Статья на тему: Специфика применения метода "Ролевая игра" при обучении английскому языку учащихся младшего школьного возраста
Актуальность исследования заключается в попытке тщательного анализа и систематизации материала по теме ролевых игр и выявления наиболее оптимальных стратегий их применения с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Цель исследования – проанализировать использование ролевых игр в контексте обучения иностранному языку среди учащихся младшего школьного возраста.
Объектом исследования является ролевая игра в контексте обучения иностранного языку.
Предмет исследования – особенности применения и реализации метода ролевой игры в рамках обучения иностранному языку
Для полного понимания сущности ролевой игры была рассмотрена точка зрения отечественного исследователя Н.Я. Михайленко. Ученый считает, что ролевая игра представляет собой универсальный инструмент, в процессе которого происходит подготовка к принятию управленческих решений, а также обеспечение их реализации. Следовательно, ролевая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых явлений. На слайде также представлены основные виды ролевых игр.
Выделим основные функции ролевой игры в контексте обучения иностранному языку среди учащихся младших классов.
Обучающая функция ролевой игры: решает конкретные задачи в плане обучения и воспитания, которые направлены на усвоения определенного программного материала, а также правил, которым должны следовать учащиеся. Ролевые игры также важны для нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Развивающая функция ролевой игры состоит в развитии учащегося, в коррекции его знаний и навыков.
Воспитательная функция ролевой игры способствует выявлению индивидуальных особенностей детей. Кроме того, она позволяет устранить нежелательные проявления в характере детей младшего школьного возраста.
Практическая часть нашего исследования проводилась с учащимися второго класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 503 Кировского района» города Санкт Петербурга. Были проведены 3 этапа эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента предполагалось использование таких методов, как наблюдение, беседа с учащимися, тестирование. Цель данного эксперимента выявить уровень сформированности навыков в контрольной и экспериментальной группах.
В процессе данного эксперимента была проведена контрольная работа среди учащихся младших классов с целью выявления уровня сформированности языковых навыков. Результаты данного эксперимента представлены на слайде. Уровень сформированности языковых навыков одинаковый у контрольной и экспериментальной групп.
На формирующем этапе эксперимента были проведены уроки английского языка с применением ролевых игр. Для каждой игры представлены цель, описание и проведение игры. Примеры игр, которые можно использовать.
· Игра-кроссворд по теме «Деньги»;
· Игра - кроссворд «Прилагательные для описания людей»;
· Игра-проект «Рецепт блюда»;
· Игра «Изображение действия»;
· Ролевая игра «Цифры»;
· Ролевая игра «Слышу – не слышу»;
· Ролевая игра «Вставь букву»;
Каждому виду ролевой игры предшествовали языковые и условно коммуникативные игры, целью которых являлась подготовка учащихся к использованию лексики и речевых структур в высказывание по текущей теме.
На контрольном этапе эксперимента мы также провели контрольные работы и обнаружили следующие результаты: уровень сформированности языковых навыков у экспериментальной группы заметно увеличился, в то время как у контрольной группы он даже снизился.
На представленном слайде можно увидеть динамику среднего балла в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
В результате, проведение ролевых игр способствовало следующим выводам и рекомендациям.
Во-первых, решению задачи мотивационно - побудительного плана в организации иноязычного общения учащихся младших классов.
Во-вторых, усилению личностной сопричастности учащихся ко всему происходящему. Мы построили примеры ролевых игр таким образом, чтобы учащиеся младших классов входили в ситуацию через "я" соответствующей роли и проявляли заинтересованность к персонажам, которых они играли.
В-третьих, внедрение ролевых игр способствовало расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебные ситуации строились по типу театральных пьес и коротких этюдов, что предполагало описание и представления обстановки, действующих лиц и отношений между ними.
В-четвертых, ролевые игры среди учащихся младших классов способствовали формированию учебного сотрудничества и партнерства, включавших слаженность взаимодействия, учет реакции сверстников, помощи друг другу.
Необходимо также отметить, что проведение ролевых игр среди учащихся младших классов помогло преодолению школьниками психологических барьеров. В конечном итоге учащимся удавалось преодолеть робость, смущение, застенчивость, страх вступить в иноязычное общение.
И, наконец, проведение и обсуждение результатов ролевых игр способствовало решению образовательной и воспитательной целей, формированию и развитию речевых навыков и умений учащихся.
Итоговые выводы по всей работе:
Ролевая игра – это организованное занятие, требующее напряжения умственных и эмоциональных сил ребенка.
В ролевой игре должны обязательно быть прописаны четкие условия, а также должно вводиться ограничение по использованию языкового материала.
Внедрение ролевых игр в обучающий процесс может помочь младшим школьникам наладить отношения и атмосферу в ученическом коллективе.
Следует обратить особое внимание на подготовку ролевой игры, поскольку материал должен быть структурирован, учитывая технологический и обучающий циклы.
Экспериментально доказано, что после проведения упражнений и ролевых игр на уроках английского языка младшие школьники лучше усваивают языковой материал.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.