Патриотическое воспитание на уроках художественно-эстетического цикла и во внеклассной работе.
Доклад к педсовету
Подготовила учитель технологии, изобразительного искусства, руководитель кружка « Память» УВК №1 г. Шахтерска Лапенко Г.М.
В настоящее время патриотическому воспитанию следует уделять особое внимание. Это обусловлено многими экономическими, социальными , политическими и культурными изменениями, происходящими сегодня в нашей жизни.
Удивительно красиво сказал о чувстве патриотизма в книге « Как воспитать настоящего человека» выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: « На мой взгляд, исключительно важно то, чтобы с детства у человека была духовная жизнь в мире нравственных ценностей – святынь нашей идеологии, нашего Отечества, нашей истории, нашего народа. Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идей, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества.
Школа как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит и Отечества.
В современных условиях, когда с одной стороны возрождаются национальные традиции в культуре и искусстве, а с другой - размываются духовные ценности, создаваемые веками, заметно снизился интерес к героическим страницам нашей истории, культурным достижениям народа , все активнее пропагандируются материальные блага как неоспоримые ценности, патриотическое и нравственное воспитание приобретает особую остроту.
Волею судьбы я уже много лет- учитель трудового обучения, изобразительного искусства, руководитель кружка. Это предметы художественно- эстетического цикла , а значит и развивающего. Считаю, что именно эти предметы, при творческом отношении к ним учителя, всегда выполняли и выполняют важнейшую роль в патриотическом и нравственном воспитании школьной молодежи.
Патриотическое воспитание - это решение задач обучающего, воспитательного и развивающего характера. Воспитывать патриотизм у детей - означает развивать их любовь к знаниям , стремление больше знать и уметь , активно участвовать в жизни ученического коллектива. Воспитывать чувство патриотизма все равно, что воспитывать такие качества как любовь, честность, доброту, трудолюбие, справедливость, духовно-нравственные ценности.
Эстетическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание неразрывны в формировании полноценной , гармонической личности.
Как на уроках трудового обучения, так и на уроках изобразительного искусства, помимо образовательных задач особое место уделяю воспитательным аспектам, т. е. изучению во время занятия таких понятий как гуманизм, толерантность, этические нормы поведения, уважение к труду и окружающим людям, любви к родным, к Родине, к традициям своего народа.
Главными направлениями методической системы развития у учащихся патриотических чувств на своих уроках выделяю:
- развитие духовного мира ребенка; - стимулирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, семье, родному городу, родному краю; - развитие умения видеть в окружающей действительности яркие примеры для создания творческого рисунка, творческого изделия; - стимулирование творческого труда.
Школьные курсы изобразительного искусства и технологии в значительной мере содействуют формированию патриотических чувств: уважения и любви к Родине, к земле, на которой родились и выросли, стремление сберечь и защитить ее. Учу детей наблюдательности, неравнодушию, умению восхищаться, радоваться, ценить красоту, любой труд - свой и окружающих людей.
Дети с любовью рисуют уголки родной природы , свой дом, портреты своих друзей и одноклассников. Очень интересной для детей была тема «Народный национальный праздничный костюм» ( 5 класс). С огромным вдохновением дети выполняют рисунки к традиционным праздникам нашего народа – пасхе, масленице, Дню победы, Дню освобождения Донбасса. Ежегодно принимаем участие в выставке- конкурсе «Детские краски Донеччины», занимаем призовые места.
Проводим недели трудового обучения, изобразительного искусства. Стенды «Как прекрасен этот мир» и «Мир глазами детей» демонстрируют творческий потенциал детей, их эмоциональный настрой, любовь к своей природе, семье, школе, родному краю. Самые активные и талантливые «художники» награждаются грамотами.
Мастерская трудового обучения также располагает к творческому труду : здесь такое обилие различных творческих изделий, образцов по различным видам декоративно-прикладного творчества, программных изделий, различных дидактических материалов, полуфабрикатов. Особенно ценны для детей изделия и экспонаты, выполненные их же руками. Дети гордятся тем, что их изделия занимают достойное место в мастерской и служат не просто экспонатами, а и помогают учебному процессу, общему творческому подъему. Ценим также изделия от мам, бабушек, прабабушек. Многим изделиям мы дали вторую жизнь : это скатерти, рушники, салфетки, панно.
Особенное внимание уделяем наиболее традиционным видам народного творчества: народная вышивка, народная кукла, вязание, изготовление оберегов. Стараюсь на таких уроках акцентировать внимание детей на красоте изделия, созданного своими руками, на его ценности как образца народного творчества. Обучающиеся бережно, с любовью, относятся к изделиям своих мам, бабушек, к традициям нашего народа.
Программа дополнительного образования кружка военно-патриотической направленности «Память» (для учащихся 5-9классов), разработанная мною в 2015-2016уч.г., позволяет работу в школе по патриотическому воспитанию детей активизировать и систематизировать. Основные разделы программы:
Р.1 История страны - история семьи.
Р.2. Школа – родной дом.
Р.3. Родной край.
Р.4. Таланты, творчество и традиции родного края.
Стали традиционными в школе недели трудового обучения, проходящие интересно, креативно. Это и организация выставки - отчета творческих детских изделий, участие в различных конкурсах, соревнованиях, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок. У детей воспитываются ответственность, старательность, коллективизм, любовь к творческому труду, уважение к разным видам деятельности, к труду окружающих их людей.
На протяжении многих лет ежегодно принимаем участие в городских, областных и республиканских выставках декоративно-прикладного творчества, отстаивая честь родной школы .
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества разных уровней (начиная со школьного, заканчивая республиканским). Во всех выставках занимали призовые места:
- « Мы все можем» - «Тайны народных ремесел» - «Знай и люби свой край» - « Творчество юных Донбассу» - « Сюрпризы осени» - « Зимние узоры» - « Елочка, живи1» - «Сохраним первоцветы» - «Сердце Республики и др.
Считаю, что участие в таких выставках, само название которых говорит об их патриотической направленности, способствует воспитанию любви к природе, родному краю, семье, школе, Родине.
Одним из важнейших направлений патриотического воспитания школьников является поисковая работа. Ветеранов Великой Отечественной войны осталось очень мало. Некоторые живут у нас на поселке. В школе необходимо активизировать работу по оказанию действенной помощи ветеранам и участникам войны.
Чем бы мы не занимались, мы всегда возвращаемся к своим истокам, к своим традициям. Наша задача, задача учителей школы - формировать в детях такие важные качества как доброта, великодушие, сострадание, патриотизм; научить их почувствовать связь поколений, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, природы, понять их уникальность. В любой, выбранной нашими выпускниками профессии, весь накопленный в школе багаж знаний и умений поможет им стать хорошими профессионалами, высоконравственными, культурными личностями, патриотами своего края, народа, своей Родины, хорошими достойными людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.