Педагогическая поддержка младших школьников:
условия и приемы
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем в настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении. Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи, — это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
В особой ситуации риска находятся младшие школьники: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса.
Причинами эмоционального неблагополучия у младших школьников могут быть срыв первичного стереотипа поведения, неправильное построение режима, неправильные воспитательные приемы, отсутствие необходимых условий для игры, отсутствие единого подхода к ребенку, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение учителя, непринятие детским коллективом. В этой ситуации все более осознается необходимость в педагогической поддержке учащихся начальной школы.
Педагогическая поддержка — одна из тех категорий, о которых написано много. На первый взгляд она кажется довольно понятной. Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку с меньшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести свое «Я». Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем.
Существуют два вида педагогической поддержки.
Внешняя поддержка служит для создания эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.
Внутренняя поддержка направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику развития обученности, воспитанности, выявления личных проблем детей, отслеживание процесса развития каждого ребенка.
Успешность взаимодействия между педагогом и ребенком возможна при соблюдении следующих условий.
1.Согласие
ученика на помощь и поддержку, т.е. школьник либо сам просит о
помощи, либо не отвергает, когда ее предлагают. Здесь очень важно доверие
ребенка к учителю. Между тем
учителя начальных классов могут испытывать трудности в выражении любви к
младшему школьнику. Так, у
педагога может появиться иллюзия (неверная установка) «материнской любви» по
отношению к младшему школьнику, когда учитель чрезмерно опекает своих
подопечных, выискивает отрицательные качества (нежелание учиться, склонность
нарушать дисциплину и т.п.). В результате
такого отношения ребенок становится строптивым, теряет охоту учиться, у него вырабатывается
неприязнь и враждеб-
ность, что в итоге и рождает отвращение и нежелание получать какую-либо помощь
от учителя. Только при
полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет
импульсом к активной внутренней работе.
2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т.е. педагог помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
3.Соблюдение принципа конфиденциальности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.
4. Доброжелательность и безоценочность, т.е. педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других учеников, а пытается понять и услышать голос каждого школьника, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие или критика, что, в свою очередь, может привести к закрытости.
5.Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумевает, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку.
Реализация данных условий предполагает иной взгляд на ряд школьных проблем, таких, как неуспевающие ученики, трудные дети, трудные родители и др. Этот новый взгляд приводит к изменению позиции педагога, которая из позиции «борьбы с...» переходит в позицию «я позабочусь о тебе». Данные установки предполагают, что учитель уделяет внимание не только детям, испытывающим трудности в обучении, поведении, но и психологически благополучным ученикам, которые, как правило, остаются в тени, а их проблемы обычно воспринимаются как незначительные. Например, младшие школьники, внешне не проявляющие признаки эмоционального неблагополучия, могут испытывать переживания по поводу внешнего вида, первой влюбленности или боязни ситуации неуспеха.
Педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей, носить превентивный (профилактический) и оперативный (срочный) характер.
К числу превентивных может быть отнесена групповая форма поддержки. Сюда относятся:
· Работа учителя в периоды адаптации учащихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года или после каникулярное время. Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность после более или менее длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Учащиеся, особенно с инертной нервной системой, не могут сразу включиться в работу, изменить сложившийся темп жизни. Педагоги, понимающие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий режим, используя этот период для установления контактов с детьми и развития у них навыков общения. В это время можно использовать игровые и творческие формы работы, проводить уроки на природе, больше давать ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения.
· Работа педагога с группами детей, имеющих сходные проблемы. Эти группы могут быть выявлены в результате специальной диагностики или повседневного наблюдения педагогов (например, учащиеся, неуспевающие по определенному предмету, застенчивые, тревожные, неуверенные в себе). Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы. Под руководством психолога или социального педагога с ними могут проводиться игровые занятия, тренинги и т.д.
Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, компенсаторный характер (И.В. Дубровина). При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэтому учителю начальных классов важно совместно с психологом и социальным пе--дагогом выявлять причины эмоционального неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого возраста и способствовать оптимальным способам его социализации.
· Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.
Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии является проблема неуравновешенности учащихся младших классов. Педагоги не всегда знают, как себя вести с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми школьниками или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми и тревожными.
В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы педагогической поддержки: индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, направленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.
Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети. Они отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Следует обращать внимание на то, как такой ребенок предпочитает отвечать — с места или у доски. Ответ у доски является для таких учеников напряженной ситуацией, что заметно отражается на качестве ответа. Так как слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость, то лучше таких учеников спрашивать в середине урока.
Кроме того, важно отмечать, как реагируют тревожные дети на похвалу и порицания — они для них очень значимы. Такого ребенка нельзя торопить с ответом, надо давать ему время подумать. Самое важное — повышать его самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особенно когда такой ребенок не умел что-то делать, а теперь научился. Очень важно, чтобы такое же отношение было не только в классе, но и дома.
Каждый опытный педагог знает, что в детском коллективе встречаются ученики, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне класса, обратить на себя внимание учителя. Часто с целью, чтобы на них обратили внимания, они могут выкрикивать и вскакивать с места. Работая с такими детьми, важно осторожно пользоваться похвалой, так как они легко начинают противопоставлять себя классу. Таких детей нельзя часто ругать и стыдить, потому что, с одной стороны, это может нанести им серьезную психологическую травму, настроить против педагога, а с другой — им ценно любое проявление внимания к ним. Если учитель хочет наказать такого ребенка, то самое лучшее, что он может сделать, — это не обращать на него внимания. Но если ребенок ведет себя хорошо, то следует периодически поощрять его мелкими знаками внимания.
Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной учебы можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка друзей, желанием поделиться с одноклассниками своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать педагогу поведение ребенка на прогулке, во время игр: активно участвует в коллективных играх или играет один, какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нуждаются в особом внимании, так как такое неблагополучное положение в системе личных отношений ведет к общему эмоциональному дискомфорту.
В школе могут учиться дети, имеющие нервно-психические нарушения. Однако если диагностическая работа в медико-педагогических комиссиях при поступлении в школу недостаточно хорошо поставлена, то некоторые из нарушений могут быть выявлены только в процессе обучения. Поэтому особое место в работе педагога занимает способность вовремя выявить учащихся, нуждающихся в медицинской помощи. Конечно, на основе наблюдений педагог не ставит диагноз, его ставит только врач (педиатр, психоневролог), но наблюдения педагога окажут медику неоценимую помощь.
С началом учебных занятий в I классе выявляются дети с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. У таких детей недостаточно развита «позиция школьника». Важно всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к школе, учению, специально учить его учиться; регулярно обращать на него внимание и возвращать к выполнению задания, если он отвлекся; давать специальные задания на осознание способа действия; формировать самоконтроль: учить проверять, находить собственные ошибки, поощрять любые самоисправления, даже если из-за них в тетрадях возникает грязь. Для формирования у детей самостоятельности в учебной деятельности необходимо предлагать им свободные задания учебного типа, не имеющие однозначного решения (нарисуй, сочини рассказ). Не следует ругать ученика за несделанное задание, но следует обязательно похвалить его, если оно выполнено (даже недостаточно качественно).
Важным моментом в учебно-воспитательном процессе в начальной школе является реализация педагогических техник и приемов, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе.
Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения)
Приемы:
• Снятие страха — «Ничего страшного...».
• Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что...».
• Авансирование — «У тебя получится...».
• Персональная исключительность — «Только у тебя и может получиться...».
• Усиление мотива — «Нам это нужно для...».
• Педагогическое внушение — «Приступай же!».
• Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...».
•
Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя
Техника «Минимизация внимания»
Приемы:
• Игнорируйте демонстративное поведение.
• Контакт глазами.
• Становитесь рядом.
• Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
• Посылайте секретный знак.
• Посылайте письменные замечания.
Техника «Делайте неожиданности»
Приемы:
• Выключите свет.
• Издайте музыкальный звук.
• Говорите громким голосом.
• Измените голос.
• Говорите со стеной (или с портретом).
• Временно прекратите вести урок.
Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с педагогом и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность
Приемы |
Что говорит учитель? |
Что слышит ученик? |
Принятие |
«Ты хороший» |
«Я хороший» |
Внимание |
«Я вижу тебя» |
«Я что-то значу» |
Уважение |
«Спасибо тебе за…» |
«Мои усилия замечены» |
Одобрение |
«Я знаю о тебе что-то замечательное» |
«Я состоятелен» |
Теплые чувства |
«Ты мне нравишься» |
«Кто-то заботится обо мне» |
Техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»
Приемы:
• Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
• Формируйте веру в успех.
• Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.
• Делайте процесс обучения ощутимым.
• Отмечайте достижения.
Я считаю, что данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способствовать продуктивному развитию личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.