Статья:«Технология проблемного обучения»
Оценка 4.6

Статья:«Технология проблемного обучения»

Оценка 4.6
docx
27.01.2024
Статья:«Технология проблемного обучения»
Статья Технология проблемного обучения.docx

Статья учителя начальных классов:

 «Технология проблемного обучения»

Автор: Хачукаева Р.А.

     В связи с изменениями, происходящими в современном образовании, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания отдельных дисциплин. Важнейшей задачей школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих детям умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

     В существующей практике обучения младших школьников укрепилась педагогическая позиция, согласно которой хороший ученик – это ученик, полно воспроизводящий знания, полученные в результате преподавания различных учебных предметов. Критерием качества обученности долгие годы являлись знания, умения и навыки. Кстати, с этих позиций оценивалось и качество работы самого педагога. Сегодня нельзя констатировать, что такая позиция канула в лето. Это породило ряд противоречий между:

*    достаточно низкой учебной самостоятельностью младших школьников, обусловленной возрастными особенностями детей, и необходимостью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты учебной деятельности;

*    формированием знаньевых компетенций и необходимостью создания условий для осуществления личностно-ориентированного обучения младших школьников;

*    педагогической ориентацией на результат обучения и важностью наблюдения за процессом формирования знаний, необходимостью учитывать способы учебной деятельности для обеспечения эффективности учения.

     Данные противоречия свидетельствуют о наличии проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников как важнейшего условия для развития личности обучающихся, успешного усвоения знаний, умений и навыков, обеспечения эффективности образовательного процесса. Решение данной проблемы осуществляется через использование УМК нового поколения, современных образовательных технологий, в том числе технологии проблемного обучения.

 

     Использование технологии проблемного обучения обеспечивает интеллектуальное  развитие младших школьников, позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.

 

      Проблемное обучение, организованное мною на практике, предполагает организацию продуктивной деятельности обучающихся, активизируя мыслительные процессы, снижая нагрузку на память и внимание, делая процесс обучения более эффективным и менее трудоемким. Данная технология как никакая иная способствует формированию универсальных учебных действий, что позволяет овладеть не только программным содержанием начальной школы, но и успешно обучаться в среднем звене. Не случайно, сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Еще одно преимущество технологии проблемного обучения – относительно небольшая трудоемкость и полное отсутствие ограничения по использованию.

 

     Эффективность использования мною технологии проблемного обучения подтверждается стабильными результатами обученности учащихся, высокой креативностью, инициативностью, любознательностью младших школьников, а также на протяжении всего обучения в начальной школе  у детей сохраняется высокая учебная мотивация (см. таблицы и диаграммы).

     По результатам, проведенного мониторинга эффективности организации проблемного обучения в формировании УУД у младших школьников, подтвердились ожидаемые результаты:

·        позитивное отношение к учению и сформированности внутренних мотивов;

·        повысился уровень результативности приемов умственных действий (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.)

·        наблюдается рост активности обучающихся на уроках.

     Родители обучающихся также отмечают положительную динамику в предпочтении классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, в сознательном отношении детей к школьной дисциплине, в социальном способе оценки своих знаний, в организации форм совместной учебной деятельности.

     Развитие универсальных учебных действий обеспечило формирование психических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоение предметных дисциплин.

 

Самой эффективной и приемлемой технологией, позволяющей более полно формировать универсальные учебные действия у учащихся младших классов, считаю технологию проблемного обучения. Именно проблемное обучение позволило мне  в течение последних трех лет развить у детей «умение учиться».

     Через использование специальных дидактических средств, проблемное обучение ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Приятно видеть, как мои обучающиеся испытывают удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений.

     Технология проблемного обучения позволяет мне  раскрыть сущность учебной деятельности обучающихся, уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод (см. приложение – проект).

    Основными приемами побуждения обучающихся на уроке считаю занимательность, логику обучения, стимулирование стремления изучать новое. Достигаю всего этого путем создания проблемной ситуации.

     Эффективность обучения достигается через внедрение приемов обобщенного характера: предварительные домашние задания, постановка предварительных заданий на уроке, создание ситуаций интеллектуальных конфликтов, «коллизий», использование жизненных наблюдений учащихся, решение экспериментальных и теоретических познавательных задач, заданий с элементами исследования, создание ситуации выбора, предложение выполнить практическое действие, постановка проблемных вопросов и организация дискуссий, использование межпредметных связей. Примером может служить открытый урок, проведенный мною на районном семинаре учителей начальных классов (см. приложение).

     Опыт практической работы показывает, что хорошо продуманная проблемная ситуация вызывает направление мысли обучающегося, создает определенный эмоциональный настрой (сочувствие, сопереживание, удивление перед научными фактами, поисковый интерес при проведении опытов).

     На этапе введения нового материала применяю проблемные методы, которые «проводят» обучающихся через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения.

     На этапе воспроизведения знаний даю задания, позволяющие школьнику пройти еще через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении обучающийся осуществляет полный цикл проблемно-поисковой деятельности.

     Выход из проблемной ситуации школьника к решению проблемной задачи выполняется с различной степенью познавательной самостоятельности.

     При проблемном изложении продуктивным является показ младшим школьникам алгоритма решения проблемных задач с соотнесением каждого элемента диалога с его обозначением на доске.

     Исходя из конкретной дидактической цели урока, провожу логико- теоретический анализ учебного материала, чтобы выяснить, позволяет ли этот материал применять эвристическую беседу. Готовясь к эвристической беседе, стараюсь создавать противоречия, направлять школьников на решение противоречий, тем самым активизировать познавательную деятельность обучающихся.

     Проблемное обучение позволяет не только обеспечить школьникам прочные знания, умения и навыки, но и способствовать формированию универсальных учебных действий, отвечающих современным целям образования.

 


 

Статья учителя начальных классов: «Технология проблемного обучения»

Статья учителя начальных классов: «Технология проблемного обучения»

Использование технологии проблемного обучения обеспечивает интеллектуальное развитие младших школьников, позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия

Использование технологии проблемного обучения обеспечивает интеллектуальное развитие младших школьников, позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия

Самой эффективной и приемлемой технологией, позволяющей более полно формировать универсальные учебные действия у учащихся младших классов, считаю технологию проблемного обучения

Самой эффективной и приемлемой технологией, позволяющей более полно формировать универсальные учебные действия у учащихся младших классов, считаю технологию проблемного обучения

На этапе воспроизведения знаний даю задания, позволяющие школьнику пройти еще через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта

На этапе воспроизведения знаний даю задания, позволяющие школьнику пройти еще через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2024