Особенности профориентационной работы с обучающимися на уроках технологии
Современный мир характеризуется быстрыми изменениями во всех сферах жизни, поэтому насущными потребностями человека является адаптация к этим изменениям и необходимость быть успешной и мобильной личностью. Учитывая это, современные общеобразовательные учреждения
необходимо рассматривать не только как институт базового образования, но и как социально - педагогический центр воспитания для формирования у учащейся молодежи комплекса качеств успешной личности, которые будут способствовать социально-профессиональной адаптации и в дальнейшем обеспечат полную самореализацию личностных потенциальных возможностей.
Существующие противоречия между имеющимися профессиональными намерениями молодого поколения и потребностью современного рынка труда требует корректировки профориентационной работы со школьниками не только старших классов, но и с учениками основной школы. Итак, формирование готовности к сознательному выбору профессии зависит:
от знаний школьников о профессиях;
практических умений и навыков учащихся;
их способов поведения, которые должны сочетаться с требованиями общества, потребностями рынка труда в кадрах и возможностями образовательного процесса.
Заинтересованными проблемой профориентации учащейся молодежи являются учителя-предметники, классные руководители, психологи и другие педагогические работники. Однако, как показывают результаты анализа научных источников, больше всего общих и конкретных сведений о мире профессий школьники получают на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Профессиональная ориентация является системой социально-экономических, психолого-педагогических и методико-физиологических мероприятий, направленных на обеспечение активного, сознательного профессионального самоопределения и трудового становления молодого поколения с учетом своих возможностей и индивидуальных способностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности в трудовой деятельности и готовности работать в условиях современных рыночных отношений. Следовательно, профориентация происходит во время осуществления образовательного процесса, в частности на уроках технологии, внеурочной и внешкольной работы с обучающимися.
Проведение профориентационной работы в школе должно способствовать профессиональному становлению молодежи и быть средством профессионального самоопределения учащихся.
Как показывают результаты современных научных исследований, содержание, формы и методы профориентационной работы в школе на сегодня не обеспечивают достижения основной цели - формирования у учащихся готовности к профессиональному самоопределению. Препятствием для успешного развития профориентации являются следующие факторы: такой вид педагогической деятельности, как правило, рассчитан на среднего ученика; не полностью учитываются требования по индивидуализации и дифференциации этой работы с учениками; часто профориентационная работа с ученической молодежью имела лишь декларативный характер, не предоставляя возможности каждому попробовать себя в различных видах практической деятельности.
Поэтому с сентября 2023 года по инициативе Минпросвещения России в школах страны стартовал профориентационный курс «Россия – мои горизонты». На сегодняшний день занятиями охвачено более 8,4 млн учеников 6–11-х классов из всех 89 регионов России. Одно из направлений занятий «Россия – мои горизонты» – практико-ориентированный модуль, который включает в себя экскурсии на заводы, где каждый школьник может познакомиться с современным производством и больше узнать о перспективных профессиях в сфере промышленности. В рамках курса дети попробуют себя в роли разных специалистов на моделирующих профпробах. Также учащиеся получат подробную информацию о современном рынке труда, о перспективных профессиях и специальностях, о тех навыках, освоение которых поможет им стать востребованными специалистами.
Сознательное профессиональное самоопределение-это многоаспектный процесс, который необходимо рассматривать с разных подходов, а именно:
- как систему задач, которые ставит общество перед личностью (социологический подход);
- как процесс поэтапного принятия решений, благодаря которым индивид формирует баланс между собственными преимуществами и потребностями системы разделения труда в обществе (социально-психологический подход);
- как процесс формирования индивидуального стиля жизни, значительную часть которого занимает профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход).
Поэтому, профориентация является комплексом психолого-педагогических и методических мероприятий, которые направлены на оптимизацию процесса трудоустройства соответственно желаниям, наклонностям, способностям молодежи с учетом потребности общества в специалистах соответствующих специальностей.
Следовательно, профориентационная работа с учащимися должна осуществляться согласно следующих целей и задач:
- обеспечение социальных гарантий относительно свободного выбора профессии, форм занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижение соответствия между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями современного рынка труда для удовлетворения этих интересов;
- прогнозирование профессиональной успешности человека в будущей трудовой деятельности;
- содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом;
- реализация индивидуального и творческого потенциала личности;
- формирование индивидуального здорового образа жизни и материального благосостояния.
В частности, трудовое обучение имеет целью: обеспечить подготовку учащихся к трудовой деятельности в различных отраслях производства и домашнем хозяйстве; предоставить школьникам общие сведения об основах производства, современной технике, технологиях, процессах управления, основных группах профессий и требованиях профессий к человеку; привлечь учащихся к творчески-интеллектуальным и технологическим работам; сформировать навыки решения творческих практических задач и тому подобное.
Таким образом, на уроках технологии школьники получают знания политехнического характера, овладевают системой технико-технологических и экономических знаний, приобретают умения и навыки самостоятельной работы с различными материалами, используя с практической целью инструменты, приспособления и приборы; в них формируется добросовестное отношение к процессу труда и полученным результатам. Следовательно, приобретенные на уроках технологии знания, умения и навыки способствуют дальнейшему профессиональному самоопределению учащейся молодежи.
Проведение профориентационной работы учитель технологии начинает с ознакомлением с перечнем профессий и специальностей в стране и регионе, которые имеют наибольшие потребности в будущих специалистах и, с которыми в процессе учебной деятельности необходимо будет ознакомить школьников и обратить их внимание на потребность в профессиональном образовании в соответствии с выбранной специальностью. Ознакомление с различными профессиями будет эффективным в условиях использования учителем технологии презентационных материалов, в которых может освещаться информация о деятельности учебных заведений, где можно получить соответствующее образование.
Понимание важности выбора будущей профессии зависит от возраста учащихся. Например, учащиеся выпускных классов больше интересуются информацией об особенностях будущей профессиональной деятельности, а в 5 классе школьники только знакомятся с миром профессий и разновидностями профессиональной деятельности человека. Таким образом, в основной школе целесообразно обращать внимание школьников на необходимость изучения рынка труда и начинать профессиональную ориентацию учащихся с выбора современных востребованных профессий, что требует соответствующей информации профориентационного содержания.
Эффективным средством решения поставленных задач является внедрение дидактических игр в процессе трудового обучения и воспитания учащихся. В частности, можно предложить учащимся рассмотреть рисунок с изображением знакомого предмета и назвать профессии, которые этот предмет символизирует. Например, изображение линейки и карандаша символизирует профессии конструктора или портного. Эту игру можно проводить в обратном направлении, то есть предложить ученикам придумать символ любой профессии и объяснить свой выбор.
Вместе с этим, необходимо учитывать, что главным мотивом деятельности для учащихся 5-6 классов является любопытство, любознательность, поэтому основой профориентационной работы на уроках технологии является профориентационная информация. Кроме этого, дополнительные сведения о профессиях, которые их интересуют, учащиеся могут получить во время встреч с представителями разнообразных профессий, на экскурсиях на предприятия, в кинолектории (но при этом важно подавать материал в яркой и легкоусваиваемой форме).
Важным направлением профориентационной работы с учащимися является профессиональная диагностика, которая направлена на изучение личности школьника.
В процессе проведения профдиагностики эффективными методами являются: - наблюдение за деятельностью и развитием ученика;
- изучение продуктов ученической деятельности;
- организация деятельности учащихся (педагогический эксперимент);
- проведение анкетирования, бесед для составления прогностической
характеристики ученика.
Таким образом, проведение профориентационной работы учителем технологии в основной школе имеет важное значение в профессиональном самоопределении школьников. Используя соответствующие формы и методы проведения профориентационной работы, учитель предоставляет возможность ученикам ориентироваться в мире профессий. В частности, получение политехнических, технико - технологических и экономических знаний, работа с различными материалами с использованием инструментов, приспособлений и приборов на уроках технологии формирует у учащихся добросовестное отношение к процессу труда и полученным результатам, способствует возникновению устойчивого интереса к выбору профессии и построению профессиональной карьеры. Ведь, только в процессе привлечения учащейся молодежи к трудовой деятельности на уроках в учебных мастерских проверяется правильность профессионального выбора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.