Статья: "Оценочная система и ее влияние на психику в разном возрасте"
Оценка 5

Статья: "Оценочная система и ее влияние на психику в разном возрасте"

Оценка 5
docx
12.02.2024
Статья: "Оценочная система и ее влияние на психику в разном возрасте"
Оценочная система и ее влияние на психику в разном возрасте 05.23г.docx

Оценочная система и ее влияние на психику в разном возрасте

 

Оценивание — это процесс, отражающий результативность деятельности воспитанников на занятиях по хореографии, т.е. процесс оценки результата труда. В процессе оценивания у нас есть два основных понятия:

·         оценка — результат процесса оценивания;

·         отметка — количественное выражение оценки.

Если деятельность коллектива носит только развлекательную цель, и не имеет в своей структуре выступлений, открытых уроков, то ее можно не оценивать посредством отметок. 

Если это серьезная деятельность, которая требует отслеживания динамики работы коллектива — то тогда имеет смысл вводить оценивание через отметку. И здесь можно выделить 2 подхода к выставлению отметок:

·         рабочая тетрадь (буквенная градация успехов, плюс/минус и т.д.);

·         журнал с четкими отметками (аналог школьного журнала). 

Оценочная деятельность состоит из текущего контроля, промежуточной аттестации (полугодие) и итоговой годовой аттестации с отметкой.

Оценивание — это динамичный и сложный процесс, который может сильно повлиять на отношение к хореографии.

Детей оценивать нужно грамотно, зная, как правильно это сделать в зависимости от возраста учеников, с какой периодичностью и т.д.

Критерии оценки, частоту оценивания, ее способы и прочее — каждый хореограф определяет для себя самостоятельно.

 

Классическое оценивание

Нижеперечисленные критерии вместе с отметками необходимо озвучить на родительском собрании в начале года. 

Также рекомендовано разместить на информационном сайте, стенде общего доступа или в общем чате — для понимания родителями алгоритма оценки результата деятельности их ребенка.

 

1.     Отметка «5» — отлично.

Критерии оценивания:

·         ребенок осознанно и свободно владеет содержанием комплексов упражнений;

·         упражнения исполняет уверенно, без ошибок;

·         свободно владеет пластикой тела;

·         демонстрирует физическую готовность опорно-двигательного аппарата к дальнейшему обучению;

·         прослеживается наличие действий творческого характера при выполнении заданий;

·         ребенок проявляет целеустремленность, ответственность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям.

 

2. Отметка «4» — хорошо.

Критерии оценивания:

·         ребенок понимает и свободно владеет содержанием комплексов упражнений, и выполняет их по заданному педагогом-хореографом образцу без ошибок;

·         владеет пластикой тела;

·         в достаточной степени демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата;

·         проявляет старания и интерес к занятиям;

·         нет творческой новизны, целеустремленности, инсайта в хореографической деятельности.

 

3. Отметка «3» — удовлетворительно.

Критерии оценивания:

·         ребенок понимает содержание комплексов упражнений;

·         выполняет их достаточно осознанно по заданному педагогом-хореографом образцу, но с ошибками;

·         недостаточно владеет пластикой тела;

·         демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата.

 

4. Отметка «2» — неудовлетворительно.

Критерии оценивания:

·         ребенок не имеет представлений о содержании комплексов упражнений;

·         выполняет упражнения с существенными ошибками, которые не может исправить с помощью педагога-хореографа;

·         не владеет пластикой тела;

·         опорно-двигательный аппарат развит слабо;

·         плохая посещаемость занятий;

·         не проявляет должного старания и интереса к занятиям.

 

Наряду с выше предложенной балльной системой, можно использовать более лояльную систему оценки (зачет/незачет). 

Если на основании проведенной оценки вы готовы исключить ребенка из коллектива — необходимо заранее прописать это в договоре, в правилах либо других источниках. Ваши рекомендации должны быть обоснованы.

 

Взаимосвязь оценки с психологическими характеристиками личности

Процесс оценивания тесно связан с такими психологическими характеристиками, как:

·         Самооценка. Чем выше самооценка, тем легче воспринимается ребенком процесс оценивания, воспитанник с низкой самооценкой менее адекватно реагирует, получив низкую отметку.

·         Мотивация достижений. Мотивация и оценка тесно взаимосвязаны, внешняя мотивация переходит во внутреннюю, более мотивированная группа будет показывать высокие результаты деятельности. Нужно всегда помнить, что поощрение и доброе слово лучше любого лекарства. Даже если ребенок допускает ошибку, мы оцениваем его и мотивируем, обосновывая свое решение.

·         Тревожность. Любое оценивание затрагивает тревогу, но в адекватном состояние тревога есть у всех. Плохо, когда тревога перерастает в тревожность. Тревожные дети нуждаются в большем поощрении, чем в оценивании.

·         Эмоциональный комфорт. Оценивание должно быть всегда связано с эмоциональным комфортом детей. Необходимо оценивать воспитанников тогда, когда они расслаблены и спокойны — т.к. оценивание может усугубить состояние у расстроенного ребенка.

·         Взаимоотношения с окружающими. В процессе оценивания нельзя касаться личности детей — таким образом педагог понижает их самооценку. Поэтому оценивается именно действие ребенка. 

·         Творчество. Чрезмерная концентрация на негативных моментах в момент оценивания приводит к стагнации. Начинать нужно с позитивного оценивания — и далее давать конструктивную оценку действиям воспитанника, без постоянного негативизма.

 

Особенности оценивания учеников

При проведении процесса оценивая необходимо использовать принцип «Не навреди». Все дети разные, и очень важно провести оценку результата деятельности ребенка правильно — в соответствии с его возрастом, темпераментом, настроением, состоянием. 

Необходимо помнить о том, что:

·         оценивание должно быть всегда конструктивным,

·         озвучивание оценок педагогом проходит спокойным ровным тоном,

·         оцениваются действия ребенка, а не его личность.

 

Возрастные особенности воспитанников в процессе оценивания

1.     Дошкольники (с 3 лет):

·         остро реагируют на процесс оценивания;

·         имеют низкий уровень саморегуляции своего поведения;

·         не развит самоконтроль и рефлексия;

·         учебную деятельность нужно ограничивать во времени и делать перерывы. 

Вместо балльной системы оценки результатов деятельности лучше вводить поощрительную (наклейки, медальки, фигурки, фотографии детей на информационном стенде и т.д.). Первое полугодие лучше обойтись без градации детей при оценивании, поощрять всех в равных количествах. А затем очень мягко вводить небольшие разделения.

 

2. Младший школьный возраст (с 7-8 лет):

·         имеют опыт оценки в школе;

·         психологически готовы к процессу оценивания результата своей деятельности;

·         уровень саморегуляции становится выше;

·         идет тенденция к формированию воли, самоконтроля, рефлексии (к 10-12 годам).

Необходимо помимо вербальной оценки вводить балльную систему оценивания. То есть, в этой возрастной группе балльная система помогает взращивать и формировать самоконтроль самого ребенка.

 

3. Подростковый возраст (с 11-12 лет):

·         необходимо активно вводить на занятиях метод рефлексивного круга, когда идет групповая помощь ребенку, направленная на исправление ошибок в хореографии;

·         можно организовать доску достижений с фотографиями детей, где каждую неделю отмечаются лучшие, мотивируя тем самым более слабых. 

Победителям можно предложить какой-то бонус за хорошую работу, но при этом педагог-хореограф создает общую мотивацию на занятиях о том, что все молодцы, и что вместе — они команда самых лучших.

 

10 важных критериев оценки

Оценка должна быть:

1.     Объективной, т.е. непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения педагога о конкретном ребенке;

2.     Адекватной, т.е. соответствующей реальным показателям конечного результата — количественным, качественным, а также вложенным в его достижение усилиям;

3.     Мотивированной — содержать четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным образом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика;

4.     Критичной, т.е. содержать указания на определенные недостатки в работе. Она ориентирует ученика на эталонный образец, воспитывает чувство неудовлетворенности, стимулирует активность, предотвращает развитие чувства самоуспокоения;

5.     Стимулирующей — побуждающей к продвижению вперед, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало;

6.     Дифференцированной, т.е. расчленяться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе четкие указания как на достоинства, так и на недостатки разных учеников по-разному;

7.     Заинтересованной — выражающей интерес учителя к личности ребенка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в его возможности;

8.     Выразительной — показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и полученных результатах;

9.     Понятной — четко и просто сформулированной, доступной для понимания ребенка, без иносказания и заумностей;

10. Уважительной — вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его право на собственные ошибки.

Формула оценивания: «оценка — разбор/анализ — мотивация на дальнейший успех»

Хореография — это труд, сопряженный со взлетами и падениями. Поэтому необходимо уважать любой труд ребенка. Хореографу необходимо помочь ученику понять, что совершение ошибок — это нормальный процесс, которому подвержены не только дети, но и педагоги. 

Необходимо помнить, что процесс оценивания никак не должен психологически травмировать воспитанников, а наоборот — помогать им справить с ошибками, научить рефлексии и самоконтролю.

Таким образом, процесс оценивания — это:

·         гибкая оценка;

·         четкие критерии;

·         индивидуальный подход.


 

Оценочная система и ее влияние на психику в разном возрасте

Оценочная система и ее влияние на психику в разном возрасте

Отметка «4» — хорошо . Критерии оценивания: · ребенок понимает и свободно владеет содержанием комплексов упражнений, и выполняет их по заданному педагогом-хореографом образцу без ошибок;…

Отметка «4» — хорошо . Критерии оценивания: · ребенок понимает и свободно владеет содержанием комплексов упражнений, и выполняет их по заданному педагогом-хореографом образцу без ошибок;…

Тревожность. Любое оценивание затрагивает тревогу, но в адекватном состояние тревога есть у всех

Тревожность. Любое оценивание затрагивает тревогу, но в адекватном состояние тревога есть у всех

Необходимо помимо вербальной оценки вводить балльную систему оценивания

Необходимо помимо вербальной оценки вводить балльную систему оценивания

Формула оценивания: «оценка — разбор/анализ — мотивация на дальнейший успех»

Формула оценивания: «оценка — разбор/анализ — мотивация на дальнейший успех»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2024