Статья по теме «Формирование УУД во внеурочной деятельности
у учащихся начальной школы»
Анкудинова О.Н., учитель начальных классов
МКОУ «Уксянская СОШ», 2021г.
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен
строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Стивен Кинг
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.
Главное условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную внеурочную деятельность.
Опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, организую внеурочную деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция).
Как же я это делаю?
- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую процесс так, чтобы они добывали это знание в собственной учебно-познавательной деятельности;
- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;
- создаю доброжелательную атмосферу ;
- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности.
- обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:
· полное внимание к однокласснику;
· серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
· терпимость, дружелюбие:
· никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.
Применяю ИКТ, что позволяет сделать внеурочную деятельность для детей более увлекательной и интересной. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.
Личностные УУД формирую задавая вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос, направленный непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога дети формулируют тему и цель занятия.
Задания для формирования познавательных универсальных учебных действий:
-"найди отличия"
- "на что похоже?";
- поиск лишнего;
-"лабиринты";
- упорядочивание;
- "цепочки";
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями;
Познавательные УУД формирую, побуждая учащихся к действию: «Подумайте », «Выполни те задание »,«Проанализируйте», «Сделайте вывод..»
Работая над формированием регулятивных УУД, учу конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой -либо задачи.
Задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий:
- "преднамеренные ошибки";
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- "найди ошибки"
Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "отгадай, о ком говорим";
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Для формирования УУД во внеурочной деятельности использую следующие виды работ:
«Соревнование».
Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на
ватмане. Результаты фиксируются на доске.
· «Задания для девочек и мальчиков».
На доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков.
Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.
· Карточки с заданиями.
Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и
выполнение задания даётся время. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.
· Работа с карточками разных цветов и формы.
· Инсценировка сказок.
· Конкурс чтецов.
Творческие задания.
Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся
познавательных УУД и творческих способностей.
Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:
· Придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми.
· Разгадывание кроссвордов.
· Викторины по пройденной теме.
· Сочини стих, небылицу.
· Выполни иллюстрацию к сказке.
· Игровые занятия.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным во внеурочной деятельности становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.
Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.