Статья научно-исследовательского проекта ученицы 3 класса на тему: "Выведение и содержание бабочки-крапивницы в домашних условиях"
Оценка 4.7

Статья научно-исследовательского проекта ученицы 3 класса на тему: "Выведение и содержание бабочки-крапивницы в домашних условиях"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
естествознание +1
3 кл—11 кл
11.07.2020
Статья научно-исследовательского проекта ученицы 3 класса на тему:  "Выведение и содержание бабочки-крапивницы в домашних условиях"
В статье описаны все этапы выполнения научно-исследовательского проекта ученицы 3 класса.
НИП_Маркина Полина 3Б_Бабочка крапвнца.docx

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №3 села Алакуртти»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Выведение и содержание       бабочки - крапивницы в           домашних условиях»

исследовательский проект

 

 

 

                                                               Автор:                                  Маркина Полина, 3 Б класс

                                               Научный руководитель: Маркина Наталья Владимировна,

                                                                       учитель физики, информатики и астрономии

 

 

                                                    Алакуртти, 2020


1.2. Паспорт проектной работы

Название проекта

«Выведение и содержание       бабочки – крапивницы в  домашних условиях»

Номинация:

исследовательский проект

Направление:

естественнонаучное

Автор проекта:

Маркина Полина,

МАОУ «СОШ №3 с. Алакуртти», 3 «Б»

Руководитель проекта:

Маркина Наталья Владимировна, учитель физики, информатики и астрономии

Сроки выполнения проекта:

01.05.2019 – 02.09.2019

 

Актуальность проекта:  

данная работа актуальна в связи с большим интересом людей к экзотическим насекомым, их выведению и содержанию в домашних условиях. Бабочки очень красивые насекомые, но их можно увидеть только летом, поэтому многие содержат этих красавиц дома. Бабочка – крапивница одна из ярких северных бабочек, которая живёт достаточно долго, поэтому предлагаю изучить условия её выведения и содержания в домашних условиях.

Краткое описание проекта:

в проекте описываются условия выведения, содержания и кормления бабочки-крапивницы в домашних условиях. Предлагаются рекомендации по оборудованию бабочкария в домашних условиях из подручного материала.

Контактная информация:

тел. +7 (911) 064-30-31,

 talya1724@rambler.ru

 

 


1.3. Оглавление

2. Описание работы. 1

2.1. Введение. 1

1.   Актуальность проекта. 1

2.   Цели и задачи проекта. 1

3.   План. 1

2.2.   Описание проектной работы и её результаты. 2

3.   Рефлексия деятельности. 10

 





2. Описание работы.

2.1. Введение.

1.   Актуальность проекта.

   Данная работа актуальна в связи с большим интересом людей к экзотическим насекомым и их содержанию в домашних условиях. Бабочки очень красивые насекомые, но их можно увидеть только летом, поэтому многие содержат этих красавиц дома. Бабочка – крапивница одна из ярких северных бабочек, которая живёт достаточно долго, поэтому предлагаю изучить условия её выведения и содержания в домашних условиях.

2.   Цели и задачи проекта.

Цель: вырастить бабочку – крапивницу из гусеницы и содержать имаго в домашних условиях.

Задачи:

1.   Изучить общую характеристику вида бабочки и естественную среду её обитания.

2.   Изучить имеющийся и опубликованный опыт содержания бабочковых ферм.

3.   Изготовить бабочкарий из подручного материала.

4.   Отследить стадии превращения насекомого на примере бабочки.

5.   Исследовать опытным путём условия окукливания и рождения бабочки из куколки в домашних условиях.

6.   Проверить на опыте возможность содержания бабочки – крапивницы в условиях домашней бабочковой фермы. 

7.   Создать буклет с рекомендациями по содержанию, кормлению и выведению бабочки – крапивницы в домашних условиях.

3.                 План

1 этап: Выбор темы, определение объекта и предмета исследования, постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

2 этап: изучение теоретического материала по теме проекта, подбор источников информации, выбор методов.

3 этап: составление плана исследования, подбор необходимых материалов для его реализации.

4 этап: проведение исследования, фиксация результатов и выводов исследования.

5 этап: определение вида продукта, подбор необходимых материалов для его создания, создание продукта.

6 этап: представление продукта, защита.

4. Условия, необходимые средства, материалы

Наличие гусениц или куколок бабочки, материалы для бабочкара (прозрачная ёмкость, вата, палочки, иголки, сетка), средства фиксации результатов наблюдения (фототехника)

2.2.          Описание проектной работы и её результаты.

План-график.

сроки

этапы работы

формы и методы

май

1 этап: Выбор темы, определение объекта и пред-мета исследования, постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

2 этап: изучение теоретического материала по те-ме проекта, подбор источников информации, выбор методов.

анализ

 

 

поисковый

июнь

3 этап: составление плана исследования, подбор необходимых материалов для его реализации.

 

июль

4 этап: проведение исследования, фиксация результатов и выводов исследования.

наблюдение

исследование

анализ

обобщение

август

4 этап: проведение исследования, фиксация результатов и выводов исследования.

сентябрь

5 этап: определение вида продукта, подбор необходимых материалов для его создания, создание продукта.

формализация

февраль

6 этап: представление продукта, защита.

визуализация

 

На 1 этапе выбрана тема исследовательского проекта  «Выведение и содержание       бабочки – крапивницы в  домашних условиях». Определены объект и предмет исследования. Сформулированы проблема и гипотеза.

Объект исследования:  гусеницы, куколки бабочки – крапивницы и бабочка – крапивница.

Предмет исследования: выведение и содержание бабочки.

Проблема. Каждый год численность бабочек в Мурманской области уменьшается. Все больше видов бабочек заносят в красную книгу. Уменьшение популяции бабочек связано с изменением климатических условий и деятельностью человека.  Люди, научились выводить бабочек и содержать бабочковые фермы в домашних условиях. Бабочки стали домашними питомцами.

Гипотеза. В связи с этим, было сделано предположение, что  бабочку – крапивницу можно вырастить из гусеницы в домашних условиях. Для более общего представления о стадиях развития бабочки, для понимания причин уменьшения их популяции, обобщения опыта содержания бабочковых ферм и для доказательства или опровержения сделанного предположения принято решение  провести эксперимент, являющийся научным объяснением выдвинутой гипотезы.

На 2 этапе изучено большое количество теоретического материала о бабочке – крапивнице и содержании бабочек в домашних условиях. Из него выяснилось, что Крапивница относится к роду Aglaisсемейства Nymphalis (нимфалиды). Ее видовое обозначение urticae (крапива).  Она дневная бабочка среднего размера имеет размах крыльев 42-62 мм. Основной фон крыльев – кирпично-красный. В верхней части переднего крыла три черных пятна чередуются с жёлтыми, а у вершины светлый участок. Внешний край волнистый, на каждом крыле присутствует резкий выступ. Основание задних крыльев коричневое с бурыми чешуйками. Далее следует оранжевая полоса.  В описании бабочки следует отметить ее характерную особенность – рисунок из голубых пятен на черном фоне по всему внешнему периметру крыльев. Нимфалиды отличается покровительственной окраской на внутренней стороне крыльев. У крапивниц она коричнево-бурая со светлыми участками на передних крыльях. Зимой, сложив крылья за спиной, мотылек превращается в сухой листик. Усики крапивниц булавовидные, сложные фасеточные глаза различают красный цвет. Черная грудь и брюшко покрыты бурыми волосками.  На фото видно, как меняется окраска бабочки крапивницы после складывания крыльев (Приложение 1).

При благоприятных обстоятельствах она проживает долгую жизнь – 9 месяцев. Для бабочки это настоящее долголетие, ведь некоторые виды появляются на несколько дней. Крапивниц подстерегает множество опасностей. Среди ее врагов птицы, грызуны, рептилии, мелкие млекопитающие, которые питаются насекомыми. Кроме них большой вред наносят паразиты. Мухи откладывают яйца на листья кормового растения. Личинки во время питания съедают их. Паразиты развиваются внутри хозяина, питаясь его органами.

Ареал обитания бабочки - крапивницы. Представители этого вида заселили не только всю Европу, но и Азию, территорию Сибири, Дальний Восток вместе с Китаем и Японией. Иногда её можно заметить в Корее и Вьетнаме.  В России она живет почти везде, кроме северных территорий, а также в странах бывшего СНГ. Камчатка, Магадан и Якутия являются для неё пригодными территориями. Обычно она обитает в приусадебных участках, городских парках и лугах, в лесах. Для неё доступны горы, например, Альпы и Гималаи, где она поднимается на высоту выше 5 км над уровнем моря.

Развитие бабочки. В начале весны самцы начинают искать самку для спаривания. Они продолжаются несколько часов, после чего бабочки начинают откладывать яйца желтоватого цвета по 100-200 штук в группах на внутренней стороне листья крапивы.  Яйца овальной формы, зеленого цвета. Кладка занимает 20-90 минут. Эмбрион развивается 1-3 недели в зависимости от погодных условий (Приложение 1). В период с мая по июнь начинают появляться первые гусеницы темного цвета, на спине у которых несколько желтых полос. Гусеницы крапивницы держатся вместе. Основные кормовые растения: крапива жгучая, крапива двудомная, конопля, хмель. Гусеницы бабочки крапивницы рождаются длиной 1,2 мм. Они плетут общую паутину и питаются молодыми листьями. За время развития они линяют 4 раза и меняют 5 возрастов. Когда наступает время окукливаться, гусеницы отползают в тихие и укромные места, а если листья растений позволяют, то могут делать это прямо там. Гусеница прикрепляется к ветке или стебельку и превращается в куколку размером 20-22 мм. Куколка угловатая, свободная, окрашена в золотистый или красновато-бурый цвет. Стадия куколки длится две недели. В этот период она свободно висит головой вниз, пока из неё не разовьется маленькая бабочка с миниатюрными крылышками, ещё не пригодными для полетов. Когда приходит срок, оболочка разрывается и появляется имаго. Крылья бабочки короткие и слабые, ей приходится сидеть неподвижно несколько минут пока они полностью раскроются. Расправив яркие крылья, крапивница улетает искать цветы. Зрелые особи могут летать с весны до самого конца осени.

Рацион питания и история названия бабочки. В её рацион входит множество растений: прежде всего это разные виды крапивы, хмель и даже конопля. Также она часто пьет березовый сок и питается нектаром растений. Название вида на русском и латинском языке (Nymphalisurticae) связаны именно с кормовым растением личинок – крапивой. Крапивница – одна из самых распространенных в мире бабочек. В народе ее иногда называют «шоколадницей», но это не правильно.

Условия зимовки крапивницы. Крапивницы зимуют в фазе имаго. Убежищем от мороза для хрупких насекомых служат дупла деревьев, щели в коре, прикорневая подстилка, трещины в стенах хозяйственных построек, чердаки. При снижении температуры ниже 0° мотыльки погружаются в состояние диапаузы. Оно похоже на долгий сон, во время которого все процессы в организме замедляются. Запасы энергии расходуются экономно. Крапивницы передвигаются только на средних и задних ногах, так как передние видоизменены: они гораздо короче остальных, покрыты длинными волосками, с помощью которых бабочки осязают происходящее. Кроме того, конечности необходимы не для перемещения, а для удобного взлета и следующей мягкой посадки.

Зачем разводить бабочек? Причинами разведения бабочек являются: коллекционирование, любительское разведение, коммерческое разведение, экспозиция бабочек, разведение с целью разработки методов борьбы с вредителями, разведение в научных и природоохранных целях

Условия содержания бабочки – крапивницы  дома. Для содержания бабочек в домашних условиях необходимо учитывать основные факторы её естественной среды обитания: температура и влажность, освещенность, вентиляция, спектр света, длина светового дня, кормление имаго (цветущие растения, сок фруктов, заменитель нектара).

На 3 этапе, что бы вырастить из гусеницы бабочку,  я составила план исследования и определила показатели эффективности эксперимента.

План исследования:

-     Найти растение крапивы с кладкой яиц, зафиксировать дату обнаружения.

-     Забрать растение домой. Наблюдать за кладкой, зафиксировать момент появления гусениц на растении крапивы.

-     Приготовить для гусениц прозрачную ёмкость для их проживания в домашних условиях и дальнейшего окукливания.

-     Наблюдать и фиксировать стадии изменения гусениц до их окукливания.

-     Собрать бабочкарий в домашних условиях из подручных материалов.

-     После окукливания переместить куколки в бабочкарий.

-     Ухаживать за куколками, наблюдать и ждать появления бабочек.

-     Зафиксировать стадии появления бабочек на фотоаппарат.

-     Пересадить бабочек в отдельную ёмкость. Ухаживать за ними.

-     Подобрать способ кормления для бабочек.

-     Установить оптимальные условия вылупления и проживания бабочек в домашних условиях.

Показателями эффективности моего исследования я выбрала:

-     Количество окуклившихся гусениц

-     Количество вылупившихся бабочек

-     Длительность проживания бабочек в домашних условиях.

На 4 этапе я провела исследования, зафиксировала результаты и сделала выводы.

1. Приготовила большую стеклянную банку для растения крапивы.

2. Наблюдала во дворе дома, над какими растениями крапивы  больше всего летают бабочки – крапивницы.

3. В начале июня на этих растениях обнаружила  кладки яиц бабочки – крапивницы на обратной стороне листьев.

4.Забрала одно растение домой и поместила его в приготовленную стеклянную банку с водой. Ждала появления гусениц, но растение частично засохло и многие яйца погибли. Из оставшихся появилось только две гусеницы, поэтому мне пришлось ждать появления гусениц на растениях крапивы в естественной среде.

5. Через три недели в начале июля появились гусеницы.  Через неделю гусеницы стали большие черные с жёлтыми полосами (Приложение 1)

6. Подготовила бабочкарий для содержания гусениц и дальнейшего их окукливания.

Бабочкарий: литровая стеклянная банка, ватные диски, трубочки для коктейля, нитки, купол из сетки

7. Забрала гусениц домой.  Взяла литровую банку, на дне расположила ватные диски, смоченные водой для поддержания влажности. На горлышко банки привязала свисающие ниточки для будущих куколок. Поместила скошенное растение крапивы с гусеницами в банку и закрыла её куполом из сетки от букета цветов. Меняла растения крапивы ежедневно и наблюдала за развитием гусениц.

8. Появились куколки.  Первая гусеница окуклилась 20 июля, прикрепившись к ниточкам, последняя куколка образовалась 25 июля. Куколки держались плохо и от прикосновений падали, пришлось их привязать к ниточкам.  Листья крапивы из банки после окукливания всех гусениц я убрала. На дно банки положила влажные ватные диски и каждый день опрыскивала их, чтобы поддерживать влажность.  Банку с куколками поставила на окно с естественным освещением, чтобы световые условия и продолжительность светового дня были приближены к естественным.  Банку накрыла лёгким куполом, чтобы воздух мог свободно циркулировать. Проветривала комнату один раз в день.

Кроме этого бабочкария я собрала второй с 10-ю найденными в скошенной крапиве куколками. На дно положила влажные ватные диски, а вот куколки развесила на трубочки для питья, приколов их за колпачки  из ваты булавками (Приложение 1)

9. Появились бабочки.  Первая бабочка появилась 31 июля. Куколка покраснела и набухла, потом лопнула и из неё появилась бабочка с очень маленькими сморщенными крылышками. Двигая лапками,  она выскользнула из кокона, жидкость вылилась на дно банки, а бабочка повисла на соседнем коконе. Постепенно она расправила крылья, но продолжала висеть, пока крылья полностью не высохли. Бабочку я отсадила в отдельный бабочкарий, а в старый вымыла (Приложение 1).

Влажность в первом бабочкарии была немого выше, чем во втором в результате я наблюдала рождение бабочек быстрее в первом, чем во втором.

01 августа появились сразу две бабочки, но одна бабочка появилась с неразвитыми левыми крыльями. 02 августа появилась одна бабочка, а вторая так и не смогла полностью покинуть кокон.

10. Содержание бабочек. Родившихся бабочек через 2 часа, когда крылья почти высохли, я пересадила в отдельную банку. Днём бабочек выпускала полетать, они очень любят сидеть на занавеске. На ночь закрывала в банку  с влажными ватными дисками, чтобы их крылышки не пересыхали (Приложение 1).

11. Кормление бабочек.  Бабочки первый день не летали и не ели. На второй день я покормила их заменителем нектара, т.к. от цветов они отказались. Сладкий раствор я приготовила в пропорции 6 чайных ложек теплой воды на 1 чайную ложку цветочного меда. Чайную ложку раствора вылила в маленькую шероховатою крышку и накрыла её колпаком от банки, в которой сидели бабочки. У крапивницы на передних лапках есть рецепторы, коснувшись ими раствора, она чувствует пищу и раскручивает свой хоботок для кормления. Кормление происходило днем и заняло  5 минут. Бабочки размотали  хоботки сами без моей помощи, выпили медовый сироп и снова разместились на куполе (Приложение 1)

В процессе исследования я фиксировала ежедневно наблюдаемые мною изменения в состоянии куколок и бабочек. Все изменения снимала на фотоаппарат. Все здоровые бабочки были выпущены в естественную среду обитания.

Итоги наблюдений:

-     Стадии развития насекомого бабочка совпадают с описанными для насекомых (Приложение 1)

-     Влажность играет большое значение для развития куколки. При повышении влажности бабочки рождаются быстрее, но не всегда полностью сформировавшись, больше возможности рождения бабочки с дефектами крыльев, при  высокой влажности не рождаются совсем;

-     Не все куколки стали бабочками и не все появившиеся бабочки сформировались полностью, есть дефекты крыльев, которые невозможно исправить и с ними бабочка не летает. Такие бабочки прожили всего двое суток, отказывались есть и умерли (Приложение 1)

Наблюдения показали, что бабочку – крапивницу можно выводить и содержать в домашних условиях, если создать условия, близкие к естественным условиям обитания бабочки.

На 5 этапе изучила возможности программы Microsoft Publisher 2010 и создала буклет в качестве продукта (Приложение 2).

Выводы:

Результатом моей работы можно считать:

-     подтверждение моей гипотезы, бабочку – крапивницу можно выводить и содержать в домашних условиях при создании ей условий, близких к естественной среде обитания;

-     наблюдение всех стадий развития  бабочки;

-     наблюдение действия естественного  отбора в искусственно созданных условиях является доказательством того, что законы природы отменить нельзя, т.к. даже в условиях отсутствия естественных врагов бабочки, рождённые слабыми, погибали;

-     расширение моего кругозора, реализация интереса к бабочкам и гусеницам;

-     появление желания продолжить разводить бабочек простых и экзотических в качестве домашних питомцев;

-     создание информационного буклета «Бабочка – крапивница». В нём представлены рекомендации по выращиванию и содержанию бабочки – крапивницы.

Перспективой своей работы считаю:

-     разведение бабочек экзотических и тех, которые красивые, но являются вредителями и поэтому уничтожаются;

-     создание подарочного набора для подруги, состоящего из бабочкара и куколок бабочки – крапивницы.

Список используемой литературы:

1.   https://www.stihi.ru/2013/01/29/3596

2.   https://wildfauna.ru/babochka-krapivnica

3.   http://nasecomoe.ru/babochki-ukhod-v-domashnikh-usloviyakh/

4.   http://znaj-vse.ru/nasekomyie/chem-pitaetsya-babochka-krapivnitsa/

5.   https://agrostory.com/info-centre/knowledge-lab/butterfly-urticaria-description-of-view/

6.   https://fly-fly.ru

7.   https://babochkin-dom.ru

8.   Программа Microsoft Office Publisher, справочный материал

9.   Ткачёва Е.Ю., Березин М.В. От бабочек дома до Дома бабочек: руководство по содержанию и разведению чешуекрылых. – М.: Акрополь, 2010.

3.        Рефлексия деятельности.

Считаю поставленную цель достигнутой, т.к. бабочки появились и прожили в домашних условиях всё лето.


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор:

Автор:

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы

Статья научно-исследовательского проекта ученицы 3 класса на тему: "Выведение и содержание бабочки-крапивницы в домашних условиях"

Статья научно-исследовательского проекта ученицы 3 класса на тему:  "Выведение и содержание бабочки-крапивницы в домашних условиях"

Описание работы. 2.1. Введение

Описание работы. 2.1. Введение

Условия, необходимые средства, материалы

Условия, необходимые средства, материалы

На 1 этапе в ыбрана тема исследовательского проекта «Выведение и содержание бабочки – крапивницы в домашних условиях»

На 1 этапе в ыбрана тема исследовательского проекта «Выведение и содержание бабочки – крапивницы в домашних условиях»

Нимфалиды отличается покровительственной окраской на внутренней стороне крыльев

Нимфалиды отличается покровительственной окраской на внутренней стороне крыльев

Гусеницы бабочки крапивницы рождаются длиной 1,2 мм

Гусеницы бабочки крапивницы рождаются длиной 1,2 мм

Кроме того, конечности необходимы не для перемещения, а для удобного взлета и следующей мягкой посадки

Кроме того, конечности необходимы не для перемещения, а для удобного взлета и следующей мягкой посадки

Количество вылупившихся бабочек -

Количество вылупившихся бабочек -

Банку с куколками поставила на окно с естественным освещением, чтобы световые условия и продолжительность светового дня были приближены к естественным

Банку с куколками поставила на окно с естественным освещением, чтобы световые условия и продолжительность светового дня были приближены к естественным

У крапивницы на передних лапках есть рецепторы, коснувшись ими раствора, она чувствует пищу и раскручивает свой хоботок для кормления

У крапивницы на передних лапках есть рецепторы, коснувшись ими раствора, она чувствует пищу и раскручивает свой хоботок для кормления

Бабочка – крапивница». В нём представлены рекомендации по выращиванию и содержанию бабочки – крапивницы

Бабочка – крапивница». В нём представлены рекомендации по выращиванию и содержанию бабочки – крапивницы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2020