Дудко Ольга Валерьяновна,
учитель начальных классов,
БОУ г. Омска «СОШ №31 с УИОП»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Известно, что дети – исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здесь идет речь о врожденной модели поведения, присущей человеку. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [2, с. 15].
Уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет широкую любознательность, обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ. Следовательно, именно перед начальной школой возникает необходимость учитывать, поддерживать и развивать данные достижения дошкольного развития [4, с. 28].
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития [3, с. 60].
Следует помнить, что возраст младших школьников накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности в начальных классах. Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Дети еще не владеют навыками поисково-исследовательской деятельности. Однако на традиционных занятиях, начиная с первого класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, планирование этапов и действий, формулирование вопросов, прогнозирование и оценка результатов, рефлексия, работа с различными источниками информации).
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования [2, с. 46].
В ходе работы над проектами формируется большое количество умений и навыков, которые со временем становятся компетентностями, универсальные учебные действия, ученики приобретают положительный опыт деятельности, как самостоятельной, так и коллективной. Все это позволяет считать проектную деятельность одним из наиболее эффективных методов обучения [1, с. 23].
Проекты в начальной школе можно выполнять как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной и внеклассной работы. Если реализация проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектом, а помогали советом.
Создаваемые проекты могут иметь различную направленность: исследовательскую, творческую, информационную, прикладную, социальную, межпредметную или интегрированную. Форма организации проектной деятельности, ее технологическая основа тоже различна: индивидуальная, групповая, коллективная.
Приступая к организации проектной деятельности, учителю следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для учеников школы, будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом. Для активизации познавательной деятельности школьников, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить проблему в проекте, значимую для себя и окружающих.
В начальных классах сроки реализации проектов могут составлять 2 – 3 часа в режиме урочных или внеурочных занятий, 1 – 3 недели в рамках внеклассной работы. В процессе работы над проектом целесообразно проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью, анкетирование).
Работа по методу проектов представляет собой высокий уровень сложности педагогической деятельности. Требования к учебному проекту особые: наличие социально значимой проблемы; целеполагание и планирование действий по разрешению проблемы; поисково-исследовательская работа учащихся. Реализация проекта предполагает широкое использование активных методов обучения: исследования, мозговой штурм, дидактическая и ролевая игры, инсценировка, диалогическое взаимодействие, коллективное творческое дело, работа с информацией [1, с. 32].
Наибольшие возможности для реализации проектной деятельности в начальной школе представляют такие предметы, как литературное чтение, окружающий мир, информатика, изобразительное искусство и технология.
В процессе работы над проектом формируются универсальные учебные действия.
Регулятивные: целеполагание, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, планирование, обоснованный выбор способа и метода деятельности, самоанализ и рефлексия.
Познавательные: поиск и структурирование информации (работа с источниками), представление информации в различных формах.
Коммуникативные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, обоснование своей точки зрения.
Личностные: положительная учебная мотивация, повышение самооценки, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание.
В нашем образовательном учреждении тематика проектов в начальной школе достаточно разнообразна и чаще всего включает в себя интеграцию образовательных дисциплин. Например:
«Художник-иллюстратор», «Сказки народов мира», «Палитра лета», «Краски осени» (литературное чтение и изобразительное искусство);
«Волшебный мир сказок Ганса Христиана Андерсена», «Мой любимый герой сказок Шарля Перро», «Мамин день», «Дары осени» (литературное чтение и технология);
«Удивительные животные», «Космические фантазии», «Профессия моих родителей», «По природным зонам России» (окружающий мир и информатика);
«Весна на крыльях», «Певец природы русской», «С чего начинается Родина?», «Человек и природа» (окружающий мир и литературное чтение).
В заключение следует отметить, что проектная деятельность для младшего школьника – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. – 47 с.
2. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Кн. для учителя нач. кл. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 112 с.
3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.