Для развития речи обучающихся необходимо ежедневно на каждом уроке русского языка проводить словарную работу. Чтобы овладеть словарным составом литературного языка необходимо освоение школьниками родного языка: его грамматики, орфографии, орфоэпии, правильного словоупотребления, и связной речи вообще. Для этого на уроках большое место должны занимать упражнения, которые направлены на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса те слова, которые делают его речь более точной и выразительной.
Словарный запас – это совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образующие его словарный состав или лексику. По мнению современных ученых, словарный запас человека бывает двух видов: активный и пассивный. Активный словарь включает в себя слова, которые человек использует в устной и письменной речи, понимает их значение и не испытывает никаких затруднений в их повседневном употреблении. Такой словарь по большей части устанавливает богатство и культуру речи. Активный словарь ребенка содержит общеупотребительную лексику, а в некоторых случаях – ряд специфических слов, повседневное использование которых определяется условиями его жизни.
В состав пассивного словаря входят слова, которые человек встречает и узнает в текстах (книгах и иных письменных источников), слышит, знает, но либо не употребляет в своей речи совсем, либо употребляет крайне редко, когда к этому употреблению его вынуждают обстоятельства. Очень активно словарный запас личности развивается и обогащается в школьном возрасте. Это объясняется тем, что ребенку необходимо усвоить множество специальных терминов при изучении различных учебных предметов, а также овладеть законами словообразования. Пассивный словарь представлен словами, которые говорящий на этом языке понимает, но сам не использует. Такой словарь намного больше активного, он содержит слова, о значении которых человек догадывается по контексту, такие слова всплывают в сознании только тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный – это специальная задача [1].
Л.Л. Касаткин так даёт определение речи: «Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности»[2]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что обогащение речи служит средством совершенствования регулятивных функций.
О.М. Казарцева. отмечает, что «…речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную)»[2].
Из этого определения следует, что обогащение речи способствует усилению продуктивности межличностных коммуникаций и лучшему достижению целей деятельности.
Для конкретного человека ситуацией общения становятся лишь те обстоятельства, на которые направлена личность. Направленность же в реальных условиях обусловливается потребностями, интересами, идеалами.
От богатства словаря зависит одно из основные коммуникативных качеств речи – ее богатство. Богатство речи отдельного человека зависит от того, насколько велик индивидуальный запас языковых средств в его сознании, а главное от того, сколько и каких средств этого запаса он может переводить в активное употребление.
Богатство речи — это прежде всего разнообразие слов, употребляемых в речи. Важно регулярно увеличивать частоту используемых слов в речи, другими словами расширять свой словарь. Если словарный запас обучающегося богатый, то его высказывания становятся точнее, понятнее для окружающих. Он может передать свои мысли легче и образнее. "Хорошей — богатой, правильной и красивой — речь бывает у тех, кто до школы и в младших классах школы воспитывался на хороших образцах речи",— подчеркивает Л. П. Федоренко[3].
Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость совершенствования богатства речи обучающихся во время уроков русского языка, чтобы обучающиеся не только учились грамотному письму, но и осознавали лексическое значение слов. Понимание значения слова помогает уместно употреблять его в контексте[3].
К.Д. Ушинский отмечал важность словарной работы в самом начале обучения детей русскому языку, он уделял внимание подготовке учащихся к самообразованию и развитию у них самостоятельности. Педагог отмечал, что учителю необходимо не только передать знания ученику, но и развить в нем способность самостоятельно приобретать знания. По его мнению самостоятельность – это качество личности, которое состоит в независимости
мышления и формируется в процессе самостоятельной деятельности учащегося под руководством учителя[3].
Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение словарной работы, выделение основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Словарная работа предусматривает четыре направления:
Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ученикам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в его словарном запасе.
Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, то есть развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Такая работа включает:
а) уточнение значений слов путём включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов;
б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах;
в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности;
г)усвоение синонимики лексической и функционально-стилистических окрасок слова;
Активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
Устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в пассивный словарь. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные.
Словарная работа- это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие и уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.
Основная цель словарной работы - помочь обучающимся осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения.
Важность словарной работы предопределяется ограниченностью речевого развития обучающихся начальной школы, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешение слов, неточность и не дифференцированность значений.
Задачи словарной работы на уроках следующие:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.