Статья "Опыт работы Советского техникума-интерната по реализации адаптированных образовательных программ"
Оценка 4.6

Статья "Опыт работы Советского техникума-интерната по реализации адаптированных образовательных программ"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
социальная работа
СCУЗ, ВУЗ
26.10.2021
Статья "Опыт работы Советского техникума-интерната по реализации адаптированных образовательных программ"
В статье идет речь о практике работы Советского техникума-интерната по реализации адаптированных образовательных программ. начиная с 2015 года. Также в публикации дается краткий обзор созданной в техникуме-интернате доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Опыт работы Советского техникума-интерната.docx

ОПЫТ РАБОТЫ СОВЕТСКОГО ТЕХНИКУМА-ИНТЕРНАТА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ  АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Яковлева А.И.

ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат»,

город Советск Калининградской области

Понятие «адаптированная образовательная программа» (далее – АОП) вошло в педагогическую практику после выхода в свет в 2012 году Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Такая программа адаптирована для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. АОП определяет содержание образования, условия организации обучения и воспитания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Разработка и реализация АОП направлены на преодоление несоответствия между процессом обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по стандартным программам общего и среднего профессионального образования и реальными возможностями таких людей, исходя из специфики их заболеваний, ограничений здоровья, познавательных потребностей и интересов.

Учредителем ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» является Министерство социальной политики Калининградской области. В профессиональной образовательной организации на бюджетной основе обучаются инвалиды первой, второй и третьей групп, способные к самообслуживанию,  лица с ОВЗ и сироты.

 

1 (2)IMG_8616   IMG-be9008d5e085ca749aee5180f974f97b-V

 

Образовательная деятельность по АОП ведется с 2015 года. Разработаны соответствующие локальные акты: «Положение о разработке и утверждении адаптированных образовательных программ СПО по специальностям и профессиям», «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме», «Положение об индивидуальной образовательной программе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья», «Положение о программе по адаптированной физической культуре». В течение пяти лет, с 2015-16 по 2019-20 уч. годы, педагогический коллектив ПОО реализовывал единую методическую тему «Реализация адаптированных образовательных программ для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ». Преподаватели и мастера производственного обучения успешно используют в образовательном процессе технологии развивающего, проблемного и проектного обучения, деловые и ролевые игры, кейс-технологии, «круглые столы», тренинги и дискуссии, работу в составе малых групп и др. Регулярно издаются сборники методических материалов, обобщающие опыт педагогов техникума-интерната.

В ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» в 2021-2022 учебном году образовательная деятельность осуществляется на основе адаптированных образовательных программ по специальностям СПО: 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), 39.02.01 Социальная работа, 09.02.02 Компьютерные сети; по профессиям СПО: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства в отношении учебных групп лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом рекомендаций, данных обучающимся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогического консилиума техникума-интерната. Эти программы разработаны на основе ФГОС 3+ и включают в себя Рабочие программы воспитания. Основные программы профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, 16909 Портной, 18103 Садовник, 14995 Наладчик технологического оборудования также являются адаптированными.

 В образовательной организации созданы условия, необходимые для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации. Материально-техническое обеспечение реализации АОП отвечает не только общим требованиям, определенным во ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Благодаря успешной реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», в техникуме-интернате создана безбарьерная архитектурная среда.  Вход в здание оборудован пандусом, поручнями и съездом с тротуара на пешеходную дорожку. Действует современный лифт с учетом требований по его использованию обучающимися инвалидами, в том числе и инвалидами по зрению. Имеется специальный ступенькоход для перемещения колясочников по лестничным маршам. Пол на 1-ом этаже оборудован специальными тактильными лентами. Все коридоры и фойе техникума-интерната оборудованы поручнями.

 

IMG_850968IMG_8475

 

Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья: индукционной системой, радиоклассом для слабослышащих, документ-камерой, коммуникативной системой «Диалог Базовый Плюс» и др. Широко используются мультимедийные и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ формах.

 

2    31

 

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: для лиц с нарушениями зрения (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла); для лиц с нарушениями слуха (в печатной форме, в форме электронного документа); для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла); для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) используются тексты с иллюстрациями, мультимедийные материалы.

Социально-психологическое сопровождение обучающихся обеспечивает педагог-психолог. Хорошим подспорьем для него служат комплекс «Бос-комфорт» и специальное оборудование для сенсорной комнаты. В распоряжении педагога-психолога также кресла-релакс, аппаратно-программный комплекс и компьютерные программы для профессиональной ориентации инвалидов.

 

910P24-10-19_12.19

 

В жилых блоках общежития для маломобильных групп обучающихся расширены дверные проемы, установлены специальные поручни в санитарных узлах. Для удобства проживающих инвалидов и лиц с ОВЗ используются система вызова помощи и усилитель мощности сигнала кнопок вызова помощника, прибор оповещения «Рокот» и прибор управления речевыми оповещателями «Соната-К».

 

 поручень пристенный144.1IMG_9301

 

Капитально отремонтирован санузел для обучающихся на 4-ом этаже, где расположены учебные кабинеты. Теперь он полностью оборудован для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

IMG_20161202_100325IMG_20161202_100314IMG_20161205_094744

 

Для вывода текстовой и цифровой информации применяется специальное электронное табло (монитор) и три электронных устройства «Бегущая строка». С целью уверенной ориентации слабовидящих и слепых обучающихся в здании образовательной организации предусмотрены тактильные индикаторы, таблички со шрифтом Брайля, содержащие названия учебных и административных кабинетов, мастерских, лабораторий, номеров комнат в общежитии, служебных помещений и мест общего пользования. С этой целью также установлены мнемосхемы-навигации на всех этажах здания и уличная мнемосхема, расположенная на большом стенде перед входом в здание.

 

DSCN2611    3 5

 

На территории техникума-интерната действуют зал для адаптивной физической культуры и спортивная площадка для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Здесь расположены кардиотренажер «беговая дорожка», гребной и многофункциональный силовой тренажеры, биокинетический тренажёр для опорно-двигательного аппарата, велоэллиптический тренажер, а также уличный тренажерный комплекс для инвалидов-колясочников со столом для армреслинга.

 

81213IMG_9382

 

 

В нынешнем учебном году в Советском техникуме-интернате начата реализация программы по сопровождаемому проживанию лиц с инвалидностью. С этой целью приобретены жилые модули «Кухня», «Санитарная комната» и «Спальня». Они включают в себя специализированное реабилитационное оборудование, адаптированное для  использования этой категорией обучающихся.

 

 IMG_7997 IMG_9041

 

 Все это способствует повышению уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Во главе угла образовательной деятельности всегда стоит обучающийся, его личностные и психофизические особенности. Сегодня в профессиональных образовательных организациях учатся представители так называемого поколения Z. Имеются в виду молодые люди, родившиеся в период, начиная с 2000 года.     Про них говорят: «Рождены с кнопкой на пальце».  Для этого поколения характерны доминирование онлайн-реальности и технологичность, тесная связь с гаджетами. Следствием являются клиповое мышление, нехватка живого общения и беспокойство, которое проявляется в повышенной тревожности.

Педагоги-практики выделяют следующие характеристики поколения Z, которые необходимо учитывать в процессе реализации адаптированных образовательных программ:

1) мотивация

2) поощрение

3) свобода

4) коммуникация через технологии

5) структурирование и наглядность

6) социализация

7) обратная связь.

     Психолог Л.С. Выготский отмечал, что «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания». У современного обучающегося происходит переход от понятийного мышления к клиповому мышлению, так как на человека действует большой поток информации, и он не может не реагировать на это воздействие. Ему интереснее просмотреть 10 изображений с текстом в одно предложение, чем прочитать 10 полных текстов. Поэтому для повышения качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и эффективной реализации АОП педагоги техникума-интерната применяют следующие педагогические формы, приемы и методы организации учебных занятий.

 

Особенности клипового мышления и педагогические формы,

методы и приемы

 

Характерные черты

клипового мышления обучающихся

Формы, методы и приемы, которые используют педагоги

 

 

 

Фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации

 

Использование разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся. Частая смена видов деятельности и источников информации.

Приемы:

     быстрые ответы на серию вопросов, имеющих разную конструкцию;

     заполнение фактических, смысловых, логических пробелов в изученном понятии, явлении из разных источников информации;

     блочное изучение материала;

     выделение логических частей в тексте;

     сокращение текста, выделение главного.

 

 

 

 

Образность

Создание образов понятий, изучаемых объектов, процессов и явлений.

Приемы:

     иллюстрирование текстовых источников;

     визуализация понятий;

     использование художественной литературы;

     создание слайд-презентаций, кинофрагментов   и т.п. визуальных рядов;

     создание схем и др. графических образов

 

 

Многоканальность восприятия окружающего мира, готовность

к обработке разнообразной информации

 

Частая смена источников информации.

Приемы:

     трансформация образов: художественные – схематические – звуковые – текстовые;

     создание зрительной опоры на основании различных источников информации и обязательного устного рассказа с ее использованием;

     характеристика понятия на основе различных источников информации;

     изучение одного понятия с позиций разных наук;

     использование приемов кинестетического характера.

 

 

 

Эмоциональность

Опора на эмоции.

Приемы:

     формирование личного эмоционального отношения к изучаемому содержанию;

     опора на жизненный опыт;

     приемы игры и соревнования;

     поиск и решение противоречий;

     творческие формы выражения мыслей и отношения.

 

 

 

Рациональность

Мотивация на практическую значимость изучаемого содержания, осваиваемого способа деятельности.

Приемы:

     поиск доказательств необходимости изучаемого содержания лично для обучающегося;

     организация сопутствующего повторения как опоры для освоения нового.

 

 

Потребность в новизне

Создание нового для обучающегося образовательного продукта.

Приемы:

     введение достаточно большого объема нового материала в короткий промежуток времени с его последующим углублением, систематизацией и демонстрацией новых сторон.

     создание творческого продукта, проектная деятельность.

Так педагогический коллектив Советского техникума-интерната учитывает особенности развития и мышления современных обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и их реальные возможности,  исходя из специфики заболеваний, ограничений здоровья, познавательных потребностей и интересов юношей и девушек. Обновление и реализация адаптированных учебных программ в нашей профессиональной образовательной организации продолжается.

 

Список литературы

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный закон от 02 декабря 2019 года № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

3.Федеральный закон от 31июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

4. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №06-830 вн).


 

ОПЫТ РАБОТЫ СОВЕТСКОГО ТЕХНИКУМА-ИНТЕРНАТА

ОПЫТ РАБОТЫ СОВЕТСКОГО ТЕХНИКУМА-ИНТЕРНАТА

Социальная работа, 09.02.02 Компьютерные сети; по профессиям

Социальная работа, 09.02.02 Компьютерные сети; по профессиям

Социально-психологическое сопровождение обучающихся обеспечивает педагог-психолог

Социально-психологическое сопровождение обучающихся обеспечивает педагог-психолог

На территории техникума-интерната действуют зал для адаптивной физической культуры и спортивная площадка для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

На территории техникума-интерната действуют зал для адаптивной физической культуры и спортивная площадка для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Педагоги-практики выделяют следующие характеристики поколения

Педагоги-практики выделяют следующие характеристики поколения

Эмоциональность Опора на эмоции

Эмоциональность Опора на эмоции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2021