Статья на тему "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"
Оценка 4.7

Статья на тему "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"

Оценка 4.7
docx
06.06.2024
Статья на тему "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"
ббббббб.docx

"Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка". А.В. Текучев.   Проблема формирования орфографической грамотности в современной школе, является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. Грамотность выпускников снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные приемы и методы. В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Научить ребенка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.  Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов программы курса «Русский язык» является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.  В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.  Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Словарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Для того чтобы ребёнок овладевал русским языком практически, ему необходимо знать определённое количество слов, т.е. обогащать свой словарный запас. Уже в 1 классе, на каждом уроке, в результате бесед, диалогов, рассказов обучающиеся знакомятся с новыми словами, усваивают их, повторяют и закрепляют слова, усвоенные ими ранее.  Словарная работа будет эффективна в том случае, если она последовательна, планируется на каждый урок и на перспективу, является компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку. С такой позиции я строю работу над "трудными" словами на протяжении всех лет обучения.   Слова для работы целесообразно брать блоками и изучать в течение недели. При введении новых слов с непроверяемым написанием работу провожу в такой последовательности:  Первый день.  1. Загадка, в которой ответом является словарное слово. 2. Уточнение знаний о значении слова, работа со словарём. 3. Слово - картинка, в которой «трудная» буква заменена изображением предмета, похожим по очертаниям. 4. Прочтение слов учителем «орфоэпически». 5. Повторение детьми 2-3 раза. 6. Запись слов, постановка ударения, обозначение орфограмм. 7. Проверка слов.  Дальнейшая работа со словами проводится на карточке. Её ученики складывают «гармошкой» для того, чтобы каждый день открывать новую часть и иметь возможность проверки написания слов.   Образец карточки: 2 день  3 день  4 день  эталон  С (О А) РОКА  К…Р…НДАШ  КАРОВА  СОРОКА  Л (И Е) СИЦА  П…НАЛ  КОРАНДАШ  ЛИСИЦА  К (А О) РОВА  К…РОВА  ЛИСИЦ  КОРОВА  С (О А) БАКА  С…РОКА  САРОКА  СОБАКА  П (И Е) НАЛ  Л…СИЦА  ПЕНАЛ  ПЕНАЛ  К (О А) Р (А О) НДАШ  С…БАКА  САБАКА  КАРАНДАШ  Второй день. 1. Выбор буквы (правильного написания). 2. Прочтение слов учениками «орфоэпически». 3. Проверка слов. Сверка с эталоном. Демонстрация слов-картинок.  Третий день. 1. Ученики самостоятельно заполняют пропуски в словах. 2. Прочтение слов учениками «орфоэпически». 3. Проверка слов. Сверка с эталоном. Демонстрация слов-картинок.  Четвертый день. 1. Ученики самостоятельно исправляют ошибки в словах. 2. Прочтение слов учениками «орфоэпически». 3. Проверка слов. Сверка с эталоном. Демонстрация слов - картинок (по необходимости).  Пятый день. Диктант. В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому процесс обучения организую так, чтобы в определенной взаимосвязи с каждым блоком слов проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаю условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.  Упражнения для формирования фонетических понятий:  - Найти и обозначить твердые/мягкие, звокие/глухие согласные;  - Записать слова на определенный звук;  - Записать слова в алфавитном порядке;  - Игра «Из каких слов выпли гласные»;  - Игра «Угадай слово по первому слогу» (последнему);  - Игра «Собери слово из слогов»;  - Выписать слова из словаря на заданную тему;  - Выборочный диктант.  Орфографические упражнения:  - Образовать родственные слова, указать при помощи чего они образовались;  - Образовать слова с помощью определенного суффикса (например, -к-);  - Игра «Найди лишнее слово» (различение однокоренных слов и форм этого слова);  - Составить словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания;  - Игра «Комментатор»;  - Схемы - угадайки.  Морфологические упражнения:  - Подобрать словарные слова, обозначающие признаки предметов, действияя предметов;  - Выписать слова определенного склонения;  - Выписать слова определенного рода;  - Вставить в предложение нужные по смыслу словарные слова;  - Игра «Найди лишнее слово».  Ситаксические упражнения:  - Составить предложение из слов;  - Составить предложение с данными словарными словами;  - Замени предложение словарным одним словом;  - Вставь пропущенное словарное слово;  - Выделить словосочетание со словарным словом;  - Смоделируйте предложение по схеме.  Лексические упражнения:  - Выписать слова из словаря на заданную тему;  - Найди в каждой группе лишнее слово, назови по какому принципу отобраны слова;  - Сгруппировать слова по темам;  - По опорным словам составить небольшой рассказ на заданную тему;  - Подобрать синонимы;  - Игра «Кто как голос подает?»;  - Выбрать наиболее подходящее слово, записать.  В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных проихведений.  Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его в практике.    Список литературы:  1. Канакина В.П. Русский язык.1 класс: учебник для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2020. -143 с.  2. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы./авт.-сост. Т.М. Анохина.- Волгоград: Учитель, 2007. -269 с.  3. Кунжанкулова Г.Р. Словарная работа по руссскому языку в начальных классах. - Текст: непосредственный// Молодой ученый. - 2016. - №12 (116). - с.883-885.    Войти Регистрация Скачайте полезный файл:  


 

Скачано с www.znanio.ru

Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка"

Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка"

Таким образом, создаю условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову

Таким образом, создаю условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024