Статья на тему: «Технология проблемного обучения- мода времени или необходимый ресурс в начальной школе»
«Ребенок не хочет брать готовые знания и
будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он
охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать
ими»
Шалва Амонашвили
Проблемное обучение достаточно давно известно и используется на разных ступенях обучения. Оно развивает мышление учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, способствует развитию познавательного интереса. Технология проблемного обучения неразрывно связана с формированием исследовательских умений, с формированием универсальных учебных действий школьников. Таким образом, применение технологии проблемного обучения в начальной школе является актуальной.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на
любом учебном предмете и в любом классе. Хотя она не нова, она показала свою
эффективность.
Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему. Наша сегодняшняя беседа пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
Каждый из вас не раз задаёт себе вопрос, идя на урок: «Будет ли мой урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?»
В своём докладе, уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках, которые помогают получать детям знания, развивает их интеллектуальные способности, метапредметные умения.
С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия:
«учебная проблема» , « побуждающий диалог», « подводящий проблемный диалог», «проблемная ситуация», «яркое пятно»
Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Побуждающий диалог-побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему?, Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?
Подводящий диалог- посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй…
Приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Главным из этих приёмов в технологии проблемного обучения является проблемная ситуация
Проблемная ситуация в обучении—это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме урока.
Цель создания проблемной ситуации- это осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности детей и учителя, парной работы или работы в группах, а так же в овладении учениками в результате этих форм деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Для создания проблемной ситуации учителю необходимо владеть:
Вашему вниманию предлагаю таблицу, где вы видите: приём создания проблемной ситуации, вопросы и предложения для противоречия, вопросы и предложения для формулирования проблемы.
Приём создания проблемной ситуации |
Вопросы и предложения для противоречия |
Вопросы и предложения для формулирования проблемы |
|
Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? |
Какой вопрос возникает? В чём вы испытываете затруднение? |
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием. |
Сколько мнений? |
Какая тема урока? Какая цель урока? Зачем нам это надо? |
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». |
Что вы предполагали сначала? Что получилось? |
Сформулируйте проблему. Как будем действовать дальше? |
4.Дать практическое задание не выполнимое вообще. |
Можете ли вы выполнить задание? В чём затруднение? |
Чего мы не знаем? Какова цель урока? |
5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим. |
Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? |
Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? |
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. |
Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Какова будет цель урока? |
Предлагаю вам несколько приёмов создания проблемных ситуаций на моих уроках по УМК « Школа России».
На уроках русского языка чаще всего использую следующие виды проблемных ситуаций: Это ситуация с « удивлением» и «затруднением».
В основе проблемных ситуаций с «затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Ученикам даётся задание либо невыполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие.
Приведу пример ситуации, когда противоречие возникает между несколькими мнениями.
На доске вывешены картинки: солнце, сердце. лестница. У доски два ученика записывают эти слова( с обратной стороны крылышек доски), а остальные работают в тетрадях.
После записи мы смотрим, сравниваем. В классе обязательно появиться противоречивое мнение. Выясняем кто же прав. И дети приходят к тому, что недостаточно знаний
___Далее выясняем чем похожи эти слова? (Мы в них не слышим согласный звук.
___Отсюда вытекает вопрос, так чего же мы не знаем? ( Нужно или нет писать согласную букву ,если на этом месте мы не слышим никакого звука.)
__ Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему решить.
__ Давайте попробуем озвучить и записать тему нашего урока .
Ответ детей. Так как мы не слышим согласный в слове, тема может называться «непроизносимые согласные в словах».
___Кто может уточнить-в какой части слова?
___ В корне.
Давайте же сформулируем тему урока.
После этого открывается запись с темой урока « Непроизносимые согласные в корне»
А
теперь рассмотрим проблемные ситуации, возникающие "с
удивлением" на уроке математики
Я одновременно предъявляю классу противоречивые факты, научные теории или
взаимоисключающие точки зрения.
Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3».
И другое: «К 2 прибавь 5, умноженное на 3».
Можно
записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2+5∙3 = 21 2+5∙3
= 17
Такая
запись вызывает удивление у детей. После
анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут
быть правильным и зависит от того, в какой очерёдности выполнять сложение и
умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы
получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего
они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2+5)∙3 = 21 2+5∙3
= 17
Далее рассмотрим
приём «яркого пятна» на уроке русского языка.
Например во 2 классе. Тема: «Безударные гласные в корне слова»
Для этого я использовала случай из жизни
« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
__Мяч будет, сказал товарищам Дима, Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не получится поиграть в футбол».
_ Почему же ребята так получилось? ( не правильно написал Дима)
А как правильно записать это слово? (С м.чом через е или через я)
__ Исходя из этой проблемы ,назовите тему нашего урока? ( Правописание безударной гласной в корне слова.)
А теперь давайте познакомимся и рассмотрим некоторые приемы использования проблемного побуждающего диалога на уроках окружающего мира.
К Теме: Вода. В 1 классе подобрала такой текст.
Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.
Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.
Исходя из текста такая проблемная ситуация
- Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее? (В жизни дети знают, что соль тяжелее ваты, а то что вата впитывает в себя воду и то что соль растворился в воде некоторые могут догадаться. Это связь с жизнью. )
-Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар? (Дети должны догадаться, что соль и сахар растворяются в воде,)
Всегда после проблемной ситуации следующий этап – поиск решения проблемы.
Можно путём выдвижения и проверки гипотез. Или
второй путь поиска решения – подводящий диалог. После постановки проблемы учитель пошагово приводит школьников к открытию нового знания.
В учебнике часто встречаются задания с повышенной трудностью, которые я часто
использую на своих уроках.
Одним из видов таких заданий являются задания на группировку.
После самостоятельного выполнения задания проводим коллективное обсуждение, в процессе которого выявляется, кто предлагает разделить по-другому и почему. То, что группировка возможна разными способами, по разным основаниям, открывает простор мысли ребенка.
Например.
Задание:
- Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка, колесо, дедушка, яблоня, рожь.
В результате предложенные слова могут группироваться:
Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе, необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов:
1. Постановка в формировании вопроса или темы урока.
2. Возникновение проблемной ситуации.
3. Осознание затруднения и постановка проблемы.
4. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы.
5. Доказательство гипотезы.
6. Проверка правильности решения проблемы.
Для организации учебных ситуаций необходимо
соблюдать несколько важных условий:
- деятельность должна быть успешной, помогая ребенку, делать это так, чтобы ученику казалось, что он сам справился с работой. Не ставить ребенка в неудобное положение перед другими;
- предоставлять каждому возможность высказать своё мнение, не оценивая и не критикуя его. Говорить всегда по существу: « Это твоё мнение, давай послушаем других…» Все высказывания имеют место быть.
Возвращаясь к теме моего доклада «Технология проблемного обучения- мода времени или необходимый ресурс в начальной школе» я с уверенностью могу сказать, что проблемное обучение , это не мода, это даже не новшество, а необходимый ресурс в начальной школе..
« Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне,-я смогу запомнить.
Позволь мне сделать это самому
И это станет моим навсегда»
Древняя мудрость
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.