Статья по теме:
«Системно-деятельностный подход повышения качества образования на уроках информатики»
учитель информатики
Губашева М.С.
Актуальность заявленной темы исследовательской работы обусловлена современной стратегией обновления образования. Реформирование образования, постоянный рост объема информации, поставили перед училищем ряд серьезных задач.
Ключевыми из них являются: перевод подготовки учеников на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям; повышение фундаментальности образования; интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения; информатизация образования, основанная на внедрении современных информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения.
Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных и коммуникационных технологий для развития личности учеников, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. Не менее важно в процессе обучения учить учеников создавать свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность ученика.
Проблема исследования заключается в разрешении следующих противоречий:
1) увеличением объема и сложности теоретических разделов курса информатики и увеличением времени, отводимого на самостоятельное обучение предмета;
2) создание условий необходимых для формирования познавательной деятельности ученика и общее снижение учебной мотивации, недостаточно высокий уровень осознанного отношения к учебе.
Объект исследования: процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования: системно-деятельностный подход как средство повышения качества образования на уроках информатики.
Цель исследования: изучить возможности использования системно-деятельностного подхода для повышения качества образования на уроках информатики.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы системно-деятельностного подхода.
2. Апробировать теоретические знания по использованию технологии на уроках информатики.
3. Разработать дидактические материалы, методические рекомендации по использованию указанных технологий на уроках информатики.
Глава 1. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС
1.1. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определив три группы требований к его проектированию и реализации:
• к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных);
• к структуре основной образовательной программы;
• к условиям реализации стандартов.
Обучение, построенное на системно-деятельностном подходе, отличается от традиционного обучения:
· по содержанию, методам и средствам обучения;
· по характеру процесса управления обучением;
· по характеру подготовки преподавателя к проведению учебного процесса;
· по отводимому на обучение количеству часов;
· по результатам обучения.
При традиционном подходе, который реализовывал предметно-знаниевую парадигму образования, целью являлось вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками; способы общения сводились к наставлению, разъяснению, запрету, нотациям; позиция учителя сводилась к реализации учебной программы, удовлетворению требований руководства и контролирующих инстанций; основным положением к руководству был лозунг: «Делай, как я!» и т. д.
При системно-деятельностном подходе, который реализует компетентностную парадигму образования, целью является формирование личности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания, умения, навыки не цель, а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, не игнорированию его чувств и эмоций; тактика строится на идеях сотрудничества; позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!», ученик полноправный партнер и т.д.
Системно-деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения будет реализован следующим образом:
во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Во-вторых, задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В требования к организации обучения включены:
- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:
• конечной целью обучения является формирование способа действий;
• способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
• механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.
Системно-деятельностный подход в основных положениях концепции ФГОС раскрывает, что необходимо сделать учителю, чтобы получить новый образовательный результат:
• подробно описать новый результат, ответить на вопрос: зачем учить? (цель);
• подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: чему учить? (содержание, основная образовательная программа, рабочие учебные программы, учебно-методический комплекс);
• определить адекватные педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить?
Управление обучением и достижения поставленных образовательных целей обеспечивают в ФГОС следующие требования к организации процесса обучения:
• организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
• выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
• организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива каждого ученика;
• выбор технологии обучения, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на диалоговой основе, на ситуативной основе и др.
Адекватный выбор технологий обучения обусловлен требованиями ФГОС. Стратегия развития, заложенная в ФГОС нового поколения, предполагает развитие личностного потенциала ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.
Реализация системно-деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих педагогических задач:
• определение и формирование основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
• определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий;
• определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
• разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса и др.
1.2.Оценка качества образования и методы его измерения в условиях реализации ФГОС
Проблема обеспечения, оценки и управления качеством образования не является новой. Однако введение ФГОС требует новых подходов к оценке качества. В связи с этим можно выделить два ключевых вопроса: что понимать под качеством образования в условиях введения ФГОС; что предполагает оценка качества образования?
Под качеством образования понимаются образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся. В этом смысле ключевой результат образования - успешная социализации учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (универсальных учебных действий).
Что предполагает оценка качества образования? Оценка – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых показателей, образовательных ресурсов и условий заданным ООП эталонам. Что меняется в оценке качества образования с введением ФГОС? Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами предполагает оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Для оценки предметных результатов рекомендуется использовать такой показатель как качество и динамика обученности. Во ВШК предметные результаты отслеживаются через результаты текущего оценивания, отражающие динамику индивидуальных достижений обучающихся, продвижение и достижение планируемых результатов освоения ООП; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных, предметных способов, действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге; результаты внеучебных достижений.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности, которые осваиваются обучающимися на базе учебных предметов. Для оценки метапредметных образовательных результатов рекомендуется использовать такие показатели как уровень сформированности регулятивных УУД (навыки самоуправления); уровень сформированности познавательных УУД (мыслительные, логические умения и другие); уровень сформированности коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и другие); уровень развития ИКТ-компетентности (владение ПК, навыки грамотного, безопасного использования Интернет-ресурсов, преобразование информации).
Глава 2. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках информатики.
Дисциплина «Информатика и ИКТ» в школе изучается с 7 по 11 классы.
Существенной проблемой, которую на протяжении последних лет пытаются решить учителя информатики, является проблема вовлечения учеников в изучение учебного материала и поддержания их интереса к предмету «Информатика и ИКТ». Большое количество искушений, подстерегающих современное поколение (Интернет с его многочисленными развлекательными сервисами, мобильная связь с доступом к Интернет и неограниченному sms-общению, различные компактные музыкальные устройства), отрицательно сказывается на процессе овладения учениками знаниями и умениями. Поэтому проблема отбора таких средств обучения, которые были бы близки по духу и в то же время формировали бы у учеников позитивное отношение к учебной деятельности, очевидна.
Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
Урок информатики имеет принципиальные отличия от других учебных предметов, и эти отличия выражаются в следующем.
Во-первых, наличие специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники и мультимедийных устройств.
Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетенций.
В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут. Некая "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетенции целеполагания.
Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «отнести» к одной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта находится на стыке нескольких ключевых компетенций:
• коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы и т.д.);
• информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада);
• учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа сделанного и т.п.);
• общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.).
Для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках информатики я использую в своей практике такие приемы обучения, как обратная интерференция, перекрестная дискуссия, концептуальные таблицы, кластеры.
Прием «Обратная интерференция» используется для формирования навыка работы с текстами, содержащими компьютерную терминологию. С помощью данного приема создаются условия для закрепления навыка поиска информации и синтеза нового знания. Кроме этого, данный прием позволяет осуществлять межпредметные связи путем переноса знаний учащихся из одной предметной области (английский язык) в другую (информатика). Данный прием я использую, например, при знакомстве учащихся с терминами «принтер», «браузер» и др.
Перекрестная дискуссия помогает учащимся овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимодействия, что немаловажно в современной жизни.
Приведу примеры проблемных вопросов для организации перекрестной дискуссии:
« Является ли Интернет наиболее эффективным источником информации?»
«Свободно распространяемое программное обеспечение – это лучшее решение?»
«Компьютер – конкурент книге?»
«Является ли образование через Интернет лучше традиционного?»
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. Примером концептуальной таблицы может служить таблица «Поколения ЭВМ».
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. Такой прием использую, например, при изучении темы «Сервисы сети Интернет», «Компьютерные вирусы», «Моделирование», «Редактирование и форматирование текста».
В результате применения данных приемов обучения у учеников стали более глубокие и прочные знания по сравнению с теми, которые они приобретали при сообщении учителем готовых знаний; познавательный интерес стал выше, проявились творческие способности обучающихся; ускорились темпы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера; выработались устойчивые навыки самостоятельной работы.
Успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу. Поэтому в основе свой педагогической деятельности я использую проектный метод. Этот метод создает положительную мотивацию для обучения. Кроме того, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Создание проектов позволяет ученикам в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. На уроках обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Результат работы представляют в виде мини-проекта. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания.
Успешность развития учебных действий ребенка определяется положительной мотивацией. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала. Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них:
Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала. С целью выявления мотивов изучения предмета информатика мною было проведено анкетирование ребят. Результаты этой анкеты показали, что наиболее значимыми мотивами для них являются такие: это может пригодиться в будущем; нравится создавать нужные и красивые работы; это очень интересно.
Какие бы мы цели не ставили, какие бы мы не применяли методы, формы и средства обучения или формы организации деятельности обучаемых, необходимо на каждом уроке создавать занимательные моменты, так как непроизвольно вызванный интерес к происходящему на уроке способен увлечь к занятию определенным видом деятельности. Для этого я на уроках использую нестандартные средства обучения, нетрадиционное преподавание дисциплины (например, такие уроки как: уроки-состязания, уроки-аукционы, уроки - деловые игры).
Если на уроке каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность: слушал, записывал, работал с прикладными программами, затем каждый выступал, слушал одноклассников, сравнивал себя с другими, выполнял задание, которое выливалось в коллективный труд, ощущал себя значимым в освоении учебного материала или его закреплении, то такой урок ценен, потому что после такого урока возрастает мотивация к учебному процессу, в ходе которого каждый ученик будет стремиться проявить свои способности.
Описывая портрет выпускника школы, проект ФГОС выделяет такие характеристики выпускника, как «креативный и критически мыслящий», а в числе личностных результатов называются готовность и способность к творческой деятельности.
Такая творческая деятельность очень четко может прослеживаться при групповой форме обучения, которую на своих уроках использует каждый учитель, и я в том числе. Групповая форма определяет успешность обучения. Попробую аргументировать свой ответ. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учащихся. Во-вторых, понижается уровень тревожности, неуверенности, страха оказаться некомпетентным, неуспешным в решении задач. В-третьих, в группе растет уровень обученности, ценность знаний и навыков повышается за счет фактора самостоятельности их получения. В- четвертых, в плане личностного роста каждого ученика происходит развитие коммуникативных навыков, толерантности, психологической адаптации и самореализации.
Фрагменты заданий должны быть разноуровневыми. Урок с такой формой обучения тоже будет ценен, так как на его основе формируются навыки совместного решения проблемных ситуаций и задач. В практике групповые формы работы обеспечивают достаточно высокие результаты образовательного и личностного развития учащихся.
Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с учениками мы равноправны: я учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Поэтому в своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
1.Поощряй самостоятельность учеников, будь верным спутником.
2.Получай удовольствие от работы.
3.Говори «не знаю», если не знаешь.
4.Улыбайся чаще, от этого в классе светлее.
5. Будь самим собой.
Для создания атмосферы заинтересованности, активности, чувства удивления, новизны, творческого поиска по разным учебным модулям я использую разные технологии. Одна из них – технология критического мышления.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции - это технология развития критического мышления. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность технологии развития критического мышления
При внедрении технологии критического мышления мною были поставлены цели:
- формирование критического стиля мышления в процессе обучения на уроках «Информатика и ИКТ», развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
- развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;
- формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при это пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в изучаемом материале или речи;
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей образовательных технологий;
- формирование навыков использования информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и самостоятельного добывания новых знаний.
Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:
- сформировать у учащихся умения и навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве;
- формировать критический стиль мышления в процессе обучения Информатики и ИКТ, развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, информацией и коммуникационными технологиями;
- формировать умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию.
Заключение
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом. Я выбрал технологию системно - деятельностного обучения, чтобы ученики работали на уроках продуктивно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.
Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.
Каждый учитель может использовать системно - деятельностный подход в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.