Статья на тему "Словарная работа на уроках русского языка"
Оценка 4.9

Статья на тему "Словарная работа на уроках русского языка"

Оценка 4.9
docx
06.06.2024
Статья на тему "Словарная работа на уроках русского языка"
рррр.docx

Для развития речи обучающихся необходимо ежедневно на каждом уроке русского языка проводить словарную работу. Чтобы овладеть словарным составом литературного языка необходимо освоение школьниками родного языка: его грамматики, орфографии, орфоэпии, правильного словоупотребления, и связной речи вообще. Для этого на уроках большое место должны занимать упражнения, которые направлены на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса те слова, которые делают его речь более точной и выразительной.

Словарный запас – это совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образующие его словарный состав или лексику. По мнению современных ученых, словарный запас человека бывает двух видов: активный и пассивный. Активный словарь включает в себя слова, которые человек использует в устной и письменной речи, понимает их значение и не испытывает никаких затруднений в их повседневном употреблении. Такой словарь по большей части устанавливает богатство и культуру речи. Активный словарь ребенка содержит общеупотребительную лексику, а в некоторых случаях – ряд специфических слов, повседневное использование которых определяется условиями его жизни.

В состав пассивного словаря входят слова, которые человек встречает и узнает в текстах (книгах и иных письменных источников), слышит, знает, но либо не употребляет в своей речи совсем, либо употребляет крайне редко, когда к этому употреблению его вынуждают обстоятельства. Очень активно словарный запас личности развивается и обогащается в школьном возрасте. Это объясняется тем, что ребенку необходимо усвоить множество специальных терминов при изучении различных учебных предметов, а также овладеть законами словообразования. Пассивный словарь представлен словами, которые говорящий на этом языке понимает, но сам не использует. Такой словарь намного больше активного, он содержит слова, о значении которых человек догадывается по контексту, такие слова всплывают в сознании только тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный – это специальная задача [1].

Л.Л. Касаткин так даёт определение речи: «Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности»[2]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что обогащение речи служит средством совершенствования регулятивных функций.

О.М. Казарцева. отмечает, что «…речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную)»[2].

Из этого определения следует, что обогащение речи способствует усилению продуктивности межличностных коммуникаций и лучшему достижению целей деятельности.

Для конкретного человека ситуацией общения становятся лишь те обстоятельства, на которые направлена личность. Направленность же в реальных условиях обусловливается потребностями, интересами, идеалами.

От богатства словаря зависит одно из основные коммуникативных качеств речи – ее богатство. Богатство речи отдельного человека зависит от того, насколько велик индивидуальный запас языковых средств в его сознании, а главное от того, сколько и каких средств этого запаса он может переводить в активное употребление.

Богатство речи — это прежде всего разнообразие слов, употребляемых в речи. Важно регулярно увеличивать частоту используемых слов в речи, другими словами расширять свой словарь. Если словарный запас обучающегося богатый, то его высказывания становятся точнее, понятнее для окружающих. Он может передать свои мысли легче и образнее. "Хорошей — богатой, правильной и красивой — речь бывает у тех, кто до школы и в младших классах школы воспитывался на хороших образцах речи",— подчеркивает Л. П. Федоренко[3].

Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость совершенствования богатства речи обучающихся во время уроков русского языка, чтобы обучающиеся не только учились грамотному письму, но и осознавали лексическое значение слов. Понимание значения слова помогает уместно употреблять его в контексте[3].

К.Д. Ушинский отмечал важность словарной работы в самом начале обучения детей русскому языку, он уделял внимание подготовке учащихся к самообразованию и развитию у них самостоятельности. Педагог отмечал, что учителю необходимо не только передать знания ученику, но и развить в нем способность самостоятельно приобретать знания. По его мнению самостоятельность – это качество личности, которое состоит в независимости

мышления и формируется в процессе самостоятельной деятельности учащегося под руководством учителя[3].

Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение словарной работы, выделение основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Словарная работа предусматривает четыре направления:

Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ученикам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в его словарном запасе.

Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, то есть развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Такая работа включает:

а) уточнение значений слов путём включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов;

б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах;

в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности;

г)усвоение синонимики лексической и функционально-стилистических окрасок слова;

Активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

Устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в пассивный словарь. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные.

Словарная работа- это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие и уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.

Основная цель словарной работы - помочь обучающимся осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения.

Важность словарной работы предопределяется ограниченностью речевого развития обучающихся начальной школы, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешение слов, неточность и не дифференцированность значений.

Задачи словарной работы на уроках следующие:


 

Для развития речи обучающихся необходимо ежедневно на каждом уроке русского языка проводить словарную работу

Для развития речи обучающихся необходимо ежедневно на каждом уроке русского языка проводить словарную работу

Он может передать свои мысли легче и образнее

Он может передать свои мысли легче и образнее

Задачи словарной работы на уроках следующие:

Задачи словарной работы на уроках следующие:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024