Роль школы в социализации обучающихся
Кривоносова С.А.
МБОУ СОШ №46 г. Белгорода
Современная экономическая и политическая ситуация в мире предъявляет все более высокие требования к индивидуальным особенностям человека. От каждого требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность, так как возрастает интенсивность труда, усиливается его напряженность.
Поэтому работе по социализации обучающихся следует уделять особое внимание. Решение данной задачи – в объединении усилий семьи и школы.
Сегодня школа является главным социальным институтом для ребенка, а значит, именно она должна предложить систему социализации личности. Согласно общему определению, социализация – это процесс, в ходе которого человек с определенными задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.
Какие же формы работы способствуют социализации обучающихся?
Это и работа по профориентации, и развитие самоуправления учащихся, и организация экскурсионной деятельности, и вовлечение школьников в объединения дополнительного образования, и проведение музейных и библиотечных уроков, и участие в различных социально значимых акциях. Работа по всем этим направлениям ведётся в каждой школе, и наша школа не исключение. Какие же плоды она приносит?
Показателями социализированности личности являются уровень её социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности. Насколько же все эти качества социализированной личности присущи учащимся нашей школы?
В анкетировании по методике М. И. Рожкова с целью изучения социализированности учащихся приняли участие 350 обучающихся 4-х, 5-х, 9-х, 10-х и 11-х классов.
В среднем по школе 66% обучающихся продемонстрировали высокий уровень социализированности личности, 33% – средний уровень, а 1% – низкий уровень.
Итак, уровень социализированности личности обучающихся нашей школы достаточно высок. Однако не может не беспокоить тот факт, что 1% наших учеников имеют низкий уровень социализированности личности, а также некоторое его снижение с возрастом обучающихся. Конечно, это можно объяснить нигилизмом подростков, возрастающим негативным воздействием на них интернета и СМИ. Но мы не можем не чувствовать и собственной ответственности за подобную ситуацию.
Ведь именно педагог является основным субъектом педагогической деятельности. Своей позицией каждый из нас воздействует на обучающихся, подавая пример жизненных убеждений и деятельности. То есть можно говорить о референтности личности каждого учителя.
Референтная личность – это особенно значимая и ценная для другого человека личность, являющаяся образцом для подражания. Она оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Если учитель стал для детей такой личностью, то его ответственность перед будущим ещё больше возрастает.
Существует известная характеристика типичных ролевых позиций педагога: информатор, друг, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель. Причем каждая позиция может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.
Гуманистическая позиция в образовании заключается в том, что педагог не работает в отдельности «ни для детей», «ни для родителей», «ни для общества», «ни для государства». Он видит себя «в каждой этой отдельности», а потому пытается создать общность, понимая, что общность создается на основе добровольности всех людей. Гуманистическая позиция – основа социально-педагогического проектирования.
Необходима позиция педагога как воспитателя, потому что только позиция представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.
В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектом учебной деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Это и позволяет выяснить проведенная нами диагностическая методика, в основу которой положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:
1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;
2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;
3) действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;
4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующие проявление их воспитательного потенциала.
В анкетировании приняли участие 45 педагогов школы, среди них были как молодые, так и опытные учителя.
В результате было установлено, что 45% опрошенных педагогов имеют сильную профессиональную позиция воспитателя; 55% – относительно сильную. Таким образом, можно справедливо утверждать, что наша школа в полной мере располагает квалифицированными кадрами для реализации воспитательных задач.
Подводя итоги, необходимо сказать, что настало время внедрять новую систему социализации подростков. Концептуальной основой этой системы должны стать следующие положения:
- Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности
- Предварительная диагностика, определяющая необходимость социализирующих действий
- Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения
- Оптимизация его социального поведения
- Использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных.
Центральная идея программы – создание ситуации «свободного выбора», в которой только и становится реальным выявление социальной направленности личности, ценностных ориентаций подростков.
Выбор, который подросток сделал в сымитированной среде, социально приемлемые решения в будущем, несомненно, окажут положительное влияние на выбор в реальных жизненных условиях.
Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога – вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Я думаю, что для каждого из нас руководством к действию должны быть слова американского философа и педагога Джона Дьюи: «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.