Статья на тему: «Технологии поддержки игровой деятельности воспитанника в детском саду».
Технологии поддержки игровой деятельности
воспитанника в детском саду.
Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает
информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и
своём месте в нём. И самое главное, что именно в детстве ребенок играет.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Игровая деятельность это главный этап
дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих
возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии
личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности
ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности.
Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является
игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить
и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт,
что такое хорошо и что такое плохо.
Как известно, игра является ведущим видом деятельности детей
дошкольного возраста. Игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же
как разнообразны и игры. Среди всех игр главенствующее значение отводится
сюжетно-ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и
существенные черты игры как деятельности.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных
тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного
учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт
необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для
них форме деятельности — в игре.
Применение игровых технологий на занятиях:
- делает ребёнка более активным;
- повышает познавательный интерес;
- развивает память, мышление и внимание;
- способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более
продолжительное время.
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный
характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети.
Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как
станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе
средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует
свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы
человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему
недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают
партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют
взаимоотношения.
Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в
формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы
доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы
эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует
любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет
стремление находить на них ответы.
В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется, появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Например, по ходу прогулки ребёнок задаёт вопрос о том, откуда берётся уличная грязь. Воспитатель советует вылить в песочницу немного воды и что-нибудь слепить. На этом примере дошкольнику объясняется, что грязь образуется от смешения песка/земли с водой. В этом состоит основная важность игр с воспитанниками средней группы: организовать их обучение, играя.
В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра заметно усложняется. Посредством всем известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению обязанностей.
Приёмы игровых технологий
Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Словесные приёмы это когда воспитатель объясняет все игровые действия и
описывает детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог
проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования
громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с
играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в
сюжет игры.
Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.
Практические приёмы отчасти можно связать с
наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках,
аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами
создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они
научились играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать
реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты
знакомого окружения.
Использование игровых технологий в ДОУ, методы работы
Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра — незаменимый элемент любого занятия в ДОУ независимо от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист. Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами работы с игровыми технологиями педагог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру им навязывают. Рассмотрим возможности применения игровых технологий на разных видах занятий.
Используя игровые технологии в образовательном
процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять
эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой
выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для
развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает
существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе
создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство
побуждения стимулирования к деятельности.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление
навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя
самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками,
реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир,
изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с
растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Таким образом. Игровая технология играет основную роль в развитии
ребёнка.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет такое же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Дорогие взрослые, пусть дети чаще играют.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.