4) Республика Хакасия

 

  1. СЛОГАН

А) Мы предлагаем сплав по реке Катунь, которая берёт начало в ледниках высочайшей горы Сибири!

Б) Полюбуйтесь на высочайший действующий вулкан Евразии!

РЕГИОН

1) Камчатский край

2) Республика Алтай

3) Владимирская область

4) Амурская область

 

  1. СЛОГАНЫ

А) Мы предлагаем сплав по реке Катунь, которая берёт начало в леднике высочайшей горы Сибири.

Б) Пляжи из золотистого песка, горы с альпийскими лугами и ледниками и равнины Кубани — отдых у нас разнообразен!

РЕГИОНЫ

1) Республика Алтай

2) Республика Саха (Якутия)

3) Воронежская область

4) Краснодарский край


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Организационная структура урока (ход урока)

Организационная структура урока (ход урока)

Стоит разобраться, что же такое «социальная инфраструктура»?

Стоит разобраться, что же такое «социальная инфраструктура»?

Обратимся к тексту учебника и дадим определение понятию « услуга » 2)

Обратимся к тексту учебника и дадим определение понятию « услуга » 2)

Молодцы! Продолжаем работу -

Молодцы! Продолжаем работу -

Изучение нового материала 25 минут

Изучение нового материала 25 минут

Технологическая карта урока по географии 9 класс "Социальная инфраструктура"

Технологическая карта урока по географии 9 класс "Социальная инфраструктура"

Приложение 1 Розничная торговля

Приложение 1 Розничная торговля

Приложение 1 Определение региона по лозунгу из рекламы туристических кампаний

Приложение 1 Определение региона по лозунгу из рекламы туристических кампаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023