ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Копылова Ольга Николаевна, г. Томск
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»,
учитель биологии 76olgusha76@mail.ru
Моисеева Раиса Ивановна, г. Томск
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», учитель rimoiseeva@list.ru
Аннотация. В статье представлен опыт становления цифровой образовательной среды в работе с детьми, имеющими особенности развития слухового анализатора в направлениях: использование цифровых образовательных технологий для повышения процесса обучения, обновление нормативно-правовой базы, материально-техническое и инновационно-методическое оснащение образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательная среда, цифровые технологии, образовательный процесс, образовательные технологии, компьютерное сопровождение.
В настоящее время в России с целью решения задачи создания благоприятной образовательной среды для максимальной самореализации и развития личности каждого обучающегося в образовательной организации активно внедряются цифровые образовательные технологии. ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» реализует инициативы, направленные на создание необходимых условий для организации образовательных процессов, что повышает качество образования, качество жизнедеятельности обучающихся с нарушениями слуха. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», красной линией определена задача по созданию «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». Такая работа должна быть комплексной, системной, содержательной, за счёт включения каждого обучающегося с нарушениями слуха.
К категории лиц с нарушениями слуха относятся люди, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими у людей этой категории затруднена по причине тугоухости или невозможна в принципе (глухота). Ребёнок с нарушениями слуха в ограниченной форме воспринимает, интерпретирует и воспроизводит речевые сигналы, являющиеся решающими в межличностных коммуникативных процессах, вследствие чего наблюдается недостаточное развитие эмоциональной и социальной сферы личности неслышащего человека. Невысокий уровень восприятия устной речи, невнятное произношение не позволяют многим глухим и слабослышащим использовать устную речь как надёжное средство общения. Накапливание словарного запаса и овладение устной речью более всего можно достигнуть в процессе учебной деятельности с использованием цифровых технологий.
Для обеспечения внедрения цифровых технологий в образовательный процесс школы-интерната введены ставки учителя информатики, программиста и техника, которые оказывают помощь педагогам при разработке уроков с использованием компьютерных технологий на основе адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение выстраивается посредством реализации следующих педагогических принципов: наглядности, индивидуализации, коммуникативности, в том числе на основе использования информационных технологий. На базе школы-интерната активно функционируют два компьютерных класса.
Оснащение образовательной организации современной компьютерной техникой – является важным условием информатизации. Классы образовательной организации оснащены интерактивным комплексом – полностью готовой системой к эксплуатации: интерактивная мультикасательная доска, стандартный короткофокусный проектор, который при работе с интерактивной доской серьёзно повышает удобство работы учителя и детей. Неприятное ощущение от попадания в глаза света устранено, дети легче воспринимают материал на слухозрительной основе.
В процессе обучения используется разнообразный наглядный материал. Сложные для понимания темы сопровождаются большим количеством наглядного материала: предметными и сюжетными картинками, схемами, диаграммами, рисунками, компьютерными презентациями, предъявляемую видеоинформацию в обязательном порядке сопровождать небольшим текстом, речью педагога.
Режим обучения – щадящий, предполагающий строгую дозировку умственной, зрительной и слуховой нагрузки для того, чтобы избежать чрезмерного переутомления обучающегося. Информационные технологии расширяют возможности педагога, помогают создавать такие условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционных средств.
В работе учитывается такой аспект – у детей с нарушениями слуха зрительный канал работает с перегрузкой, причём тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. Это приводит к снижению скорости восприятия информации и повышенной утомляемости во время урочной и внеурочной деятельности. Поэтому, обучение осуществляется на основе адаптированных образовательных программ с использованием цифровых образовательных технологий.
Для неслышащего человека компьютер обеспечивает дополнительный и весьма значимый для него ресурс – широкое использование письменной речи как средства обучения, контроля результатов обучения, учебной и иной познавательной коммуникации. Использование компьютеров в учебном процессе качественно изменяет иллюстративную базу учебных дисциплин, количественно в динамике демонстрирует явления, процессы, технологии, приближая их к реальным условиям жизни, позволяет ребёнку увидеть изучаемые объекты не только снаружи, но и изнутри. Компьютерное иллюстративное сопровождение обогащает учебный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, способствуя его конкретизации и лучшему пониманию и усвоению неслышащими и слабослышащими школьниками.
С этой целью все классы школы-интерната оснащены специальной звукоусиливающей аппаратурой. Каждое рабочее место оснащено наушниками и микрофоном, подключенными к одному персональному компьютеру, за которым находится рабочее место учителя. Цель оснащения состоит в обеспечении возможности общения слабослышащих детей между собой и с учителем. При этом оборудование и программное обеспечение класса производят индивидуальную коррекцию амплитудно-частотных характеристик звуковых волн для того, чтобы превысить пороги слышимости слабослышащих.
Создание благоприятной образовательной среды не приемлемо без включения в неё инновационно-методической деятельности, которая представлена инновационными программами, разработанными педагогами образовательной организации:
Ø «Быть здоровым – здорово!» – программа по формированию основ здорового образа жизни.
Ø «Олимпийский резерв» – программа формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья через физическое воспитание, реализуемая в урочное и внеурочное время.
Ø «Познаём мир играя – программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста по восприятию окружающего мира через театрализованные игры.
Ø «Смышлёныш» – дополнительная образовательная программа по формированию первичных математических навыков у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.
Ø «Наши умные ручки» – программа развития тактильных ощущений у детей с нарушениями слуха для формирования ассоциативного мышления в познавательной сфере.
Ø «Музыка жеста» – программа дополнительного образования по формированию УУД у воспитанников с ОВЗ через развитие творческих способностей, реализуемая во внеурочное время.
Ø «Чудеса зелёного дома» – дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию и развитию эмоционально-действенной сферы у детей с нарушениями слуха на уровне дошкольного и начального образования.
Ø «Весёлые нотки» – дополнительная образовательная программа по развитию слухо-ритмических, двигательных навыков и формированию эмоционального восприятия у дошкольников с нарушениями слуха.
Ø «Театральный кузовок» – авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов, направление – «Духовно-нравственное».
Ø «К истокам народной культуры» – авторская программа по развитию творческих способностей и познавательного интереса у детей с ОВЗ через декоративно-прикладное творчество.
Ø «Моя малая Родина» – программа нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ.
Ø «Настольный теннис» – программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.
Ø «Лечебная физкультура» (ЛФК) – программа спортивно-оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста.
В образовательной организации разработано и действует положение о работе в сети Интернет: использование сети Интернет в Учреждении осуществляется в целях образовательного процесса.
Педагог:
- планирует использование ресурсов сети Интернет в учебном процессе с учетом специфики преподаваемого предмета;
- разрабатывает, согласует с методическим объединением календарно-тематическое планирование;
- знает дидактические возможности использования ресурсов сети Интернет:
официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации -http://www.mon.gov.ru;
федеральный портал «Российское образование»
- http://www.edu.ru;
информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» -http://window.edu.ru ;
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru;
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru.
По разрешению лица, ответственного за организацию в Учреждении работы сети Интернет и ограничение доступа, педагоги, сотрудники и обучающиеся (далее Пользователи) вправе:
- бесплатно пользоваться доступом к глобальным Интернет-ресурсам;
- размещать собственную информацию в сети Интернет на интернет-ресурсах Учреждения;
- иметь учетную запись электронной почты на интернет-ресурсах Учреждения.
Для распространения результатов инновационной деятельности педагоги активно делятся опытом на различных мероприятиях международного, российского, регионального и городского уровня. В режиме онлайн проводится обмен опытом работы с образовательными организациями из других городов, областей Российской Федерации.
24.01.2020 года на базе ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» была организована Всероссийская научно-практическая конференция «Новые образовательные технологии: наставничество, мастерство, карьера», секция: «Новые приёмы, способы, методы организации занятий для детей с ОВЗ. Опыт наставничества». В заочном туре конференции приняли участие 30 педагогов, в очном туре – 11 педагогов, дистанционно – 6 педагогов. На конференции осуществлялась Интернет-связь: г. Воронеж, г. Саяногорск, г. Новокузнецк. На данном мероприятии педагоги осветили передовой педагогический опыт наставничества в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В рамках семинара рассмотрены вопросы использования специальных форм и методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ для повышения качества образовательных результатов, представлен опыт наставничества.
Трансляция опыта работы осуществляется педагогами школы-интерната также в сборниках международного и федерального уровня; в научно-методическом сборнике материалов: «Воспитание и обучение: теория, методика и практика» Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» 2018; «Наука сегодня. Вызовы, перспективы, возможности» Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» 2018; сборник материалов VII Международной научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня: теория и практика» Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» 2018; сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Образование и наука в современных реалиях» Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» 2019; «Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации» Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» 2020.
Таким образом, создание цифровой образовательной среды открывает новые возможности для обучения, таит в себе оригинальные и необычные открытия и предоставляет равные шансы каждому обучающемуся, а также позволяет:
Ø сделать образовательный процесс максимально доступным, достаточно информативным и открытым для всех его участников;
Ø создать в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» современную нормативно-правовую и материально-техническую базу;
Ø повысить информационно-коммуникационные компетенции педагогов, позволяющие им использовать и разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, делиться личным педагогическим опытом.
Список литературы.
1. Егорова, Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен [Электронный ресурс]. – URL: http://shgpi.edu. ru/files/nauka/vestnik/ 2013/2013-2- 10.pdf (дата обращения: 22.03.2020).
2. Современные технологии организации педагогического процесса [Электронный ресурс]. - URL: http://sisv.com/Posobiya/ped_tekh/Tema_3.htm (дата обращения: 22.03.2020).
3. Тарасов, С. В. Образовательная среда и развитие школьников. СПб. : ЛОИРО, 2003. - 139 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения).
6. Электронная педагогическая библиотека: [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru (дата обращения: 22.03.2020). 10. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 2010 г.
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.