Моисеева Раиса Ивановна
учитель-сурдопедагог
ОГБОУ «Школа-интернат для
обучающихся с нарушениями слуха»
rimoiseeva@list.ru
г. Томск, Томская область
Организация образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования различных образовательных технологий
Всякое обучение, по сути своей, есть создание условий для развития личности. Достаточно большой педагогический стаж и опыт не позволяют почивать, наоборот, выступают двигателями собственного прогресса, личностного роста, поэтому продолжаю совершенствовать профессиональные навыки: изучаю учебную, научно-методическую, коррекционную литературу, инновационно-информационные, педагогические технологии, повышаю общекультурный уровень, чтобы иметь достойное место в обществе через профессию, разделяя мысль Али Апшерони: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если, в это же время усердно не учатся сами».
В настоящее время, в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету активно внедряю два направления компьютеризации обучения. Первое направление способствует усвоению детьми знаний, умений и навыков, позволяющих успешно использовать компьютер, второе направление – компьютерные технологии как мощное средство обучения, помогающее: дифференцировать и индивидуализировать обучение; представлять информацию с опорой на слуховое и зрительное восприятие; увеличивать эмоциональную составляющую урока или занятия; обеспечивать обратную связь; повышать профессиональное мастерство.
Кабинет №310 полностью соответствует требованиям к оформлению предметного кабинета для работы с особенными детьми. В нём имеется коррекционная, справочная литература, словари, энциклопедии, достаточное количество дидактического, раздаточного, иллюстративного материала. Комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, большой экран) даёт возможность продуктивно использовать на уроках и индивидуальных занятиях информационно-коммуникационные технологии. Создан банк занятий-презентаций, внеурочных мероприятий по таким направлениям как: нравственное, духовное, этническое, патриотическое, социально-бытовое.
В педагогической деятельности с детьми с нарушениями слуха первое место занимает использование элементов различных технологий, первая из которых – игровая технология. Игра наряду с посильным трудом и ученьем – один из основных видов деятельности младших школьников, она включает дидактические игры, «приходящие» в гости игрушки, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, кроссворды, тесты.
Второе место отведено интерактивным технологиям или групповым технологиям обучения (работа в парах, фронтальная работа в кругу). Третье место по праву занимают коммуникативные технологии, которые напрямую способствуют вербализации отношений слабослышащих обучающихся.
С целью развития познавательных и творческих способностей использую технологию проблемного обучения, для этого планирую и организую задания таким образом, чтобы во время деятельности возникла проблема, ребята вошли в режим поиска, высказывали свои предположения, делали выводы, конечно, с помощью куратора-педагога..
Активно использую технологию проектного обучения (метод проектов, проектное обучение). С первого класса вовлекаю ребят в мини-исследования, включаю этот вид деятельности не только в образовательные области, но и во внеурочную деятельность. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся с нарушениями слуха создают материальный результат совместного труда.
В педагогической деятельности использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. С использованием информационных технологий стараюсь сделать учебный процесс разнообразным и увлекательным. Многие уроки-занятия, требующие наглядного представления материала, провожу с использованием собственно разработанных компьютерных презентаций, что, безусловно, делает урок-занятие более интересным и увлекательным.
С помощью технологии портфолио поддерживаю высокую мотивацию младших школьников, поощряю их к самостоятельности; развиваю навыки рефлексивной деятельности; формирую адекватную самооценку; содействую персонализации образования. Каждый ученик имеет личное портфолио, куда отбирает свои работы, рисунки, сочинения, фотографии, грамоты дипломы, благодарственные письма, в том числе и для родителей благодарственные письма.
Здоровьесберегающие технологии применяю как в сфере урочной деятельности, так и во внеклассной работе. «Методики замещающего онтогенеза» формируют ответственное отношение к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах любого вида деятельности. Активно вовлекаю в работу родителей учеников, используя педагогику сотрудничества.
Для осуществления диагностики и отслеживания результативности использования современных образовательных технологий использую следующие методы:
- анкетирование учащихся с целью определения уровня мотивации учебной деятельности;
- наблюдение с целью оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности;
- анкетирование родителей с целью определения уровня их удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, понимая, какие новые требования предъявляет ФГОС НОО ОВЗ к выпускнику начальной школы, воспитываю и образовываю младшего школьника с особенностями в развитии, способного успешно адаптироваться в основной школе. Организую учебно-воспитательный процесс в режиме современных образовательных технологий (коррекционно, проблемно-диалогической, информационно-коммуникационной, проектной), достигая поставленной цели и опираясь на выражение русского учёного-энциклопедиста, профессора Дмитрия Ивановича Менделеева: «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.