Статья «Обучающие структуры Сингапура как эффективное средство повышения качества и эффективности освоения программного материала по математике»
Оценка 5

Статья «Обучающие структуры Сингапура как эффективное средство повышения качества и эффективности освоения программного материала по математике»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
02.05.2021
Статья «Обучающие структуры Сингапура как эффективное средство повышения качества и эффективности освоения программного материала по математике»
Представлен опыт работы учителя математики по использованию Сингапурской методики в изучении курса математики
Обучающие структуры Сингапура.docx

Статья «Обучающие структуры Сингапура как эффективное средство повышения качества и эффективности освоения программного материала по математике»

Современная система образования и ее постоянные изменения требуют от преподавателей большой гибкости и умения использовать в своей работе новый инструментарий. Так же быстро, как в последнее время изменяется мир, меняются и формы работы в классе. Согласно ФГОС  наряду с результатами учебного процесса урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.

1.      Проблемы, противоречия

Плутарх говорил: «Ученик  - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Я с ним полностью согласна, потому что математику нельзя выучить, ее надо понять! А как понять предмет, если он кажется скучным, уроки однообразными? Умение увлечь математикой – дело не простое. Как сформировать интерес к предмету? Как сделать учение интересным для учащихся? Как выработать у ученика стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Эта проблема подтолкнула меня  к поиску и внедрению в учебном процессе новых  технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. Поиск решения данной проблемы привел меня к идее использования обучающих структур Сингапура  для повышения качества и эффективности обучения математике.

На уроках с использованием сингапурской методики у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению, положительному результату в виде повышения качества знаний.

Теоретико-методологическую основу опыта составили научные положения и концепции работ зарубежных и отечественных ученых в области педагогики и психологии, в основе которых - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning).

Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как Курт Леви́н, Джон Дьюи, Мортон Дойтш, Жан Пиаже, Лев Выготский. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные/ групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К. Дьяченко, Б.Таль, Е.С. Полат, Е.И. Пассова, Е.Г. Иванова. Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Главное – коллективное, или кооперативное, об учение, система Выготского. Наибольший вклад в историю развития кооперативного обучения внёс профессор Спенсер Каган, глава Института ресурсов для учителей США, который разработал Концепцию обучающих структур.

Доктор Спенсер Каган, специалист в области совместного обучения, предложил множество моделей группировки, которые могут быть использованы в работе с учащимися разных возрастов.

Новизна данного опыта заключается   в отборе и практическом применении обучающих структур Сингапура, направленных на на достижения высоких образовательных результатов: как предметных, так и метапредметных и личностных, а так же на формирование коммуникативных компетенций учащихся.

Современный урок по Сингапурской методике — это:

-          урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

-          урок, содержащий разные виды деятельности. -          урок, на котором ученику комфортно.

-          урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика.

 -          урок развивает у детей креативное мышление.

 -          урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

-          урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Таким образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на уроках математики, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету. Что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы по предмету.

Описание сингапурской методики

Применение обучающих структур возможно на любом этапе урока. Само занятие мало похоже на обычный урок и больше напоминает игру - увлекательную, содержательную, заставляющую мыслить. Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и в своей среде его выполняют. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать.

Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Анализируя работу на уроках учащихся нашей школы, могу сказать, что один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.

По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

На уроках математики мною используются несколько структур, но на самом деле их несколько десятков.  Я их попробовала систематизировать в таблицу.

 

Этап урока

Обучающие структуры Сингапура

1. Мотивационно-целевой этап

МЭНЭДЖ МЭТ, ХАЙ ФАЙВ, ДЖОТ ТОТС, ТИК – ТЭК – ТОУ, КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД, ЭЙ АР ГАЙД, ДЖОТ ТОТС

2. Поисково-исследовательский

этап

МЭНЭДЖ МЭТ , ХАЙ ФАЙВ, СИНГЛ РАУНД РОБИН, КОНЭРС

3. Практический этап

МЭНЭДЖ МЭТ , ХАЙ ФАЙВ, СИНГЛ РАУНД РОБИН, ТИК – ТЭК – ТОУ, СТЕ ЗЕ КЛАСС, СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ

4. Рефлексивно-оценочный

МЭНЭДЖ МЭТ , ХАЙ ФАЙВ, ЭЙ АР ГАЙД, 3-2-1,

 

 

 

Структуры:

1.                        https://mega-talant.com/uploads/files/40805/101109/106334_html/images/101109.001.pngМЭНЭДЖ МЭТ – управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться.

 

 

 

 

 

 

 

https://i.scdn.co/image/d604458f62786c43ddcef1f5769ab5c96e133881

2.                 ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.

3.                 https://mega-talant.com/uploads/files/40805/101109/106334_html/images/101109.003.pngСИНГЛ РАУНД РОБИН-«однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

Пример:Мотивационно-целевой этап.

Урок:Смежные углы. 7 класс.

На слайде несколько картинок: (смежные комнаты, межа в поле, смежные углы и т.д.)Ученикам предлагается связать картинки и найти слово которое их объединяет  и попробовать сформулировать тему урока. Возможные варианты ответа: соседние углы, соседи. После этого можно выйти на тему урока и сказать, что в геометрии есть синоним к слову соседний-смежный.

4.                 ДЖОТ ТОТС – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.

На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Фрагмент урока: Мотивационно-целевой.

Учитель дает задание: «На доске записаны квадратные уравнения. На какие группы можно разделить эти уравнения? »

Могут быть, например, такие варианты: полные, неполные, приведенные, неприведенные, имеющие корни, не имеющие корни.

Все ответы кладут на середину стола. Должно получиться 16 ответов. Время на выполнение можно дать 3 минуты.

Когда время закончится можно использовать структуру  ХАЙ ФАЙВ.

В группе отобрать лучшие ответы.  Учитель предлагает участнику под номером 2 , стол номер 1 зачитать полученные ответы.

 

5.                        ТИК – ТЭК – ТОУ( Крестики-Нолики) – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова можно заменить числами.

Фрагмент урока: практический, мотивационно-целевой.  Обобщение по теме треугольник. 7 класс

Для этого нужно приготовьте 9 карточек с 1 словом по изучаемой теме на каждой из них.  Разложить карточки 3х3. Затем  все ученики одновременно и самостоятельно составляют предложения из слов на карточках по горизонтали, вертикали и диагонали (как в игре «Крестики-нолики»). В качестве предложений должны получиться определения,свойства, теоремы.

углы

медиана

равнобедренный

Высота

прямоугольный

делит

равносторонний

биссектриса

равенство

 Пример: Треугольники бывают равнобедренные, прямоугольные, равносторонние. Острые углы в прямоугольном треугольнике не всегда равны.

 Сначала можно применить структуру  ДЖОТ ТОТС для отбора более подходящих ответов, а затем применить структуру ТИК – ТЭК – ТОУ.

 

6.                        СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.

Фрагмент урока: Практический этап.  Этот прием хорош тем, что позволяет выполнить физкультминутку не отходя от темы урока.

Урок: Признак перпендикулярности прямой и плоскости. 10 класс.

После доказательства теоремы и решения нескольких задач, дается задача практического характера: Нужно установить столбы для забора так, чтобы они были перпендикулярны плоскости земли. Ваши практические действия?

Ученики свободно ходят по классу, чтобы обсудить решение задачи. Затем по истечении времени занимают свои места и  применить СИНГЛ РАУНД РОБИН для обсуждения полученных ответов, затем выбрать наилучший.

 

7.                        КОНЭРС – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам ответа.

Этот прием я применяю немножко иначе.

Фрагмент урока: Поисково-исследовательский. 5 класс. Тема: Проценты.

Я этот прием применяю по цветам МЭНЭДЖ МЭТ, у каждого участника свой цвет.

А сейчас откройте учебник на стр.253 прочитайте параграф и найдите ответ на вопрос, который записан у вас на цветной карточке ( соответствующей МЭНЭДЖ МЭТ) и запишите этот ответ прямо в карточку. Я даю вам 3 минуты. По сигналу заканчиваем.

А сейчас мы немножко отдохнем, но не отойдем от темы урока. В углах класса висят цветные листы с инструкцией, подойдите к тому листу, который соответствует цвету вашей карточки с вопросом.

По моей команде начинаем и заканчиваем работу.

Алгоритм.

1.      Каждый из вас должен зачитать свой вариант ответа.

2.      Отвечаем по кругу, начинает тот, у кого волосы темнее

3.      Обсуждаем правильность ответов

4.      Дополняем свои записи

5.      По сигналу возвращаемся на места.

Этот прием также подходит для того, чтобы провести физкультминутку.

8.                        СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.

Фрагмент урока: Практический этап.

Урок: Решение квадратных уравнений. 8 класс.

У каждого участника листок с уравнением и 4 пункта алгоритма решения уравнения.

1.      Выпиши коэффициенты

2.      Найди Дискриминант

3.      Определи количество корней

4.      Найди корни

По команде каждый участник выполняет 1 пункт и передает по кругу, на полученном листке проверяет правильность выполнения предыдущего задания и снова по команде передает по кругу  и т. д.

В конце подводится итог.

9.                        КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.

Фрагмент урока: актуализация прежних знаний.

Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами. (или карточки готовит учитель)

Вопросы:

1. Как складывают десятичные дроби?

2. Как вычитают десятичные дроби?

3. Сформулируйте правило умножения на десятичную дробь.

4. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.

 

10.                   ЭЙ АР ГАЙД – сравнение знаний и точки зрения по теме до и после выполнения «упражнения- раздражителя» для активизации мышления.

Фрагмент урока: Мотивационно-целевой.

На ваших столах листы с таблицей. Прочитайте утверждения, записанные во второй колонке и проставьте свои ответы в первой колонке. (3 мин.)

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

 

1.      Верно ли утверждение «Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то и другая прямая перпендикулярна этой плоскости»

 

 

2.      Верно ли утверждение «Если прямая перпендикулярна плоскости, то она перпендикулярна одной прямой, лежащей в этой плоскости»

 

 

3.      Верно ли утверждение «Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости»

 

 

4.      Верно ли утверждение «Если прямая перпендикулярна каким-нибудь двум прямым в  плоскости, то она перпендикулярна этой плоскости»

 

 

5.      Верно ли утверждение «Если прямая пересекает круг в центре и перпендикулярная двум его диаметрам, то она перпендикулярна плоскости круга»

 

 

6.      Верно ли утверждение  «Если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым плоскости, то она перпендикулярна этой плоскости»

 

Давайте проверим, что получилось. Поднимите руки те, у кого первый ответ – да. Поднимите руки те, у кого первый ответ – да, и т.д. Почему ответы разные? (Потому что мы этого не изучали, мы не знаем). А почему ответы одинаковые в 1 и 2 случае? Это нами изучено.  Далее происходит переход на тему урока, ставятся цели и задачи урока.

Рефлексивно-оценочный этап.

А теперь вернемся к таблице, которую заполняли вначале урока. Заполните третий столбец таблицы. Обсуждение. Что-то поменялось в таблице? Почему?  Достигли ли мы тех задач, которые ставили вначале урока?

Здесь же можно применить еще одну СТРУКТУРУ 3-2-1

 3 … самых важных момента, которые я узнал

2…момента, которые я смогу применить 

1… вопрос, который возник во время урока.

Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к чтению и творчеству у современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская технология обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.

Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.

Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:

1.                                    Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.

2.                                    Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».

3.                                    Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.

4.                                    Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.

5.                                    У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.

6.                                    Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции

Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в мире, непохожем на наш с вами. Уроки должны быть направлены на это. При работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все.
        Примененять сингапурскую методики на уроках математики я начала  с 2016 года в 7 классе. За 2 года я получила следующие результаты обучения.

https://mega-talant.com/uploads/files/40805/101109/106334_html/images/101109.004.png

https://mega-talant.com/uploads/files/40805/101109/106334_html/images/101109.005.png

Итак, можно сделать вывод: использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействия ученика с учеником, а так же позволяет повысить качество обучения.

С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают.

На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению. Самое главное, что Сингапурская методика позволяет полностью соблюсти ФГОС.

Конечно не нужно относиться к этой системе как к панацее, но её элементы вносят разнообразие, позволяют ученикам сменить вид деятельности и пообщаться друг с другом. Конечно, есть риск того, что ученики в парах будут обсуждать вещи, совсем не относящиеся к теме. Но и это решается: можно схалтурить один раз, второй. Но в третий придётся работать. Ведь после обсуждения в паре учитель просит всех „номеров один“ выступить перед классом. Возрастает ответственность перед группой.

В перспективе я планирую расширить количество обучающих структур Сингапура, которые можно применять на уроках математики. Надеюсь, что это поможет мне добиваться устойчиво высоких результатов в обучении, содействовать развитию их интеллектуальных, творческих способностей и личностных качеств.


 

Статья «Обучающие структуры Сингапура как эффективное средство повышения качества и эффективности освоения программного материала по математике»

Статья «Обучающие структуры Сингапура как эффективное средство повышения качества и эффективности освоения программного материала по математике»

Cooperative Learning). Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как

Cooperative Learning). Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как

Таким образом, используя обучающие структуры

Таким образом, используя обучающие структуры

Мотивационно-целевой этап

Мотивационно-целевой этап

ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания

ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания

Все ответы кладут на середину стола

Все ответы кладут на середину стола

После доказательства теоремы и решения нескольких задач, дается задача практического характера:

После доказательства теоремы и решения нескольких задач, дается задача практического характера:

Фрагмент урока: Практический этап

Фрагмент урока: Практический этап

Фрагмент урока: Мотивационно-целевой

Фрагмент урока: Мотивационно-целевой

Давайте проверим, что получилось

Давайте проверим, что получилось

Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель»

Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель»

Итак, можно сделать вывод: использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и…

Итак, можно сделать вывод: использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и…

добиваться устойчиво высоких результатов в обучении, содействовать развитию их интеллектуальных, творческих способностей и личностных качеств.

добиваться устойчиво высоких результатов в обучении, содействовать развитию их интеллектуальных, творческих способностей и личностных качеств.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2021