Статья Особенности организации экскурсий
Оценка 4.6

Статья Особенности организации экскурсий

Оценка 4.6
docx
18.02.2020
Статья Особенности организации экскурсий
статья особенности организации экскурсий.docx

Особенности организации экскурсий

 

Каждую экскурсию естественно начинать с определения места – лес, болото, поле, луг, пустырь, парк – по типичным признакам: основные черты ландшафта и наиболее характерные растения. При этом следует отметить черты, показывающие сезонное развитие природы (состояние растительности и животных), и обратить внимание учащихся на эстетическую сторону – своеобразную красоту каждого из уголков природы в разное время года и даже в разные часы дня.  

Нецелесообразно превращать экскурсию в природу в урок под открытым небом с длительным опросом учащихся по пройденному материалу якобы для связи теории с предстоящей работой по заданиям т.к. тратится большая часть времени, которого почти не остается на выполнение заданий – экскурсия теряет свою специфику и смысл.  

Восприятию красот природы помогут художественные образы из литературы. На биологической экскурсии уместно приведение лишь небольших отрывков в соответствующих местах для более эмоционального восприятия красоты природы. Необходимо соблюдать меру и такт, чтобы биологическая экскурсия не превращалась в экскурсию по литературе с хоровой декламацией стихов.  

Таким введением уточняют место и время наблюдений и затем сбора материала. Каждое природное образование и весь ландшафт в целом рассматриваются в развитии, изменении.

Экскурсия менее всего должна походить на лекцию учителя под открытым небом с демонстрацией окружающих ландшафтов и попадающихся на пути растений и животных.  

Начало экскурсии обычно проводят наглядным методом с постановкой вопросов учителем и его рассказом или беседой.  

Экскурсия не должна состоять в том, чтобы участники ее пассивно следовали за экскурсоводом, смотрели и выслушивали объяснения. Организовать экскурсию необходимо так, чтобы возникло активное общение с группой.

Для этого можно: запланировать время на вопросы, подготовить несколько «провокационных» биологических задач (в этом случае экскурсовод должен помнить, что если он задает вопрос, то необходимо, во-первых, выслушать ответы, во-вторых, дать правильный ответ). Лекционную часть экскурсии необходимо чередовать с игровой и деятельной частью, когда участникам экскурсии предлагается сделать что-то самим.

Существенной частью экскурсии следует считать непосредственное общение с природой – самостоятельные наблюдения каждого учащегося. Учитель, предварительно ознакомившись с маршрутом и местом экскурсии и наметив объекты для наблюдений и сбора, дает задания учащимся (вопросы или таблички для записи наблюдений). Задания могут быть общими для всех экскурсантов или разными для отдельных групп, состоящих из двух-пяти учащихся.  

Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания – остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.

Во время экскурсии на любую тему нельзя фиксировать все внимание учащихся на перечислении названий встречающихся объектов. Достаточно указать на пять, максимум десять наиболее характерных растений или животных, но разобрав их биологические особенности. Следует познакомить учеников с растениями и животными так, чтобы они запомнили их на всю жизнь.  

Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память, иначе многое забудется.

Необходимо рассматривать растения в целом виде, обращая внимание не только на цветки, листья и стебли, но и на корни, для чего делается небольшой срез почвы. Устанавливают связь данного растения с почвой. Обращают внимание на расположение корней растения, строение почвы (мощность перегноя, наличие подзола, структурность, состав – глинистая, песчаная и т. д.). Учителю не следует рассказывать о том, что нельзя показать на экскурсии. Демонстрировать нужно объекты, относящиеся к теме экскурсии, а не все попадающиеся на пути. Нецелесообразно устраивать длительные практические занятия, которые удобнее провести в классе.  

Все эти соображения и учитываются при выборе объектов и методов их изучения. В заданиях для самостоятельных наблюдений следует требовать измерений и определений, а также описаний, зарисовок и сбора живого материала.  

К точным, подлинно натуралистическим наблюдениям должна приучать и сама форма заданий, концентрирующая внимание учащихся на главном и требующая кратких, но конкретных данных результата проведенной работы.

Категорически запрещается объединять для экскурсии два или несколько классов.

Перед выходом на экскурсию проводится перекличка учеников класса и отмечаются присутствующие на ней. Для руководства каждой группой детей назначается старший. Вторая перекличка проводится по прибытии на место экскурсии, третья – перед отправлением в обратный путь, четвертая – по возвращении с экскурсии.

При организации экскурсии нужно ознакомить учащихся с тре­бованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями – такими, как дурман, белена, волчье лыко, бледная поганка и т.д., и категорически запретить ученикам пробовать на вкус какое бы то ни было растение из собранного материала. В кабинете биологии школы должен быть стенд с фотографиями или рисунками местных ядовитых растений.

Необходимо ознакомить участников экскурсий с местными ядовитыми животными (змеи, паукообразные), переносчиками (например, грызуны) или передатчиками (клещи, насекомые) инфекционных болезней. С этой целью в помещении кабинета биологии создаются специальные стенды с рисунками и фотографиями, сопровождаемыми соответствующими текстами, поясняющими, чем опасно данное животное и как предупредить эту опасность.

На экскурсию дети должны выходить в прочной обуви и чулках или носках, что предохранит ноги от механических повреждений сучками, хворостом, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла и т.п., а также от укусов ядовитых животных (например, змей, тарантулов и т.п.).

Категорически запрещается школьникам снимать обувь и ходить босиком во время экскурсий.

Во избежание лесных пожаров и ожогов учащимся запрещается разводить костры во время экскурсий.

Во время экскурсий детям нельзя пить воду из открытых водоемов, поэтому каждый из них должен захватить из дому питьевую воду в бутылке.

Отправляясь на экскурсию с детьми, учитель обязан иметь при себе походную аптечку первой помощи.

Инструкция по технике безопасности во время экскурсий для учащихся вывешивается на видном месте в помещении кабинета биологии.

Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом. Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фото­графировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали редкими или исчезающими.

Необходимо максимально использовать учебно-опытный  или пришкольный участок как базу для проведения экскурсий Наличие участка позволяет выбрать для экскурсии наиболее удобные сроки.

Экологические тропы в школьном дворе дают поистине неограниченные возможности для организации учебной деятельности, причем не только на уроках биологии и экологии, но и на других уроках и после них. Они позволяют развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию, требующую больших затрат времени, а иногда и денег. Школьные тропы безопасны, поскольку находятся рядом. Чтобы выйти на подобную тропу, не нужно, например, переходить автодороги. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов. Более того, на подобной тропе можно организовать множество коротких экскурсий, благодаря которым дети получат, вернее, добудут новые знания [1].

Для учителя остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные Б. Е. Райковым на Павловской инструкторской экскурсионной станции в 1920 году. В методике обучения биологии они известны как "Десять заповедей экскурсионного дела":

1) Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий;

2) Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план;

3) Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами;

4) Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать;

5) Избегай длинных объяснений;

6) Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать;

7) Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут;

8) Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно;

9) Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать;

10) Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала [2].

 

 

Трудности, встречающиеся при  проведении экскурсий в школе

 

Учителю нужно осознать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:

1) школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам. Для преодоления этой трудности надо двухчасовые экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий;

2) провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков. Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны. Потом будут приобретаться знания своего края и методическая экскурсоводческая сноровка, качество и эффективность экскурсий будут возрастать. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками;

3) отсутствие в некоторых школах необходимого оборудования. Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов;

4) на экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе. Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка. Нужно хорошо продумывать план экскурсии и стремиться к тому, чтобы все ученики были вовлечены в учебную работу;

5) для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия. Тут иного выхода нет, как только перенести экскурсию на другой день;

6) проблема, связанная с отсутствием транспортного средства для дальних экскурсий [3].

Экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное эпизодическое явление мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде школьных прогулок. Экскурсии – это те же уроки, но уроки в иной внешней обстановке. Они связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом, тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Тематика экскурсий определяется программой.

Планирование экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков.

 

 

Типы (принципы организации) ботанических экскурсий

 

Среди особенностей организации экскурсий можно отметить следующие: огромное разнообразие ботанических объектов (растений), которые могут быть встречены на экскурсии. Однако перед преподавателем не стоит задача познакомить учащихся со всем этим разнообразием. Главное здесь – тщательно подобрать соответствующий материал исходя из поставленных задач. Выделяется еще одна деталь: ботанические объекты отличаются известным постоянством состава в том или ином месте, чего не всегда можно ожидать при подготовке зоологических экскурсий. Но необходимо учесть, что климатические условия определяют фенофазу того или иного вида растения или этап жизненного цикла животного. Важно обратить внимание на технику демонстрирования растений. Обычно предлагается каждому участнику экскурсии взять в руки то или иное растение или его часть. Здесь важно помнить, что отдельные виды растений могут быть единичными, особенно редкие и исчезающие из природной флоры, поэтому необходимо заранее изучить списки таких видов для района проведения экскурсии и познакомить с этими растениями учащихся, используя рисунки и фотографии. Необходимо помнить, что многие животные ведут скрытный образ жизни и их не всегда можно увидеть во время экскурсии.

Можно выделить несколько типов (принципов организации) ботанических экскурсий:

1)локальный принцип: материал группируется по связи со средой обитания (берег водоема, растения леса, луга, и т. д.). Это позволяет успешно спланировать обзорную экскурсию, при которой имеется возможность провести связи между различными живыми организмами и средой их обитания;

2) сезонный принцип. Материал группируется по временам года. Тоже довольно популярный тип экскурсий, кроме того, отдельные группы растений могут быть найдены и изучены только в определенный период (например, весенние и осенние эфемероиды, эфемеры);

3) эколого-биологический. Экскурсии «Растения-хищники» или «растения-паразиты»; изучение способов освоения растениями территорий (лианы, эпифиты); экскурсии с использованием методов биоиндикации (лишайники, некоторые древесные растения);

4) систематический принцип. Достаточно напомнить о том, что разбор представителей отдельных семейств цветковых растений (крестоцветных, пасленовых, бобовых, розоцветных и др.), а также отделов высших растений (например, папоротниковидных или голосеменных) может логически завершаться экскурсией в лес, на луг, или просто в ботанический сад. По возможности надо стремиться обеспечить каждого участника изучаемым объектом. В условиях экскурсий можно достичь такого уровня наглядности и системности, который крайне трудно достижим на обычных занятиях [4].


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. «Тропа в гармонии с природой». Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р. Валент", 2007 г. 176 с.

2. Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий. М.,Л.,  Госиздат,  2000 г.

3. Гейнике Н. А. Методы и практика экскурсионного дела. М., 2000.

4. Савинов И. А.: « Организация и проведение ботанических экскурсий в Московском регионе». Сборник «Современные методические аспекты экологического образования», М. 2006 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности организации экскурсий

Особенности организации экскурсий

Организовать экскурсию необходимо так, чтобы возникло активное общение с группой

Организовать экскурсию необходимо так, чтобы возникло активное общение с группой

Необходимо рассматривать растения в целом виде, обращая внимание не только на цветки, листья и стебли, но и на корни, для чего делается небольшой срез почвы

Необходимо рассматривать растения в целом виде, обращая внимание не только на цветки, листья и стебли, но и на корни, для чего делается небольшой срез почвы

Необходимо ознакомить участников экскурсий с местными ядовитыми животными (змеи, паукообразные), переносчиками (например, грызуны) или передатчиками (клещи, насекомые) инфекционных болезней

Необходимо ознакомить участников экскурсий с местными ядовитыми животными (змеи, паукообразные), переносчиками (например, грызуны) или передатчиками (клещи, насекомые) инфекционных болезней

Необходимо максимально использовать учебно-опытный или пришкольный участок как базу для проведения экскурсий

Необходимо максимально использовать учебно-опытный или пришкольный участок как базу для проведения экскурсий

Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут; 8)

Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут; 8)

Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка

Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка

Но необходимо учесть, что климатические условия определяют фенофазу того или иного вида растения или этап жизненного цикла животного

Но необходимо учесть, что климатические условия определяют фенофазу того или иного вида растения или этап жизненного цикла животного

По возможности надо стремиться обеспечить каждого участника изучаемым объектом

По возможности надо стремиться обеспечить каждого участника изучаемым объектом

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020