Из
опыта организации профориентационной работы с учащимися средствами курса
«Биология»
1 слайд. Работа по профориентации средствами курса «Биология». Из опыта работы Мартемьяновой Т.А.
Первая серьезная жизненная проблема, помимо сдачи экзамена, с которой сталкиваются ученики – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из них. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Кто как не родители и мы учителя можем повлиять на этот выбор?
2 слайд. Цель работы учителя биологии: оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно – ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности. Главным такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
3 слайд. Существует классификация Евгения Александровича Климова по пяти типам профессиям: на уроках можно осуществить легкое погружение в «Мир профессий», особенно из первых трёх групп.
Один из самых главных содержательных компонентов этой работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии.
К данному направлению также относится работа по вооружению учеников элементарными профессиональными умениями и навыками, средствами предмета, например «Биология».
4 слайд "Человек – человек": изучение поведения окружающих, выполнение совместных работ на уроках и вне урока, например реализация проектов, брейн-ринги, внеклассные мероприятия на параллели, общественно – организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди начальных классов, участие в коллективных мероприятиях, играх (массажист, психолог, врач, учитель, экскурсовод).
5 слайд "Человек – природа": лабораторные и практические работы, работа на пришкольном участке, работа по озеленению школы, экскурсии и работа с наглядным материалом в виде флоры (деревьев, кустарников, трав), фауны (насекомые, птицы, звери) (дендролог, лесовод, ветеринар, фитопатолог, овощевод, агроном, садовник, техник-озеленитель, ихтиолог, орнитолог…).
6 слайд "Человек – техника": лабораторные, практические работы с использованием увеличительных стекол, микропрепаратов, микроскопов и др. лабораторного оборудования, например, по препарированию животных, а в дальнейшем работа с электронным и световым микроскопом (лаборант, микробиолог, микобиолог).
7 слайд "Человек – знаковая система": выполнение письменных работ по разным темам, чтение, ведение записей, выписок дневников (например, дневник наблюдений), коллекционирование, упорядоченное накопление разного рода сведений (вырезок из газет, журналов, любых средств МИ, выписок картотек), перевод с одного языка на другой (биологические статьи), выполнение вычислений, подсчётов, чертежей, схем, (биотехнолог, программист и т.д.)
8 слайд "Человек – художественный образ": работая в этом направлении можно осуществлять разбор произведений на биологическую тему, изготовление моделей органов, клеток, выполнение заданий на уроках и вне его по изображению изученных объектов, их внешнему и внутреннему строению.
Творческие способности проявляются и развиваются в любом виде деятельности, особенно вне урока – это может быть и пение, например, во время конкурсов для представления команды, участие в эстетическом тематическом оформлении класса, школы, участие в соответствующих кружках.
9 слайд я, например, вела кружок «Я познаю мир», где мы с учениками занимались не только учебно-исследовательской деятельностью, но и через выбранные темы знакомились с вариантами профессий и специальностей. «Влияние губной помады на здоровье человека» - выбрала будущий косметолог, «Дерматоглифика языка» - терапевт, дерматолог, «Гигиена самосознания»- будущий психолог и т.д. Выбор тем однозначно складывался из предпочтений и интересов учеников и даже их будущей профессии.
10 слайд. Работа ведется и за рамками уроков…Ежегодно, сами выпускники прошлых лет, приходя в гости обычно, в начале и конце уч. года охотно делятся своими впечатлениями о выбранном ВУЗе, специальности и будущей профессии. И уже не со слов учителя становится понятно, какие усилия надо прилагать для дальнейшего своего самоопределения.
11 слайд.
Экскурсии позволяют наглядно познакомиться с рядом профессий. Несомненно, тут необходимо участие родителей. Так, благодаря родителям с учениками профильных классов были посещены больницы города и даже побывали в здании суд мед экспертизы. Общаясь с взрослыми на таких встречах ученики пропускают всю информацию «через себя» и с большим интересом задают вопросы, взвешивают свои возможности, делают свои умозаключения, а не ошибочные выводы, например, с экрана кино (сериал «Интерны»).
12 слайд.
Для реализации практической части исследовательских работ, тоже проводим встречи с врачами. Так, в работе «Пластическая хирургия: за или против?» нам была необходима помощь специалистов. В своё время очень запомнилась экскурсия в ГЖБ, где хирург-анестезиолог рассказал, как проводятся такие операции, среди какой возрастной группы, среди кого востребованы. Нам довелось издалека понаблюдать за операцией. А в детской стоматологической клинике ученикам удалось подержать в своих руках имплантаты.
13 слайд. Естественно, после таких встреч, ученики набираются опыта, некоторые понимают, что они слишком брезгливы, не выносят вида крови, запаха формалина и специфической атмосферы больницы, поторопились с выбором профиля.
Другие же, наоборот, начинают мониторить, искать Вузы, где обучают определенной специальности.
14 слайд. В прошлом уч году, благодаря заместителю главного врача по кадрам — Киселёвой Надежде Евгеньевне (мама Соловьёвой Анастасии, 11б), мы с ученицами х/б профиля побывали на 4-х часовой экскурсии во 2 гор больнице им Св.Георгия. Главный врач — Лукашевич Георгий Георгиевич. Заместитель главного врача по лечебной части — Володина Наталья Николаевна. Где нас только не водили: мы побывали во всех отделениях, лабораториях, даже палатах. Нас познакомили с современным оборудованием, взяли кровь на инсулин, тут же продемонстрировали результат, показали, как выглядят гельминты в реальности, а не на картинках учебников, после чего их присутствующих учениц трое захотели быть именно лаборантами. Посещение таких мест имеет и большой воспитательный аспект, так, когда нас проводили в реанимацию и показали, что бывает с наркоманами, мы просто были в шоке, несколько людей прикованные к кровати лежали с катетерами, трубками и они были достаточно молодые.
15 слайд. Профессиональное просвещение можно проводить и в школе, с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией предметов труда и профессиональных операций. Так, в прошлом уч году состоялась встреча с мед сестрой, которая сама пришла к нам с беседой в профильные классы. Мы как раз проходили тему «Значение мутаций и мутагенов», она нам рассказала, какие последствия ждут детей у родителей, ведущих не здоровый уровень жизни.
16 слайд. Перед вами фрагмент практической части курса «Я познаю мир».
Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Большое значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения вне урока. Работа с биологическими объектами.
17 слайд.
Профориентационная работа с учащимися включает информацию о профессиях, путях их приобретения, помогает решению задачи формирования социальной активности личности, ориентации на общественно полезный труд согласно своим способностям и возможностям. В процессе этой работы развиваются интересы и склонности, формируется позитивное отношение к будущей трудовой деятельности. Разработанные курсы для 9-го кл «Введение в профессию» и для 11кл «Аспекты биологических наук» также позволяют учеников нацелить на дальнейший выбор. С этими кусами знакомятся ученики профильных классов и готовясь к ним делают мини проекты по определенным специальностям: эколог, эпидемиолог, педиатр, хирург, вертебролог, фониатр и др.
18 слайд.
В процессе изучения любых тем можно провести аналогию с профессией. Особенно это удаётся в 8кл., где ученики проводят практические и тестовые работы:
– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации;
– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.
В результате проведенных работ они определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику.
19 слайд.
Сколько же всего существует профессий? В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 6 тыс. профессий и специальностей, имеющихся на сегодняшний день в России. В таком огромном количестве довольно трудно ориентироваться, тем более что постоянно появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые дробятся и делятся.
20 слайд.
Чтобы не ошибиться с выбором профессии необходимо придерживаться советов и рекомендаций «бывалых». Главное из них - это возможности и интерес, иначе работа будет не в радость, а в тягость. Нельзя отождествлять школьный предмет биологию и «биологическую» профессию. Биология — основа для многих профессий, но каждая имеет свои особенности и наличие способностей у одноклассников, не всегда гарантия того, что такие есть способности и возможности есть у каждого, поэтому не следует выбирать профессию «за компанию».
21 слайд.
По профориентационной работе учителя как предметника можно сделать соответствующие выводы:
1. На уроке связывать материал с жизнью, использовать межпредметные связи, учитывать запросы учеников при разработке спецкурсов.
2. Во время экскурсий, практических и лабораторных работ больше использовать наглядности, отучать работать по «шаблону», давать возможность самостоятельно решать проблемные вопросы.
3. Привлекать учеников к проектной и учебно-исследовательской деятельности.
4. Организовывать совместную работу с родителями и выпускниками по оказанию помощи в профориентации.
22 слайд. Спасибо за внимание! Готова поделиться индивидуально с опытом работы в этом направлении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.