Оценивание — это процесс, отражающий результативность деятельности воспитанников на занятиях по хореографии, т.е. процесс оценки результата труда. В процессе оценивания у нас есть два основных понятия:
· оценка — результат процесса оценивания;
· отметка — количественное выражение оценки.
Если деятельность коллектива носит только развлекательную цель, и не имеет в своей структуре выступлений, открытых уроков, то ее можно не оценивать посредством отметок.
Если это серьезная деятельность, которая требует отслеживания динамики работы коллектива — то тогда имеет смысл вводить оценивание через отметку. И здесь можно выделить 2 подхода к выставлению отметок:
· рабочая тетрадь (буквенная градация успехов, плюс/минус и т.д.);
· журнал с четкими отметками (аналог школьного журнала).
Оценочная деятельность состоит из текущего контроля, промежуточной аттестации (полугодие) и итоговой годовой аттестации с отметкой.
Оценивание — это динамичный и сложный процесс, который может сильно повлиять на отношение к хореографии.
Детей оценивать нужно грамотно, зная, как правильно это сделать в зависимости от возраста учеников, с какой периодичностью и т.д.
Критерии оценки, частоту оценивания, ее способы и прочее — каждый хореограф определяет для себя самостоятельно.
Нижеперечисленные критерии вместе с отметками необходимо озвучить на родительском собрании в начале года.
Также рекомендовано разместить на информационном сайте, стенде общего доступа или в общем чате — для понимания родителями алгоритма оценки результата деятельности их ребенка.
1. Отметка «5» — отлично.
Критерии оценивания:
· ребенок осознанно и свободно владеет содержанием комплексов упражнений;
· упражнения исполняет уверенно, без ошибок;
· свободно владеет пластикой тела;
· демонстрирует физическую готовность опорно-двигательного аппарата к дальнейшему обучению;
· прослеживается наличие действий творческого характера при выполнении заданий;
· ребенок проявляет целеустремленность, ответственность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям.
2. Отметка «4» — хорошо.
Критерии оценивания:
· ребенок понимает и свободно владеет содержанием комплексов упражнений, и выполняет их по заданному педагогом-хореографом образцу без ошибок;
· владеет пластикой тела;
· в достаточной степени демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата;
· проявляет старания и интерес к занятиям;
· нет творческой новизны, целеустремленности, инсайта в хореографической деятельности.
3. Отметка «3» — удовлетворительно.
Критерии оценивания:
· ребенок понимает содержание комплексов упражнений;
· выполняет их достаточно осознанно по заданному педагогом-хореографом образцу, но с ошибками;
· недостаточно владеет пластикой тела;
· демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата.
4. Отметка «2» — неудовлетворительно.
Критерии оценивания:
· ребенок не имеет представлений о содержании комплексов упражнений;
· выполняет упражнения с существенными ошибками, которые не может исправить с помощью педагога-хореографа;
· не владеет пластикой тела;
· опорно-двигательный аппарат развит слабо;
· плохая посещаемость занятий;
· не проявляет должного старания и интереса к занятиям.
Наряду с выше предложенной балльной системой, можно использовать более лояльную систему оценки (зачет/незачет).
Если на основании проведенной оценки вы готовы исключить ребенка из коллектива — необходимо заранее прописать это в договоре, в правилах либо других источниках. Ваши рекомендации должны быть обоснованы.
Процесс оценивания тесно связан с такими психологическими характеристиками, как:
· Самооценка. Чем выше самооценка, тем легче воспринимается ребенком процесс оценивания, воспитанник с низкой самооценкой менее адекватно реагирует, получив низкую отметку.
· Мотивация достижений. Мотивация и оценка тесно взаимосвязаны, внешняя мотивация переходит во внутреннюю, более мотивированная группа будет показывать высокие результаты деятельности. Нужно всегда помнить, что поощрение и доброе слово лучше любого лекарства. Даже если ребенок допускает ошибку, мы оцениваем его и мотивируем, обосновывая свое решение.
· Тревожность. Любое оценивание затрагивает тревогу, но в адекватном состояние тревога есть у всех. Плохо, когда тревога перерастает в тревожность. Тревожные дети нуждаются в большем поощрении, чем в оценивании.
· Эмоциональный комфорт. Оценивание должно быть всегда связано с эмоциональным комфортом детей. Необходимо оценивать воспитанников тогда, когда они расслаблены и спокойны — т.к. оценивание может усугубить состояние у расстроенного ребенка.
· Взаимоотношения с окружающими. В процессе оценивания нельзя касаться личности детей — таким образом педагог понижает их самооценку. Поэтому оценивается именно действие ребенка.
· Творчество. Чрезмерная концентрация на негативных моментах в момент оценивания приводит к стагнации. Начинать нужно с позитивного оценивания — и далее давать конструктивную оценку действиям воспитанника, без постоянного негативизма.
Особенности оценивания учеников
При проведении процесса оценивая необходимо использовать принцип «Не навреди». Все дети разные, и очень важно провести оценку результата деятельности ребенка правильно — в соответствии с его возрастом, темпераментом, настроением, состоянием.
Необходимо помнить о том, что:
· оценивание должно быть всегда конструктивным,
· озвучивание оценок педагогом проходит спокойным ровным тоном,
· оцениваются действия ребенка, а не его личность.
1. Дошкольники (с 3 лет):
· остро реагируют на процесс оценивания;
· имеют низкий уровень саморегуляции своего поведения;
· не развит самоконтроль и рефлексия;
· учебную деятельность нужно ограничивать во времени и делать перерывы.
Вместо балльной системы оценки результатов деятельности лучше вводить поощрительную (наклейки, медальки, фигурки, фотографии детей на информационном стенде и т.д.). Первое полугодие лучше обойтись без градации детей при оценивании, поощрять всех в равных количествах. А затем очень мягко вводить небольшие разделения.
2. Младший школьный возраст (с 7-8 лет):
· имеют опыт оценки в школе;
· психологически готовы к процессу оценивания результата своей деятельности;
· уровень саморегуляции становится выше;
· идет тенденция к формированию воли, самоконтроля, рефлексии (к 10-12 годам).
Необходимо помимо вербальной оценки вводить балльную систему оценивания. То есть, в этой возрастной группе балльная система помогает взращивать и формировать самоконтроль самого ребенка.
3. Подростковый возраст (с 11-12 лет):
· необходимо активно вводить на занятиях метод рефлексивного круга, когда идет групповая помощь ребенку, направленная на исправление ошибок в хореографии;
· можно организовать доску достижений с фотографиями детей, где каждую неделю отмечаются лучшие, мотивируя тем самым более слабых.
Победителям можно предложить какой-то бонус за хорошую работу, но при этом педагог-хореограф создает общую мотивацию на занятиях о том, что все молодцы, и что вместе — они команда самых лучших.
Оценка должна быть:
1. Объективной, т.е. непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения педагога о конкретном ребенке;
2. Адекватной, т.е. соответствующей реальным показателям конечного результата — количественным, качественным, а также вложенным в его достижение усилиям;
3. Мотивированной — содержать четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным образом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика;
4. Критичной, т.е. содержать указания на определенные недостатки в работе. Она ориентирует ученика на эталонный образец, воспитывает чувство неудовлетворенности, стимулирует активность, предотвращает развитие чувства самоуспокоения;
5. Стимулирующей — побуждающей к продвижению вперед, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало;
6. Дифференцированной, т.е. расчленяться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе четкие указания как на достоинства, так и на недостатки разных учеников по-разному;
7. Заинтересованной — выражающей интерес учителя к личности ребенка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в его возможности;
8. Выразительной — показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и полученных результатах;
9. Понятной — четко и просто сформулированной, доступной для понимания ребенка, без иносказания и заумностей;
10. Уважительной — вежливой, не
оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его право на
собственные ошибки.
Формула оценивания: «оценка — разбор/анализ — мотивация на дальнейший успех»
Хореография — это труд, сопряженный со взлетами и падениями. Поэтому необходимо уважать любой труд ребенка. Хореографу необходимо помочь ученику понять, что совершение ошибок — это нормальный процесс, которому подвержены не только дети, но и педагоги.
Необходимо помнить, что процесс оценивания никак не должен психологически травмировать воспитанников, а наоборот — помогать им справить с ошибками, научить рефлексии и самоконтролю.
Таким образом, процесс оценивания — это:
· гибкая оценка;
· четкие критерии;
· индивидуальный подход.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.