ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Митрофанов С.В.-преподаватель, кандидат наук
В результате производственной и хозяйственной деятельности людей происходят стихийные изменения в природе, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Поэтому в современном быстроразвивающемся и сложном мире экологические проблемы приобретают глобальный масштаб.
Важность формирования новой системы ценностей человека, необходимость становления взаимоотношений «человек – природа - культура» определена целым рядом причин. Наиболее значимыми из них являются проблема выбора новой формы жизнедеятельности на фоне наличия угрозы экологической катастрофы на глобальном, национальном и локальном уровнях, а также противостояние культуры технократической цивилизации и окружающей среды [1].
В сложившейся ситуации, важной задачей современного общества, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем, является экологическое воспитание населения [2].
Согласно задачам, изложенным в документе "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания является достижением стратегической цели государственной политики в области экологического развития [12].
Одним из путей достижения поставленной цели является совершенствование экологического образования и воспитания в системе профессионального и дополнительного образования.
Поэтому с 2017 года федеральные государственные образовательные стандарты определили необходимость формирования новой общей компетенции ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях как важной составляющей компетентности специалиста. [13]
Мы считаем, что в основу решения проблем экологического развития и воспитания обучающихся и формирования их экологической культуры в рамках профессионального и дополнительного образования должно быть положено несколько методологических подходов:
1. Системный подход, его сущность заключается в том, что любой изучаемый объект рассматривается как единая система, в которой можно выделить устойчивые структуры и функциональные связи между ними.
Системный подход помогает:
- выявить системообразующие связи и компоненты педагогического процесса или явления;
- определить какие факторы влияют на функционирование изучаемой системы;
- оценить роль и место данной системы как единого образования в системе других явлений;
- выявить отдельные элементы, которые будут преобразованы в ходе проекта;
- изучить процессы управления, необходимые для достижения поставленных целей и задач;
- сформировать систему с улучшенным функционированием.
2. Культурологический подход основывается на учении о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Предполагается воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, а также формирование культуросообразного содержания образования. Это предполагает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие экокультурные ценности, национальную и мировую духовную культуру. Особое внимание в экообразовательном процессе необходимо уделять знакомству обучающихся с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими экологический смысл.
3. Гуманистический подход направлен в первую очередь на создание условий для психологического взаимодействия обучающихся, которые участвуют в экообразовательном процессе, благодаря чему творческий процесс взаиморазвития субъектов доминирует над педагогическим воздействием на обучающихся. Сущность гуманистического подхода составляют:
- подход личностный, направлен на принятие каждого обучающегося таким, каков он есть; на признание уникальности обучающегося как личности, его интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение, на создание педагогических условий для развития задатков и творческого потенциала каждого обучающегося;
- подход деятельностный, подразумевает признание деятельности как элемента экологического развития личности и организации экологически ориентированных и предметно-практических видов деятельности обучающегося как субъекта [1].
Нельзя не согласиться с мнением Ангеловской С. К., что в настоящее время проектный метод является наиболее актуальным и прогрессивным подходом, позволяющим использовать соответствующие компетенции и инструменты, а также технологии для эффективного получения результатов, достижения показателей и цели деятельности [1].
Проектный подход представляет собой метод достижения поставленной цели путем анализа задач, обеспечивающий достижение реальных результатов. Проектный подход ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которая может быть индивидуальной, парной, групповой, выполняемую в течение определенного временного промежутка.
В результате реализации проектного подхода у обучающихся приобретаются недостающие знания из различных источников, которые они могут использовать для решения познавательных и практических задач; развивать у себя исследовательские умения, а также системное мышление. Характерной чертой проектного подхода является наличие проблемы, которая должна быть решена в ходе работы над проектом. Безусловно, важно, чтобы данная проблема имела личностно-значимый для автора проекта характер, для мотивации его на поиски решения проблемы проекта, на получение конечного проектного продукта. Проектный подход позволяет двигаться от идеи к действию, структурируя этапы всего процесса исследования; изменить социальную среду, в которой он реализуется; позволяет совершать познавательную деятельность; нацелен на конечный продукт деятельности.
Следовательно проектная деятельноcть – это cовместная учебно-познавательная, творчеcкая или игровая деятельноcть преподавателя и обучающегося, имеющая общую цель, совместные cогласованные методы, а также направленные на доcтижение общего результата споcобы деятельноcти [5].
В основе проектной деятельности лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которых обучающиеся производят творческий продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Поэтому, особое место в системе экологического воспитания должно отводится методу проектов. Поскольку метод проектов всегда ориентирован на организацию самостоятельной деятельности обучающихся, которая проводится в течение определенного отрезка времени [9].
По мнению педагогов-исследователей метод проектов, появился из принципов свободного воспитания, со временем претерпел некоторые изменения и в настоящее время он является интегрированным компонентом в системе современного образования. Но суть остается: метод проектов направлен на стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенным багажом знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение обозначенных проблем, умение практически применить полученные знания, а также развитие критического мышления [17].
В настоящее время, несмотря на кажущуюся разработанность и широкое использование этого метода, в научно-методической литературе можно встретить различную трактовку разными авторами понятий «метод проектов», «проект» не противоречащих друг другу, а скорей дополняющих. Рассмотрим некоторые из них.
По мнению Цветковой С.Е. - метод проектов это такой способ организации образовательного процесса, который основанн на взаимодействии педагога и обучающихся между собой и окружающей средой в ходе выполнения проектов различной направленности. Проекты представляют собой поэтапную практическую деятельность по достижению намеченных целей [16].
Пахомова Н.Ю. предлагает следующее определение: метод проекта - это личностно ориентированная технология, это способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задач, поставленных образовательным проектом, содержащий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие педагогические методики [14].
Яковлева Н.Ф. считает, что метод проектов это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов [18].
Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — это замысел, образ, идея, воплощённые в форму описания, чертежей, обоснования расчётов, которые раскрывают сущность замысла, идеи и возможность его практической реализации [3].
По мнению Сикорской Г.П., проект – это такое дело, которое спланировано несколькими участниками для того, что бы достичь конкретного спланированного результата. За основу метода проектов принято развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проект это серия взаимосвязанных видов деятельности, которые в итоге приведут к достижению, заранее четко установленных целей в ситуации, где стремятся к разрешению проблемы или усовершенствованию какой-либо деятельности [15].
Согласно ГОСТу, проект это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений [4]. Следовательно, основными признаками проекта являются: ограниченность его во времени; ограниченность по ресурсам; наличие новизны и уникальности; а также наличие конкретной цели и результатов, которые можно измерить.
Проанализировав трактовки понятий, мы считаем, что определение Щербаковой В.А.: «метод проектов это способ организации процесса познания, совокупность приемов и операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности» наилучшим образом подходит для применения в экологическом воспитании обучающихся [17].
А в определении проекта согласимся с Яковлевой Н.Ф.: проект – это ограниченная во времени деятельность, комплекс мероприятий, направленный на решение социально значимой проблемы и достижения определенной цели. Деятельность предполагает получение ожидаемых результатов, вследствие решения связанных с целью задач, она должна быть обеспечена необходимыми ресурсами и координироваться на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков [18].
Таким образом, на основании обобщения вышесказанного, можно сформулировать основные характерные черты современного подхода к установлению сущности, структуры и содержания метода проектов:
- наличие актуальной в исследовательском, творческом процессе проблемы и задачи, которая требует применения интегрированного знания и исследовательского поиска для ее решения;
- теоретическая, практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов деятельности;
- самостоятельная работа обучающихся;
- упорядоченность содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов, на основе определенной последовательности действий [14].
При решении проблем экологического воспитания и формирования экологической культуры у обучающихся должно быть непосредственное общение их с природой, где в результате деятельности развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов и приобретаются навыки научного эксперимента.
В основе каждого проекта должна лежать какая-то актуальная проблема. Для решения которой, предстоит приобрести опыт исследовательской, поисковой и проблемной деятельности, научиться собирать экспериментальные данные, обрабатывать их, т.е. систематизировать и анализировать, а также уметь интегрировать полученные знания.
Формирование экологической культуры и воспитания обучающихся будут более эффективными, если применять эколого-ориентированную проектную деятельность, как в урочное, так и во внеурочное время.
Анализ литературных источников по технологии проектной деятельности позволил определить этапы работы обучающихся над проектом:
1. мотивация, целеполагание. На данной стадии необходимо познакомить обучающихся с назначением и структурой необходимой проектной документации. И следует начать с паспорта проекта, который является вступлением к проектной папке. Осуществляется подготовка работы над проектом, обучающиеся формулируют тему, цели и задачи проекта, а также дают обоснование актуальности темы.
2. планирование проекта. На данном этапе между членами группы распределяются обязанностей, разрабатывается плана работы над проектом и определяются результаты проектной деятельности.
3. работа над проектом. На данной стадии происходит сбор необходимой информации и решение промежуточных задач. Обучающиеся проводят наблюдения, эксперименты, а преподаватель лишь руководит их деятельностью. Педагог может консультировать обучающихся, не давая готовых ответов, а лишь по мере необходимости направляет их. Во время обсуждения выполняемой работы во время консультаций, обучающиеся могут вносить изменения и дополнения в паспорт проекта. Вся собранная информация, полученная в результате исследования, фиксируется в проектную папку.
4. результаты и выводы. Данная стадия включает анализ всей собранной информации в ходе исследования, на основании которой формулируются соответствующие выводы. Обучающиеся занимаются анализом и обработкой экспериментальной информации, а педагог наблюдает и дает советы. Полученные результаты и анализ также фиксируются в проектной папке.
5. защита проекта. На данном этапе обучающиеся представляют отчет, полученные результаты исследования, демонстрируют пути и способы решения поставленной проблемы. Затем обсуждают полученные результаты с педагогом, который в свою очередь задает соответствующие вопросы. В завершении этапа осуществляется защита проекта, направленная на формирование навыков презентации результатов и публичного выступления. На защиту представляется папка проекта, в которой отражается ход проведенных мероприятий проектной группы. Наличие папки позволяет педагогу объективно оценить порядок работы над проектом, а также отслеживать рост участников на каждом этапе реализации проекта [6, 11].
Работа над проектом должна соответствовать принципам организации проектной деятельности. В литературных источниках встречаются следующие ее принципы:
- проект должен быть посильным для выполнения, учитывая особенности участников;
- должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проекта;
- организация предварительной подготовки обучающихся к выполнению проектов (ориентирующая деятельность для того, чтобы у обучающихся было время для выбора темы проекта, могут привлекаться обучающихся имеющие опыт проектной деятельности);
- обеспечение достаточного руководства проектом со стороны педагогов и наставников - обсуждение выбранной темы, плана работы, продолжительности проекта и ведение дневника, в котором обучающийся выполняют рефлексию – соответствующие и своевременные записи своих мыслей, идей, ощущений;
- если проект выполняется группой обучающихся, то каждый участник должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Следовательно, каждый участник проекта впоследствии получает индивидуальную оценку.
- обязательное представление результатов работы по проекту в той или иной форме [7].
Необходимо отметить, что технология организации проектной деятельности достаточно универсальна и может быть применена при разработке проектов в рамках любой предметной области. Для установления типологии проектов чаще всего используются следующие признаки:
- направление преобладающей деятельности: проект может быть исследовательским, игровым, практико-ориентированным и творческим;
- предметно-содержательная область проекта: монопроект, проводимый в рамках одной области знаний, межпредметный проект, охватывающий несколько областей знаний;
- характер управления проектом: может быть непосредственным (жестким, гибким), скрытым (неявным);
- характер общения между участникам: проект среди обучающихся одной группы, образовательной организации, города, региона, страны, разных стран мира;
- число участников занятых в проекте;
- длительность работы над проектом [8].
В качестве примера приведем классификацию Новиковой Н. А. для экологических проектов:
- исследовательские проекты содержат экспериментальные методы и проводятся в стиле научного исследования: аргументируется актуальность темы исследования; устанавливается проблема исследования, определяются объект, предмет, задачи исследования; выдвигается и опытным путем проверяется гипотеза; анализируются полученные результаты и формулируются выводы.
- творческие проекты не имеют четкого плана и организации совместной деятельности участников, они проводятся в соответствии с интересами обучающихся и направлением конечного результата. Конечный результат и форма его представления планируются заранее, это может быть выпуск газеты или журнала, создание видеофильма, организация мероприятия и т.д.).
- информационные проекты направлены на получение достоверной информации о каком-либо предмете, природном явлении, объекте, проведение анализа и обобщение фактов, с последующим представлением результатов широкой аудитории в виде доклада, статьи, выступления и т.д.
- практические проекты направлены на решение социальных интересов участников. Результатом таких проектов являются социально значимые мероприятия (проект дендрария или экологической тропы, выпуск справочника-определителя местных растений или животных и т.п. [10].
В структуре экологической культуры обучающихся профессиональной образовательной организации можно выделить три основных компонента:
– когнитивный (содержит знание экологических аспектов осваиваемой профессиональной деятельности и их нормирования, умения по их идентификации и оценке, а также владение способами минимизации значимых экологических аспектов);
– ценностно-смысловой (предполагает ценностное и бережное отношение к природе, к жизни и здоровью личности, соблюдение норм безопасной жизнедеятельности и профессиональной деятельности, желание соблюдать нормативные требования к качеству и состоянию окружающей среды);
– деятельностный (предполагает опыт участия в мероприятиях направленных на благоустройство городской среды, зеленых зон, природоохранных проектах, общественных объединениях по охране и защите природы, опыт экологически безопасного ведения профессиональных работ).
Следовательно можно выделить два функциональных направления в проектном подходе экологического воспитания: экологическое просвещение и экологическая деятельность [1].
Экологическое воспитание, в силу своей универсальности, на современном этапе приобретает в процессе образования статус системообразующего фактора, поскольку его концептуальными основами выступают идеи природо- и культуросообразности образования, который ориентируются в первую очередь на гармонию человека и природы, а также на гармоничное развитие личности, достигшей гармонии в своем внутреннем мире и во взаимоотношениях с природой.
Таким образом, экологическое воспитание личности должно быть направлено на овладение ее социально-экологическим опытом накопленным человечеством, на освоение внутреннего и внешнего мира социума и природы, а также на взаимодействие с окружающей средой, в основе которого положена экологическая этика милосердия и добра.
Теоретические основы экологического воспитания обучающихся связаны с психолого-педагогическими, общественными и другими науками, которые оказывают влияние на их развитие. Они базируется на сформированных педагогикой и психологией понятиях и развиваются в соответствии с их закономерностями.
Поэтому, выделяя организационные и психолого-педагогические условия реализации экологических проектов, следует учитывать в качестве основного механизма применение проектного подхода:
1) для руководства проектом (первое условие – теоретическое обоснование, разработка и реализация модели экологического воспитания обучающихся в контексте проектной технологии) – управленческий проект;
2) создание портфеля проектов, реализуемых обучающимися в течение срока обучения (второе условие – разработка и реализация экологических проектов на базе ПОО и опытно-экспериментальной базе лесного хозяйства);
3) работа в рамках проектной деятельности по программам дополнительного образования и на занятиях общеобразовательного и профессионального циклов (третье условие – разработка и реализация программ дополнительного образования для формирования у студентов компетенций самостоятельной проектной деятельности в сфере экологии окружающей среды);
4) формирование пула постоянных экологических проектов, которые преемственно будут переходить из года в год и быть объединяющим и воспитательным ресурсом для жителей города разных возрастных категорий (четвертое условие – развитие сети социального партнерства в сфере экологического воспитания молодежи).
Экологические проекты, по нашему мнению, должны представлять собой портфель проектов по основным направлениям экологического воспитания:
- научно-экологическое направление (биоэкологическое); может включать экологический мониторинг; бережливые технологии в формировании экологического мышления; развитие эколого-валеологического сознания обучающихся и т.д.);
- эколого-эстетическое направление (организация фотовыставок и создание фильмов экологической направленности; озеленение территории техникума; экологическое волонтерство и т.д.);
- эколого-наставническое направление (подразумевает сетевое взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями, учебными заведениями общего образования и высшими учебными заведениями);
- эколого-патриотическое направление (шефство над памятниками, городскими парками, летними детскими лагерями отдыха, набережной озера, пригородных лесных насаждений и т.д.);
- эколого-туристическое направление (оказание помощи по уборке исторического комплекса «Партизанская деревня», дни выходного дня по экологическим маршрутам и т.д.);
- эколого-экономическое направление (составление бизнес-планов, экономические расчеты экологических мероприятий);
- эколого-валеологическое направление (теоретические основы здоровьесбережения, семинары, тренинги для всех участников проекта);
- эколого-просветительское направление (повышение квалификации педагогов; конференции, мероприятия по проблемам проекта);
- эколого-правовое направление (взаимодействие с местными экологическими организациями, экоконтролем, защиты животных и природы).
Таким образом, экологическое воспитание обучающихся профессиональных образовательных организаций следует рассматривать как сложный многосторонний, длительный процесс приобщения их к культуре взаимодействия с природной и социальной средой, формирования экологического сознания личности, ценностного отношения к окружающей среде и личной ответственности за сохранение благоприятной окружающей среды, а также осознанного выполнения экологических норм и правил.
Применение проектного подхода для формирования экологической культуры и экологического воспитания имеет ряд преимуществ перед традиционным планированием: результаты работ становятся более предсказуемыми, так как при разработке проeктa cтавится чeткaя цeль (конкретная, достижимая, измеримая) и сoставляeтся кaлeндaрный плaн, рaзбитый нa этaпы.
Кроме того, деятельность педагогического коллектива становится прoзрaчнoй, кoнтрoлируeмoй и упрaвляeмoй. O прoекте всегда известно, в какой стадии oн находится: кaкoвы рeзультaты, скoлькo и каких рeсурcoв истрачено и сколько их еще пoтрeбуeтся при сoхрaнeнии сущeствующих тeндeнций.
Список используемой литературы
1. Ангеловская, С. К. О применении проектного подхода в системе экологического воспитания обучающихся профессиональной образовательной организации / С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - № 2 (26). - С. 96-101.
2. Боровская, Н.Н., Учебные экологические проекты в современном образовании [Текст] / Н.В. Шарыгина, А.П. Кирилова; ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с.
3. Википедия [Электронный ресурс]:https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект
4. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом // ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ : [сайт]. — 2020. — URL: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=171348
5. Григорьева, Е. В. Интеллектуальный краеведческий марафон: сборник заданий для младших школьников [Текст] / Е. В. Григорьева, М. М. Бормотова [и др.] ; под общей редакцией Н. П. Шитяковой. – Челябинск: АБРИС, 2014. – 128 с.
6. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения [Текст]/В. В. Гузеев// Директор школы.-1995.-С.39–47.
7. Густап С.Ф. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Проектная деятельность, метод проектов в образовательной деятельности студентов». https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-metod-proektov-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti-studentov-5094781.html
8. Круглова О.С. Технология проектного обучения [Текст] /О.С. Круглова// Журнал Завуч. - 1999.- №6 С. 4-5.
9. Макаров Ю. Б. Метод экологических проектов в школе/ Ю. Б. Макаров // География и Экология в школе XXI века.- 2004.- № 7. – С 10-12.
10. Новикова Н.А. Педагогическая технология проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников) https://infourok.ru/pedagogicheskaya-tehnologiya-proektnoy-deyatelnosti-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov-2213444.html
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.
12. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года : утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г. // Правовая база Гарант : [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70169264/
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование : приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1547 // Правовая база Гарант : [сайт]. — 2020. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477324/
14. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
15. Сикорская Г. П. Построим будущее вместе: конкурс проектной деятельности учащихся (образовательный проект с практическими рекомендациями для учащихся и преподавателей образовательных учреждений) [Текст]: практ. пособие / Г.П. Сикорская. Е.В. Елисеев, К.Г. Тротт ; под ред. Г.П. Сикорской. - Рос. акад. образования Урал. отд- ние. - Челябинск, 2002. 160 с.
16. Цветкова С. Е. Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся [Электронный ресурс] http://dmee.ru/docs/100/index-10204.html
17. Щербакова В.А. Использование метода проектов в экологическом образовании школьников / Выпускная квалификационная работа. Екатеринбург 2016
18. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресур:с ] учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.