Методика «Изучение скорости мышления»
Цель: определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.
Слова:
п-ра |
д-р-во |
п-и-а |
п-сь-о |
г-ра |
з-м-к |
р-ба |
о-н- |
п-ле |
к-м-нь |
ф-н-ш |
з-о-ок |
к-са |
п-с-к |
х-кк-й |
к-ш-а |
т-ло |
с-ни |
у-и-ель |
ш-ш-а |
р-ба |
с-ол |
к-р-ца |
п-р-г |
р-ка |
ш-о-а |
б-р-за |
ш-п-а |
п-ля |
к-и-а |
п-е-д |
б-р-б-н |
с-ло |
с-л-це |
с-ег |
к-нь-и |
м-ре |
д-с-а |
в-с-а |
д-р-в- |
Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов:
25-30 слов - высокая скорость мышления;
20-24 слова - хорошая скорость мышления;
15-19 слов - средняя скорость мышления;
10-14 слов - ниже средней;
до 10 слов - инертное мышление.
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:
19-16 слов - высокий уровень мышления;
10-15 слов - хороший;
5-9 слов - средний;
до 5 слов - низкий.
Методика "Простые аналогии"
Цель: исследование логичности и
гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,
Порядок исследования.
Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов.
О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов,
о хорошем 6-7 ответов,
о достаточном - 4-5,
о низком - менее чем 5.
Методика "Изучение логической и механической памяти"
Возраст: 7-11 лет
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Инструкция: Я прочитаю тебе пары слов которые ты должен запомнить, после небольшого перерыва я прочитаю тебе другие пары слов, а ты должен записать слова, которые были мной произнесены изначально.
Процедура проведения:
Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд).
После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд, а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов: Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.
Объем смысловой памяти Объем механической памяти
Количество слов первого ряда (А) Количество запомнившихся слов (В) Коэффициент смысловой памяти C=B/A Количество слов второго ряда (А) Количество запомнив-
шихся слов (В) Коэффициент механической памяти C=B/A
Первый ряд:
кукла - играть
курица - яйцо
ножницы - резать
лошадь - сани
книга - учитель
бабочка - муха
щетка - зубы
снег - зима
корова - молоко
лампа - вечер
Второй ряд:
жук - кресло
компас - клей
колокольчик - стрела
синица - сестра
лейка - трамвай
ботинки - самовар
спичка - графин
шляпа - пчела
рыба - пожар
пила - яичница
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.