Способы повышения креативного мышления и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, в концепции социальных взаимоотношений, а также для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде.
Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мышление и глобальные компетенции.
Мы поговорим о двух видах:
Креативное мышление — это вид мышления, которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей.
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке.
Этот вид грамотности имеет множество эффективных приёмов работы с текстом. Это такие приемы как: «Рыбий скелет», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Уголки», «Реконструкция текста», «Чтение с остановками», «Словарики», «Опорный конспект» и т.д.
Рассмотрим несколько приемов, которые активно применяются на уроках русского языка и литературы:
Приём – «Чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в тексте. Далее текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения одноклассника и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными. Здесь же можно использовать прием «Тонкий и толстый»
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием использую для организации взаимоопроса. Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Прием позволяет формировать умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ по факту. Толстый вопрос предполагает ответы развернутые, подробные, более наполненные, обстоятельные и длинные.
Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. Если слово вызывает затруднение у всего класса, можно обратиться к словарю или к помощи учителя. Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.