Современный урок в начальной школе
с учётом требований ФГОС
Слайд 1 Добрый день! Очень рада увидеть всех в новом учебном году. Желаю всем крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, успехов в нашем нелёгком труде, творчества, креатива.
Слайд 2. Начать сегодняшнее выступление хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Слайд 3 Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. И, чтобы справиться с изменениями, касающихся структуры урока и его содержания, сегодня я вам предлагаю ещё раз ознакомиться с существенной перестройкой требований к современному уроку в начальных классах.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования Согласно деятельностной теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
Слайд 4 Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в роли координатора, коммуникатора, партнёра.
«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление - это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Педагогам предложили поиграть. Игра называлась «Ассоциация». Каждая группа подбирала ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны были начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт». (то что получилось, вы видите это на слайде)
К |
Компетентность |
Критичность |
Креативность |
Культура |
О |
Органичность, основательность |
Отдача, оптимально |
Открытие Ответственность |
Образованный, осознанный |
М |
моделирование |
мотивация |
методика |
мастер |
Ф |
Фантазия |
формирование |
функциональный |
фундамент |
О |
Отдых, осмысленный |
Открытие, организованный |
обучение |
Опора, озарение |
Р |
Радость |
развитие |
Рост |
Результат, рефлексия |
Т |
Тепло |
Творчество |
Талант |
темп |
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок?
Слайд 5 Предлагаю вам рассмотреть характеристику деятельности педагога, работающего по ФГОС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 6 Подготовка учителя к уроку) предполагает:
1. Определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания.
Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной учителем. При составлении программ в конструкторе вы увидели, что уроков «Закрепление ранее изученного материала» - нет, поскольку не отражает основное содержание урока. Тема урока формируется полно и точно. При отборе содержания нужно учитывать уровень развития и обученности детей. Необходимо учитывать, что в разноуровневом классе и содержание урока должно быть разноуровневым, рассчитанным на группы детей с разным уровнем обучаемости.
2. Определение целей и задач урока
Задачи урока должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока.
3. Выбор методов и форм обучения, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
4. Определение типа и структуры урока
При определении типа и структуры урока нужно учитывать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии уроков. Классические структурные схемы уроков преобразуются с учётом новых требований, связанных с реализацией системно - деятельностного подхода.
5. При составлении плана урока, продумывать оптимальный темп урока, то есть рассчитывая время на каждый его этап.
6. Продумать форму подведения итогов урока.
7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
8. Составление конспекта или плана урока.
Сколько бы мы не говорили о новых технологиях
Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Различают множество таких технологий. В своей работе я использую некоторые. например:
Игры-драматизации
Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.
Работа с тренажерами
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами.
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
во время устного счета (на уроках математики);
· при закреплении нового материала;
· при поведении самостоятельной, проверочной работы;
· при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Групповая работа
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
· полное внимание к однокласснику;
· серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
· терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
слайд 7-13 Очень важным для учителя
является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений.
На слайдах вы видите несколько названий методов. Их очень много и они все очень
интересные. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок»,
«Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше
понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем
использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к
обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее
вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и
предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы
получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и
прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения
систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения.
«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное
пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не
заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет
речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в
секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока
полученной информации способствует лучшему восприятию материала.
Для самостоятельной работы над новой темой урока используются для групп
сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах.
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки
согласия -не согласия по цвета светофора), «На линии огня» (каждая
команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а
они - защищаются). Для представления материала самостоятельной работы
детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная
остановка», «Творческая мастерская».
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною
на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети
готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи,
рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги
необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать
групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план
размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На
работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее
представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности
учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В
конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально,
выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению
товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги)
из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь
иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно
расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» «Земля,
воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не
выходя из класса.
Каждый современный урок учитель, реализующий системно - деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка»,
Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают
разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме
урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток.
Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа
берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет
анализируется группой-соседкой.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для
себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее
участвовать в упражнении.
Слайд 14 – 16 На следующем слайде вы увидите таблицу для конструирования урока. Казалось бы мы много уже всего знаем, но вот такие штучки под рукой всегда необходимы. Посередине прописаны этапы урока, с правой стороны задачи, с левой – какие методы и приёмы мы сможем использовать на данном этапе.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ |
Возможные методы и приёмы выполнения |
· Организационный этап |
|
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания |
Стихотворный настрой и др. |
· Проверка выполнения домашнего задания |
|
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы |
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
· Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
|
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта |
Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопросаВ начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
· Этап усвоения новых знаний и способов действий |
|
· Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала · Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору |
· Работа с определением · Использование обыденных аналогий · Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, |
· Первичная проверка понимания изученного |
|
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала |
Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
· Этап закрепления новых знаний и способов действий |
|
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания |
Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
· Применение знаний и способов действий |
|
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях |
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
· Обобщение и систематизация |
|
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей |
Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
· Контроль и самоконтроль знаний и способов действий |
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий |
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
· Коррекция знаний и способов действий |
|
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия |
· Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений · Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками |
· Информация о домашнем задании |
|
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Три уровня домашнего задания: · Стандартный минимум · Повышенный · Творческий |
· Подведение итогов занятия |
|
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
· Рефлексия |
|
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |
Подведение итогов работы
Слайд 17 Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Слайд 18 Взрослые и дети как малыши каждый урок ждут чуда и доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
Каждого из вас, работающих в начальных классах, я считаю мастером.
Как же я отношусь к слову “мастер”?
М – мудрость, она приобретается с годами
А – активность, в ней сила, здоровье, успех.
С – счастье, А.С.Макаренко писал “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно!”
Т – творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е – единство, только в единстве учитель – ученик – родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р – результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Слайд 19 В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.