Статья по теме "Современное образование: тренды, тенденции, управленческие технологии"
Оценка 4.7

Статья по теме "Современное образование: тренды, тенденции, управленческие технологии"

Оценка 4.7
pdf
10.06.2022
Статья по теме "Современное образование: тренды, тенденции, управленческие технологии"
Статья тренды современного образования.pdf

Тренды современного образования

«Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась».

Гордон Драйден, Джанет Вос  «Революция образования» (2003 год)  По данным психологов, стереотип неуспешности формируется у ребёнка в

самом раннем возрасте, до 3-х лет, то есть задолго до поступления в 1-й класс.  А это значит, что инвестиции в дошкольное образование способны дать колоссальный эффект, гораздо больший, чем в среднее и высшее, как это ни странно.

 

Тренды в образовании – это тенденции в его изменении. 

 

Система образования в будущем:

           персональная, 

           коллаборативная (совместная деятельность),

           эффективная. 

 

Модель образования: 

     глобально ориентированная;

     национально ориентированная.

4

Тренд 1. Персонализация образования.

Индивидуальные траектории развития личности; 

         индивидуальный учебный план

         набора курсов дополнительных к обязательному;

         обучение каждого обучающегося по индивидуальным программам. Совокупность индивидуальных учебных планов основа для их распределения по учебным группам, классам.

         Интерактивная карта траекторий/профессий будущего с детализацией по необходимому обучению и возможностям трудоустройства.

Как изменится образование?

    Персонализация 

     Компания Knewton известна тем, что создала коммерческую адаптивную образовательную платформу, которую можно подключить к любой современной системе управления учебным процессом 

     Предлагают создателям онлайн-курсов использовать разработанный компанией технологию детально анализирующую прогресс обучающегося по конкретному предмету

     В зависимости от собранной информации Knewton выстраивает для каждого обучающегося уникальную программу: к какой теме переходить, в чем слабые места и

какие учебные материалы лучше воспринимаются (текст

                            или видео)                                                                  6

 

Сегодня «цифровизацию» (от англ. didgital, цифровой) уже можно вносить в словари в качестве омонима, из-за большого количества значений. Ели объяснять этот термин «по-простому», то цифровизация – это то, что требуется, чтобы «сделать процесс образования стал более гибким, приспособленным к реалиям современного дня и способствовал формированию конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире».

«Цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов. «Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».

«Процесс «цифровой трансформации» – это процесс перевода процесса в «гибкое» состояние из существующего».

Термин «цифровизация» сегодня имеет тенденцию использования для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой. К примеру, книги не просто превращаются в электронные книги, а предоставляют целый спектор интерактивных и мультимедийных ресурсов. Соответственно, процессы могут стать уже онлайндиалогами между различными сторонами образовательного процесса.

«Цифровизация — это изменение парадигмы того, как мы думаем, как мы действуем, как мы общаемся с внешней средой и друг с другом. И технология здесь — скорее инструмент, чем цель».


Рис. Система цифрового


«Путь ученика» в образовании-2030

Тренд 2. Сохранение собственного национального культурно-генетического кода,

фундаментальная основа которого - патриотизм  

        Основная задача развитие национальной системы воспитания и обучения путём консолидации усилий организаций образования, семьи и других институтов, для формирования конкурентоспособной, прагматичной, сильной, ответственной, творческой Личности Единой нации, фундаментом успеха будущего которой является культ знаний. 

Тренд 3. Обучение детей дошкольного возраста синергетическим знаниям и формирование у обучаемых синергетического взгляда на окружающий мир.

Междисциплинарность как норма.

        Синергетика – теория сложных систем,  междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

 

Изменение  понимания  содержания дошкольного образования

   от понимания содержания образования как  системы предметного знания  основ наук -  

к пониманию его как целостной системы взаимосвязанных различных видов знаний (информационных, процедурных, оценочных, рефлексивных), характеризующих общественный и личностный опыт

12

 Тенденции изменения  понимания содержания дошкольного образования

 

        на уровне концепций содержания дошкольного образования  происходит ограничение удельного веса предметных информационных знаний основ

наук и  увеличении других видов знания, (отвечающих на вопрос «как?» «зачем?»); 

        на уровне всех образовательных программ  наблюдается  «выход  за пределы» предметных информационных знаний основ наук, посредством расширения межпредметного,  надпредметного контекстов

13

Тренд 4. Метакомпетентностное образование

 

        Метапредметные компетенции

комплексный ресурс, готовность и способность личности, которые обеспечивают возможность эффективной и разносторонней учебноисследовательской  и проектной деятельности.

 

        Метапредметные компетенции – ключевые (глобальные) компетенции обучающихся

Тренд 5. Борьба за таланты.

Системный характер работы с одаренными:

        расширение вертикальных связей, договорных отношений с работодателями с целью решения задач профориентации, профессиональной подготовки, и трудоустройства интеллектуальной элиты;

        участие в учебно-воспитательном процессе учителей-непедагогов.

        Сохранение интеллектуальной элиты в территории. 

 

Тренд 6. Smart-общество и  Smart-обучение

        Эпоха информационного общества вступает в стадию Smart (в переводе «умный»,

«интеллектуальный»). Она характеризуется, прежде всего, наличием коммуникационных технологий коллективной деятельности.

        Smart-обучение – слияние онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа; инструмент поставки учебного контента, применения новых методик обучения – смешанного (Blended Learning) и перевёрнутого (Flipped Classroom),  

Тренд 7. Геймификация. Введение в обучение образовательных игр   Модель игрового мира стратегии

Civilisation III  (рус. Цивилизация Сида Мейера V) дает достаточно четкое представление о логике исторического процесса и объясняет, как и почему некоторые земные цивилизации исчезают

с лица планеты, тогда как другие процветают.  

 

Обучение через локальное и глобальное соревнование

 

Американский      проект      TopCoder      и    российский CodeForces      в      области    онлайн-соревнований по программированию: 

 

Ø  каждую неделю в течение нескольких часов участникам по всему миру предлагается решить ряд задач; 

Ø  написанные ими алгоритмы проверяются в режиме реального      времени автоматизированными тестирующими       системами           и      лучшие программисты      зарабатывают    баллы,      борясь за верхние строчки рейтинга. 

18

От геймификации к тотальности игры

Триггер: успешное освоение технологий следующего уклада

ПРЕДПОСЫЛКИ

-                    MMORG – массовое явление, но не встроенное в

образование

-                    культура игры стала массовой темой: поколения kidults и iPad-детей («игра – это норма»)

Город как большой тренажер: от «городов для детей» к «играм для всех»

«Игра все детство»: игры длинного цикла с подстройкой под уровень развития

Жизнь и работа в виртуально-реальных

мирах как норма

 

Игровой интерфейс как форма рабочего

пространства

 

«Человек играющий» как общественная норма

 

Тренажеры правильного поведения (БОС, AR) Виртурма: преодоление социальной дезадаптации преступников через виртуальные тренажеры

Признание игры:

- массовое включение игр и симуляторов в курсы (проекты / экзамены) - включение MMORGдостижений в резюме

Геймификация жизни (действия как игровые достижения – пока фитнес, далее везде)

                      2013                                       2016                                        2022           2030

 MMORG  – многопользовательская ролевая онлайн-игра

Тренд 8. Ранний интеллектуальный труд

         учебные макеты,  книги, пособия, произведения литературы, искусства, 

         дизайн-проекты, социальные проекты;

         компьютерная программа, электронные разработки;

         изобретения, модели, промышленные образцы, решение технической задачи; 

         инженерно-социальные проекты, направленными на улучшение социальной ситуации посредством разработки инженерных конструкций, машин, позволяющих более эффективно решать значимые социальные задачи селекционные достижения, сорта растений;

         ноу-хау и др. 

Большие рынки нового образования: волна стартапов

Эффект «двойного горба» характерен для множества инновационных секторов. Бизнесы, остающиеся после «схлопывания» пузыря, задают стандарт отрасли  Риск перегрева и обвала рынка компенсируется возможностью появления прорывных инноваций, носящих системообразующий характер. При этом заранее сложно

                   2010-2017                                                                                                       сказать, какие из

Продукт – «протезы» и               Схлопывание рынка типовых         Новое образование становится «костыли» для     замещающих решений. Прорыв базовой инфраструктурой в

существующей системы. решений, создающие новые            развитых странах

Инфраструктура – стандарты. Войны стандартов и современное ИКТ.  форматов. Инфраструктура Локальный финансовый нового образования –

пузырь.                                       следующее поколение ИКТ. 

стартапов смогут претендовать на «системообразование»

Тренд 9. Поиски модели качества образования

         смещение фокуса внимания с итоговых оценок на промежуточные результаты для выстраивания стратегии обучения;

         смена оценки на признание достижений (паспорт компетенций и прецедентов;

         система peer-evaluation (экспертная оценка)  + геймификации процесса обучения (коллективная оценка, «плей-листы» на неделю/месяц/год, бейджи и достижения вместо оценок);

         Онлайн-рейтинг педагогов исходя из успешности детей и отзывов родителей. 

«Силовые поля» для новой сферы образования

Образ педагога будущего

           Навигатор знаний.

           Проектировщик изменений.

           Антрополог профессий.

           Диагност-корректировщик.

           Прогностик-девелопер.

           Полилог. 

           Ментор стартапов

           Игромастер Координатор образовательной онлайн платформы

           Разработчик образовательных траекторий

 

           Антрополог – человек, занимающийся антропологией, комплексом дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества.

           Девелопер (от англ. develop — развивать, разрабатывать, создавать, совершенствовать).

Тренды современного образования

Тренды современного образования

Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась»

Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась»

Тренды в образовании – это тенденции в его изменении

Тренды в образовании – это тенденции в его изменении

Тренд 1. Персонализация образования

Тренд 1. Персонализация образования

Как изменится образование?

Как изменится образование?

Цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов

Цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов

Рис. Система цифрового

Рис. Система цифрового

Путь ученика» в образовании-2030

Путь ученика» в образовании-2030

Тренд 2. Сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого - патриотизм •

Тренд 2. Сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого - патриотизм •

Синергетика – теория сложных систем, междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других)…

Синергетика – теория сложных систем, междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других)…

Тенденции изменения понимания содержания дошкольного образования • на уровне концепций содержания дошкольного образования происходит ограничение удельного веса предметных информационных знаний основ наук и увеличении других…

Тенденции изменения понимания содержания дошкольного образования • на уровне концепций содержания дошкольного образования происходит ограничение удельного веса предметных информационных знаний основ наук и увеличении других…

Тренд 4. Метакомпетентностное образование •

Тренд 4. Метакомпетентностное образование •

Тренд 5. Борьба за таланты.

Тренд 5. Борьба за таланты.

Тренд 6. Smart-общество и Smart-обучение •

Тренд 6. Smart-общество и Smart-обучение •

Тренд 7. Геймификация. Введение в обучение образовательных игр •

Тренд 7. Геймификация. Введение в обучение образовательных игр •

Американский проект

Американский проект

ПРЕДПОСЫЛКИ -

ПРЕДПОСЫЛКИ -

Большие рынки нового образования: волна стартапов

Большие рынки нового образования: волна стартапов

Продукт – «протезы» и

Продукт – «протезы» и

Тренд 9. Поиски модели качества образования • смещение фокуса внимания с итоговых оценок на промежуточные результаты для выстраивания стратегии обучения; • смена оценки на признание…

Тренд 9. Поиски модели качества образования • смещение фокуса внимания с итоговых оценок на промежуточные результаты для выстраивания стратегии обучения; • смена оценки на признание…

Силовые поля» для новой сферы образования

Силовые поля» для новой сферы образования

Образ педагога будущего •

Образ педагога будущего •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2022