Статья по теме : " Применение здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников"
Оценка 4.7

Статья по теме : " Применение здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников"

Оценка 4.7
Лекции
doc
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
03.11.2023
Статья по теме : " Применение здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников"
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поэтому одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся
статья.doc

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

       Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поэтому одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной практике. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных. Педагогу необходимо организовать такую  учебную деятельность, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе,  она помогла бы  обучающемуся сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьесберегающие технологии. 

     В реализации здоровьесберегающего подхода одним из важных условий является моделирование положительного настроя  обучающихся и учителя, создание на уроке благоприятного психологического климата, что способствует успешному обучению. Каждый урок я начинаю с эмоционального настроя. Для этого достаточно 2-х-3-х минут. Настрой проводится с использованием стихотворных строк, в форме диалога или беседы с опорой на личный опыт детей.   Ученики видят заинтересованность  учителя в их личностных интересах, благодаря этому  в дальнейшей работе достигаются положительные результаты, а эмоции, полученные школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

     Исключение стрессовых ситуаций на уроке также являются  важным условием  успешной деятельности учителя. Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищенности обучающегося от угроз его достоинству, душевному благополучию. Во время уроков нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать и прочувствовать  тот или иной эпизод.

     Для формирования, сохранения и укрепления  целостного здоровья ребёнка, целесообразно внедрять на уроке здоровьесберегающую  технологию  Владимира Филипповича  Базарного. Я использую элементы данной методики.

      Также использую упражнения на зрительную   координацию. В четырех точках по углам размещаю яркие изображения - «зрительные метки». Это могут быть иллюстрации из сказок,     цветы и фрукты, план урока, задания для арифметического или словарного диктанта, схемы, формулы, правила. Все вместе картинки составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно- образный комплекс.         Один раз в две недели сюжет меняется.

      Дети, находясь в положении свободного стояния начинают фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. При этом они должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорость ориентации в пространстве, предупреждает утомляемость.

        А режим движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирует внимание детей. Всевозможные карточки размещены в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего расстояния на дальнее расстояние и наоборот.

Для двигательной активности на уроке использую -  «сенсорный крест».

«Сенсорный крест» висит под потолком в классной комнате на высоте 2 - х м. На него закрепляются  буквы, слоги, слова по теме урока, примеры, краткие записи задач, словарные слова. В ходе урока периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу  что-то найти, проанализировать.  Школьники ищут глазами нужный материал, и тем самым тренируют зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

       Для снятия зрительной утомляемости использую плакат – схему зрительно-двигательных траекторий и бумажные  офтальмотренажёры (тарелки с разноцветными кружками).

Предлагаю задания:

а) Найди две одинаковые тарелки.

б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?

г) Сколько всего кружков на всех тарелках?

        Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения  на уроках применяю специально разработанный «Экологический букварь» и  уголок отдыха. В классе с этой целью используются фотообои природы, элементы которого меняются с наступлением каждого времени года. Экологическое панно на различных этапах урока   использую по своему усмотрению.  Например, на уроках русского языка предлагаю найти слова на заданное правило и составить с ними предложения.

     Организация обучения в режиме «динамических пауз» предполагает использование  на уроке физминуток.  Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, с музыкальным и анимационным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток включены:

·        упражнения по формированию осанки, упражнения для ног, рук;

·        укреплению зрения, релаксационные упражнения;

·        упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

        Для снятия эмоционального напряжения необходимы игровые элементы, которые позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры проводятся на всех этапах урока и направлены они на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, сохранения здоровья.

      Нетрадиционные формы проведения учебных занятий создают благоприятный микроклимат в группе, повышают интерес к учению, исключают  стрэссовые ситуации, способствуют формированию таких качеств как взаимоподдержка и  взаимопонимание (урок-исследование, игра, урок с применением  компьютерных технологий).     

     Большое оздоровительное значении в режиме дня обучающихся имеет  подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками. Они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

     Таким образом, систематически проводимая работа по сохранению здоровья школьников улучшает физические показатели, внимание, память, способствует повышению качества знаний.  Считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, а главное - сохраняет здоровье наших детей.

 

Литература

1.           Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный, Сергиев-Посад,1995. – 70 с.

2.           Волобуева, Н. А.  Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса учащихся начальных классов / Н. А. Волобуева , Здоровьесберегающее образование № 6, 2011. - С. 68 - 72.

3.           Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическое пособие. - М.: Глобус, 2010. - 256 с.

4.           Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Смирнов Н.К., Москва: АРКТИ, 2005.-320с.


5.          

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

Дети, находясь в положении свободного стояния начинают фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете

Дети, находясь в положении свободного стояния начинают фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете

Игры проводятся на всех этапах урока и направлены они на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, сохранения здоровья

Игры проводятся на всех этапах урока и направлены они на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, сохранения здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2023