Тренды
современного образования
• «Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась».
Гордон Драйден, Джанет Вос «Революция образования» (2003 год) По данным психологов, стереотип неуспешности формируется у ребёнка в
самом раннем возрасте, до 3-х лет, то есть задолго до поступления в 1-й класс. А это значит, что инвестиции в дошкольное образование способны дать колоссальный эффект, гораздо больший, чем в среднее и высшее, как это ни странно.
Тренды в образовании – это тенденции в его изменении.
Система образования в будущем:
• персональная,
• коллаборативная (совместная деятельность),
• эффективная.
Модель образования:
– глобально ориентированная;
– национально ориентированная.
4
Тренд 1. Персонализация образования.
Индивидуальные траектории развития личности;
• индивидуальный учебный план;
• набора курсов дополнительных к обязательному;
• обучение каждого обучающегося по индивидуальным программам. Совокупность индивидуальных учебных планов основа для их распределения по учебным группам, классам.
•
Интерактивная
карта траекторий/профессий будущего с детализацией по необходимому обучению и
возможностям трудоустройства.
Как изменится образование?
Персонализация
Компания Knewton известна тем, что создала коммерческую адаптивную образовательную платформу, которую можно подключить к любой современной системе управления учебным процессом
Предлагают создателям онлайн-курсов использовать разработанный компанией технологию детально анализирующую прогресс обучающегося по конкретному предмету.
В зависимости от собранной информации Knewton выстраивает для каждого обучающегося уникальную программу: к какой теме переходить, в чем слабые места и
какие учебные материалы лучше воспринимаются (текст
или видео) 6
Сегодня «цифровизацию» (от англ. didgital, цифровой) уже можно вносить в словари в качестве омонима, из-за большого количества значений. Ели объяснять этот термин «по-простому», то цифровизация – это то, что требуется, чтобы «сделать процесс образования стал более гибким, приспособленным к реалиям современного дня и способствовал формированию конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире».
«Цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов. «Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».
«Процесс «цифровой трансформации» – это процесс перевода процесса в «гибкое» состояние из существующего».
Термин «цифровизация» сегодня имеет тенденцию использования для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой. К примеру, книги не просто превращаются в электронные книги, а предоставляют целый спектор интерактивных и мультимедийных ресурсов. Соответственно, процессы могут стать уже онлайндиалогами между различными сторонами образовательного процесса.
«Цифровизация — это изменение парадигмы того, как мы думаем, как мы действуем, как мы общаемся с внешней средой и друг с другом. И технология здесь — скорее инструмент, чем цель».
Тренд 2. Сохранение собственного национального культурно-генетического кода,
• Основная задача – развитие национальной системы воспитания и обучения путём консолидации усилий организаций образования, семьи и других институтов, для формирования конкурентоспособной, прагматичной, сильной, ответственной, творческой Личности Единой нации, фундаментом успеха будущего которой является культ знаний.
Тренд 3. Обучение детей дошкольного возраста синергетическим знаниям и формирование у обучаемых синергетического взгляда на окружающий мир.
Междисциплинарность как норма.
• Синергетика – теория сложных систем, междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.
от понимания содержания образования как системы предметного знания основ наук -
к пониманию его как целостной системы взаимосвязанных различных видов знаний (информационных, процедурных, оценочных, рефлексивных), характеризующих общественный и личностный опыт
12
• на уровне концепций содержания дошкольного образования происходит ограничение удельного веса предметных информационных знаний основ
наук и увеличении других видов знания, (отвечающих на вопрос «как?» «зачем?»);
• на уровне всех образовательных программ наблюдается «выход за пределы» предметных информационных знаний основ наук, посредством расширения межпредметного, надпредметного контекстов
13
• Метапредметные компетенции –
комплексный ресурс, готовность и способность личности, которые обеспечивают возможность эффективной и разносторонней учебноисследовательской и проектной деятельности.
• Метапредметные компетенции – ключевые (глобальные) компетенции обучающихся
Тренд 5. Борьба за таланты.
Системный характер работы с одаренными:
• расширение вертикальных связей, договорных отношений с работодателями с целью решения задач профориентации, профессиональной подготовки, и трудоустройства интеллектуальной элиты;
• участие в учебно-воспитательном процессе учителей-непедагогов.
• Сохранение интеллектуальной элиты в территории.
• Эпоха информационного общества вступает в стадию Smart (в переводе «умный»,
«интеллектуальный»). Она характеризуется, прежде всего, наличием коммуникационных технологий коллективной деятельности.
• Smart-обучение – слияние онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа; инструмент поставки учебного контента, применения новых методик обучения – смешанного (Blended Learning) и перевёрнутого (Flipped Classroom),
Civilisation III (рус. Цивилизация Сида Мейера V) дает достаточно четкое представление о логике исторического процесса и объясняет, как и почему некоторые земные цивилизации исчезают
с лица планеты, тогда как другие процветают.
Обучение через локальное и глобальное соревнование
Американский проект TopCoder и российский CodeForces в области онлайн-соревнований по программированию:
Ø каждую неделю в течение нескольких часов участникам по всему миру предлагается решить ряд задач;
Ø написанные ими алгоритмы проверяются в режиме реального времени автоматизированными тестирующими системами и лучшие программисты зарабатывают баллы, борясь за верхние строчки рейтинга.
18
Триггер: успешное освоение технологий следующего уклада |
ПРЕДПОСЫЛКИ |
- MMORG – массовое явление, но не встроенное в образование - культура игры стала массовой темой: поколения kidults и iPad-детей («игра – это норма») |
Город как большой тренажер: от «городов для детей» к «играм для всех» |
«Игра все детство»: игры длинного цикла с подстройкой под уровень развития |
Жизнь и работа в виртуально-реальных мирах как норма
Игровой интерфейс как форма рабочего пространства
«Человек играющий» как общественная норма
|
Тренажеры правильного поведения (БОС, AR) Виртурма: преодоление социальной дезадаптации преступников через виртуальные тренажеры |
Признание игры: - массовое включение игр и симуляторов в курсы (проекты / экзамены) - включение MMORGдостижений в резюме |
Геймификация жизни (действия как игровые достижения – пока фитнес, далее везде)
2013 2016 2022 2030
MMORG – многопользовательская ролевая онлайн-игра
• учебные макеты, книги, пособия, произведения литературы, искусства,
• дизайн-проекты, социальные проекты;
• компьютерная программа, электронные разработки;
• изобретения, модели, промышленные образцы, решение технической задачи;
• инженерно-социальные проекты, направленными на улучшение социальной ситуации посредством разработки инженерных конструкций, машин, позволяющих более эффективно решать значимые социальные задачи • селекционные достижения, сорта растений;
• ноу-хау и др.
Эффект «двойного горба» характерен для множества инновационных секторов. Бизнесы, остающиеся после «схлопывания» пузыря, задают стандарт отрасли Риск перегрева и обвала рынка компенсируется возможностью появления прорывных инноваций, носящих системообразующий характер. При этом заранее сложно
2010-2017 сказать, какие из
Продукт – «протезы» и Схлопывание рынка типовых Новое образование становится «костыли» для замещающих решений. Прорыв базовой инфраструктурой в существующей системы. решений, создающие новые развитых странах Инфраструктура – стандарты. Войны стандартов и современное ИКТ. форматов. Инфраструктура Локальный финансовый нового образования – пузырь. следующее поколение ИКТ. |
стартапов смогут претендовать на «системообразование» |
• смещение фокуса внимания с итоговых оценок на промежуточные результаты для выстраивания стратегии обучения;
• смена оценки на признание достижений (паспорт компетенций и прецедентов;
• система peer-evaluation (экспертная оценка) + геймификации процесса обучения (коллективная оценка, «плей-листы» на неделю/месяц/год, бейджи и достижения вместо оценок);
• Онлайн-рейтинг педагогов исходя из успешности детей и отзывов родителей.
• Навигатор знаний.
• Проектировщик изменений.
• Антрополог профессий.
• Диагност-корректировщик.
• Прогностик-девелопер.
• Полилог.
• Ментор стартапов
• Игромастер • Координатор образовательной онлайн платформы
• Разработчик образовательных траекторий
• Антрополог – человек, занимающийся антропологией, комплексом дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества.
• Девелопер (от англ. develop — развивать, разрабатывать, создавать, совершенствовать).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.