Статья "Педагогическая поддержка младших школьников"
Оценка 4.9

Статья "Педагогическая поддержка младших школьников"

Оценка 4.9
docx
06.12.2020
Статья "Педагогическая поддержка младших  школьников"
Педагогическая поддержка младших школьников.docx

Педагогическая поддержка младших школьников:

 условия и приемы

 

Целью современного начального образова­ния является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образо­вании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность пе­дагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторс­кие школы; активно используется зарубеж­ный опыт; родителям предоставлена воз­можность выбирать педагогическую систе­му. Вместе с тем в настоящее время теория и практика начального образования столкну­лись с проблемой эмоционального неблаго­получия младших школьников в обучении. Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи, — это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

В особой ситуации риска находятся младшие школьники: именно им необходи­мо быстро адаптироваться к сложным усло­виям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, не­соответствие внешних требований психо­физическим возможностям учащихся, низ­кий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребыва­ние учащихся в условиях стресса.

Причина­ми эмоционального неблагополучия у млад­ших школьников могут быть срыв первич­ного стереотипа поведения, неправильное построение режима, неправильные воспи­тательные приемы, отсутствие необходи­мых условий для игры, отсутствие единого подхода к ребенку, неспособность спра­виться с учебной нагрузкой, враждебное от­ношение учителя, непринятие детским кол­лективом. В этой ситуации все более осоз­нается необходимость в педагогической поддержке учащихся начальной школы.

Педагогическая поддержка — одна из тех категорий, о которых написано много. На первый взгляд она кажется довольно по­нятной. Педагог, умудренный и профессио­нально компетентный, помогает растущему человеку с меньшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести свое «Я». Но смысл педагогической деятельнос­ти состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препят­ствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ реше­ния своих проблем.

Существуют два вида педагогической поддержки.

Внешняя поддержка служит для создания эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.

Внутренняя поддержка направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику развития обученности, воспитанности, выявления личных проблем детей, отслеживание процесса развития каждого ребенка.

Успешность  взаимодействия между педагогом и ребенком возможна при соблюдении следующих ус­ловий.

1.Согласие ученика на помощь и поддержку, т.е. школьник либо сам просит о помощи, либо не отвергает, когда ее предлагают. Здесь очень важно доверие ребенка к учителю. Между тем учителя начальных классов могут испытывать трудности в выражении любви к младшему школьнику. Так, у педагога может появиться иллюзия (неверная установка) «материнской любви» по отношению к младшему школьнику, когда учитель чрезмерно опекает своих подопечных, выискивает отрицательные качества (нежелание учиться, склонность нарушать дисциплину и т.п.). В результате
такого отношения ребенок становится строптивым, теряет охоту учиться, у него вырабатывается неприязнь и враждеб-
ность, что в итоге и рождает отвращение и нежелание получать какую-либо помощь от учителя.
Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т.е. педагог помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3.Соблюдение принципа конфиденциаль­ности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведе­нии диагностических методик и индивиду­альных бесед.

4. Доброжелательность и безоценочность, т.е. педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями дру­гих учеников, а пытается понять и услы­шать голос каждого школьника, причины его трудностей и проблем. Оценка же учи­телем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие или критика, что, в свою оче­редь, может привести к закрытости.

5.Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумева­ет, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот на­рушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрос­лый, имеет право на ошибку.

Реализация данных условий предпола­гает иной взгляд на ряд школьных проб­лем, таких, как неуспевающие ученики, трудные дети, трудные родители и др. Этот новый взгляд приводит к изменению позиции педагога, которая из позиции «борьбы с...» переходит в позицию «я поза­бочусь о тебе». Данные установки предпо­лагают, что учитель уделяет внимание не только детям, испытывающим трудности в обучении, поведении, но и психологически благополучным ученикам, которые, как правило, остаются в тени, а их проблемы обычно воспринимаются как незначитель­ные. Например, младшие школьники, внешне не проявляющие признаки эмоци­онального неблагополучия, могут испыты­вать переживания по поводу внешнего ви­да, первой влюбленности или боязни ситу­ации неуспеха.

Педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы индивиду­ального и группового взаимодействия учи­теля и детей, носить превентивный (профи­лактический) и оперативный (срочный) ха­рактер.

К числу превентивных может быть от­несена групповая форма поддержки. Сюда относятся:

·      Работа учителя в периоды адаптации учащихся к условиям школьной жиз­ни. Это может быть начало учебного го­да или после каникулярное время. Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность после более или менее дли­тельного перерыва эмоционально и психо­логически непросто. Учащиеся, особенно с инертной нервной системой, не могут сра­зу включиться в работу, изменить сложив­шийся темп жизни. Педагоги, понимаю­щие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий ре­жим, используя этот период для установ­ления контактов с детьми и развития у них навыков общения. В это время можно ис­пользовать игровые и творческие формы работы, проводить уроки на природе, боль­ше давать ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения.

·      Работа педагога с группами детей, имеющих сходные проблемы. Эти группы могут быть выявлены в результате спе­циальной диагностики или повседнев­ного наблюдения педагогов (например, учащиеся, неуспевающие по опреде­ленному предмету, застенчивые, тре­вожные, неуверенные в себе). Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы. Под руководством психолога или социального педагога с ними могут проводиться игровые заня­тия, тренинги и т.д.

Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушени­ями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, ком­пенсаторный характер (И.В. Дубровина). При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэ­тому учителю начальных классов важно совместно с психологом и социальным пе--дагогом выявлять причины эмоционально­го неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого воз­раста и способствовать оптимальным спо­собам его социализации.

·                     Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в пси­хологии является проблема неуравнове­шенности учащихся младших классов. Пе­дагоги не всегда знают, как себя вести с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драч­ливыми школьниками или, например, с детьми, слишком болезненно переживаю­щими любое замечание, плаксивыми и тре­вожными.

В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы педагогической под­держки: индивидуальные беседы, различ­ные педагогические техники и приемы, нап­равленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.

Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети. Они отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Следует об­ращать внимание на то, как такой ребенок предпочитает отвечать — с места или у дос­ки. Ответ у доски является для таких уче­ников напряженной ситуацией, что заметно отражается на качестве ответа. Так как сла­бым местом тревожных детей часто являет­ся повышенная утомляемость и затруднен­ная включаемость, то лучше таких учени­ков спрашивать в середине урока.

Кроме того, важно отмечать, как реаги­руют тревожные дети на похвалу и пори­цания — они для них очень значимы. Та­кого ребенка нельзя торопить с ответом, надо давать ему время подумать. Самое важное — повышать его самооценку. Тре­вожного ребенка не страшно перехвалить, желательно как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особен­но когда такой ребенок не умел что-то де­лать, а теперь научился. Очень важно, что­бы такое же отношение было не только в классе, но и дома.

Каждый опытный педагог знает, что в детском коллективе встречаются ученики, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне класса, об­ратить на себя внимание учителя. Часто с целью, чтобы на них обратили внимания, они могут выкрикивать и вскакивать с мес­та. Работая с такими детьми, важно осто­рожно пользоваться похвалой, так как они легко начинают противопоставлять себя классу. Таких детей нельзя часто ругать и стыдить, потому что, с одной стороны, это может нанести им серьезную психологиче­скую травму, настроить против педагога, а с другой — им ценно любое проявление вни­мания к ним. Если учитель хочет наказать такого ребенка, то самое лучшее, что он мо­жет сделать, — это не обращать на него вни­мания. Но если ребенок ведет себя хорошо, то следует периодически поощрять его мел­кими знаками внимания.

Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстника­ми. Уже через несколько месяцев совмест­ной учебы можно говорить о достаточно ус­тойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка дру­зей, желанием поделиться с одноклассника­ми своими впечатлениями. В этом отноше­нии много информации может дать педаго­гу поведение ребенка на прогулке, во время игр: активно участвует в коллективных иг­рах или играет один, какие роли предпочи­тает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нужда­ются в особом внимании, так как такое не­благополучное положение в системе лич­ных отношений ведет к общему эмоцио­нальному дискомфорту.

В школе могут учиться дети, имеющие нервно-психические нарушения. Однако если диагностическая работа в медико-пе­дагогических комиссиях при поступлении в школу недостаточно хорошо поставлена, то некоторые из нарушений могут быть выявлены только в процессе обучения. По­этому особое место в работе педагога зани­мает способность вовремя выявить уча­щихся, нуждающихся в медицинской по­мощи. Конечно, на основе наблюдений пе­дагог не ставит диагноз, его ставит только врач (педиатр, психоневролог), но наблю­дения педагога окажут медику неоцени­мую помощь.

С началом учебных занятий в I классе выявляются дети с недостаточной сформированностью предпосылок учебной дея­тельности. У таких детей недостаточно раз­вита «позиция школьника». Важно всемер­но поддерживать хорошее отношение ре­бенка к школе, учению, специально учить его учиться; регулярно обращать на него внимание и возвращать к выполнению зада­ния, если он отвлекся; давать специальные задания на осознание способа действия; формировать самоконтроль: учить прове­рять, находить собственные ошибки, поощ­рять любые самоисправления, даже если из-за них в тетрадях возникает грязь. Для фор­мирования у детей самостоятельности в учебной деятельности необходимо предла­гать им свободные задания учебного типа, не имеющие однозначного решения (нари­суй, сочини рассказ). Не следует ругать уче­ника за несделанное задание, но следует обязательно похвалить его, если оно выпол­нено (даже недостаточно качественно).

Важным моментом в учебно-воспита­тельном процессе в начальной школе является реализация педагоги­ческих техник и приемов, которые помога­ют детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе.

 

Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебно­го задания, формирования навыков поведения)

Приемы:

   • Снятие страха — «Ничего страшного...».

• Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что...».

  Авансирование — «У тебя получится...».

    Персональная исключительность — «Только у тебя и может получиться...».

  Усиление мотива — «Нам это нужно для...».

  Педагогическое внушение — «Приступай же!».

   Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...».

   

      Техники экстренного педагогического воз­действия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя

Техника «Минимизация внимания»

Приемы:

  Игнорируйте демонстративное поведение.

  Контакт глазами.

  Становитесь рядом.

  Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

  Посылайте секретный знак.

  Посылайте письменные замечания.

Техника «Делайте неожиданности»

Приемы:

  Выключите свет.

  Издайте музыкальный звук.

  Говорите громким голосом.

  Измените голос.

  Говорите со стеной (или с портретом).

  Временно прекратите вести урок.

 

Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с педагогом и умения чувствовать свою коммуникативную компе­тентность

 

 

Приемы

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие

«Ты хороший»

«Я хороший»

Внимание

«Я вижу тебя»

«Я что-то значу»

Уважение

«Спасибо тебе за…»

«Мои усилия замечены»

Одобрение

«Я знаю о тебе что-то замечательное»

«Я состоятелен»

Теплые чувства

«Ты мне нравишься»

«Кто-то заботится обо мне»

 

 

Техника «Как помочь ученикам почувство­вать свою интеллектуальную состоятельность»

 

Приемы:

  Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

  Формируйте веру в успех.

  Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.

  Делайте процесс обучения ощутимым.

  Отмечайте достижения.

Я считаю, что данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способство­вать продуктивному развитию личности.


 

Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы

Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы

Существуют два вида педагогической поддержки

Существуют два вида педагогической поддержки

Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумева­ет, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка

Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумева­ет, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка

Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы

Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы

Очень важно, что­бы такое же отношение было не только в классе, но и дома

Очень важно, что­бы такое же отношение было не только в классе, но и дома

Для фор­мирования у детей самостоятельности в учебной деятельности необходимо предла­гать им свободные задания учебного типа, не имеющие однозначного решения (нари­суй, сочини рассказ)

Для фор­мирования у детей самостоятельности в учебной деятельности необходимо предла­гать им свободные задания учебного типа, не имеющие однозначного решения (нари­суй, сочини рассказ)

Техника «Делайте неожиданности»

Техника «Делайте неожиданности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2020