ОПЫТ РАБОТЫ СОВЕТСКОГО ТЕХНИКУМА-ИНТЕРНАТА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Яковлева А.И.
ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат»,
город Советск Калининградской области
Понятие «адаптированная образовательная программа» (далее – АОП) вошло в педагогическую практику после выхода в свет в 2012 году Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Такая программа адаптирована для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. АОП определяет содержание образования, условия организации обучения и воспитания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Разработка и реализация АОП направлены на преодоление несоответствия между процессом обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по стандартным программам общего и среднего профессионального образования и реальными возможностями таких людей, исходя из специфики их заболеваний, ограничений здоровья, познавательных потребностей и интересов.
Учредителем ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» является Министерство социальной политики Калининградской области. В профессиональной образовательной организации на бюджетной основе обучаются инвалиды первой, второй и третьей групп, способные к самообслуживанию, лица с ОВЗ и сироты.
Образовательная деятельность по АОП ведется с 2015 года. Разработаны соответствующие локальные акты: «Положение о разработке и утверждении адаптированных образовательных программ СПО по специальностям и профессиям», «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме», «Положение об индивидуальной образовательной программе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья», «Положение о программе по адаптированной физической культуре». В течение пяти лет, с 2015-16 по 2019-20 уч. годы, педагогический коллектив ПОО реализовывал единую методическую тему «Реализация адаптированных образовательных программ для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ». Преподаватели и мастера производственного обучения успешно используют в образовательном процессе технологии развивающего, проблемного и проектного обучения, деловые и ролевые игры, кейс-технологии, «круглые столы», тренинги и дискуссии, работу в составе малых групп и др. Регулярно издаются сборники методических материалов, обобщающие опыт педагогов техникума-интерната.
В ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» в 2021-2022 учебном году образовательная деятельность осуществляется на основе адаптированных образовательных программ по специальностям СПО: 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), 39.02.01 Социальная работа, 09.02.02 Компьютерные сети; по профессиям СПО: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства в отношении учебных групп лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом рекомендаций, данных обучающимся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогического консилиума техникума-интерната. Эти программы разработаны на основе ФГОС 3+ и включают в себя Рабочие программы воспитания. Основные программы профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, 16909 Портной, 18103 Садовник, 14995 Наладчик технологического оборудования также являются адаптированными.
В образовательной организации созданы условия, необходимые для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации. Материально-техническое обеспечение реализации АОП отвечает не только общим требованиям, определенным во ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Благодаря успешной реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», в техникуме-интернате создана безбарьерная архитектурная среда. Вход в здание оборудован пандусом, поручнями и съездом с тротуара на пешеходную дорожку. Действует современный лифт с учетом требований по его использованию обучающимися инвалидами, в том числе и инвалидами по зрению. Имеется специальный ступенькоход для перемещения колясочников по лестничным маршам. Пол на 1-ом этаже оборудован специальными тактильными лентами. Все коридоры и фойе техникума-интерната оборудованы поручнями.
Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья: индукционной системой, радиоклассом для слабослышащих, документ-камерой, коммуникативной системой «Диалог Базовый Плюс» и др. Широко используются мультимедийные и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ формах.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: для лиц с нарушениями зрения (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла); для лиц с нарушениями слуха (в печатной форме, в форме электронного документа); для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла); для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) используются тексты с иллюстрациями, мультимедийные материалы.
Социально-психологическое сопровождение обучающихся обеспечивает педагог-психолог. Хорошим подспорьем для него служат комплекс «Бос-комфорт» и специальное оборудование для сенсорной комнаты. В распоряжении педагога-психолога также кресла-релакс, аппаратно-программный комплекс и компьютерные программы для профессиональной ориентации инвалидов.
В жилых блоках общежития для маломобильных групп обучающихся расширены дверные проемы, установлены специальные поручни в санитарных узлах. Для удобства проживающих инвалидов и лиц с ОВЗ используются система вызова помощи и усилитель мощности сигнала кнопок вызова помощника, прибор оповещения «Рокот» и прибор управления речевыми оповещателями «Соната-К».
Капитально отремонтирован санузел для обучающихся на 4-ом этаже, где расположены учебные кабинеты. Теперь он полностью оборудован для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для вывода текстовой и цифровой информации применяется специальное электронное табло (монитор) и три электронных устройства «Бегущая строка». С целью уверенной ориентации слабовидящих и слепых обучающихся в здании образовательной организации предусмотрены тактильные индикаторы, таблички со шрифтом Брайля, содержащие названия учебных и административных кабинетов, мастерских, лабораторий, номеров комнат в общежитии, служебных помещений и мест общего пользования. С этой целью также установлены мнемосхемы-навигации на всех этажах здания и уличная мнемосхема, расположенная на большом стенде перед входом в здание.
На территории техникума-интерната действуют зал для адаптивной физической культуры и спортивная площадка для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Здесь расположены кардиотренажер «беговая дорожка», гребной и многофункциональный силовой тренажеры, биокинетический тренажёр для опорно-двигательного аппарата, велоэллиптический тренажер, а также уличный тренажерный комплекс для инвалидов-колясочников со столом для армреслинга.
В нынешнем учебном году в Советском техникуме-интернате начата реализация программы по сопровождаемому проживанию лиц с инвалидностью. С этой целью приобретены жилые модули «Кухня», «Санитарная комната» и «Спальня». Они включают в себя специализированное реабилитационное оборудование, адаптированное для использования этой категорией обучающихся.
Все это способствует повышению уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Во главе угла образовательной деятельности всегда стоит обучающийся, его личностные и психофизические особенности. Сегодня в профессиональных образовательных организациях учатся представители так называемого поколения Z. Имеются в виду молодые люди, родившиеся в период, начиная с 2000 года. Про них говорят: «Рождены с кнопкой на пальце». Для этого поколения характерны доминирование онлайн-реальности и технологичность, тесная связь с гаджетами. Следствием являются клиповое мышление, нехватка живого общения и беспокойство, которое проявляется в повышенной тревожности.
Педагоги-практики выделяют следующие характеристики поколения Z, которые необходимо учитывать в процессе реализации адаптированных образовательных программ:
1) мотивация
2) поощрение
3) свобода
4) коммуникация через технологии
5) структурирование и наглядность
6) социализация
7) обратная связь.
Психолог Л.С. Выготский отмечал, что «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания». У современного обучающегося происходит переход от понятийного мышления к клиповому мышлению, так как на человека действует большой поток информации, и он не может не реагировать на это воздействие. Ему интереснее просмотреть 10 изображений с текстом в одно предложение, чем прочитать 10 полных текстов. Поэтому для повышения качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и эффективной реализации АОП педагоги техникума-интерната применяют следующие педагогические формы, приемы и методы организации учебных занятий.
Особенности клипового мышления и педагогические формы,
методы и приемы
Характерные черты клипового мышления обучающихся |
Формы, методы и приемы, которые используют педагоги |
Фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации
|
Использование разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся. Частая смена видов деятельности и источников информации. Приемы: • быстрые ответы на серию вопросов, имеющих разную конструкцию; • заполнение фактических, смысловых, логических пробелов в изученном понятии, явлении из разных источников информации; • блочное изучение материала; • выделение логических частей в тексте; • сокращение текста, выделение главного. |
Образность |
Создание образов понятий, изучаемых объектов, процессов и явлений. Приемы: • иллюстрирование текстовых источников; • визуализация понятий; • использование художественной литературы; • создание слайд-презентаций, кинофрагментов и т.п. визуальных рядов; • создание схем и др. графических образов
|
Многоканальность восприятия окружающего мира, готовность к обработке разнообразной информации
|
Частая смена источников информации. Приемы: • трансформация образов: художественные – схематические – звуковые – текстовые; • создание зрительной опоры на основании различных источников информации и обязательного устного рассказа с ее использованием; • характеристика понятия на основе различных источников информации; • изучение одного понятия с позиций разных наук; • использование приемов кинестетического характера. |
Эмоциональность |
Опора на эмоции. Приемы: • формирование личного эмоционального отношения к изучаемому содержанию; • опора на жизненный опыт; • приемы игры и соревнования; • поиск и решение противоречий; • творческие формы выражения мыслей и отношения. |
Рациональность |
Мотивация на практическую значимость изучаемого содержания, осваиваемого способа деятельности. Приемы: • поиск доказательств необходимости изучаемого содержания лично для обучающегося; • организация сопутствующего повторения как опоры для освоения нового. |
Потребность в новизне |
Создание нового для обучающегося образовательного продукта. Приемы: • введение достаточно большого объема нового материала в короткий промежуток времени с его последующим углублением, систематизацией и демонстрацией новых сторон. • создание творческого продукта, проектная деятельность. |
Так педагогический коллектив Советского техникума-интерната учитывает особенности развития и мышления современных обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и их реальные возможности, исходя из специфики заболеваний, ограничений здоровья, познавательных потребностей и интересов юношей и девушек. Обновление и реализация адаптированных учебных программ в нашей профессиональной образовательной организации продолжается.
Список литературы
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный закон от 02 декабря 2019 года № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.Федеральный закон от 31июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
4. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №06-830 вн).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.