Применение математических знаний и умений при изучении дисциплин профессионального цикла
Математику только затем учить надо,
что она ум в порядок приводит
Ломоносов
Развитие всех направлений нашего общества немыслимо без математического образования и математической грамотности. Математическая подготовка является полноправной и важной составляющей среднего профессионального образования, и осуществляется она в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и реализацией образовательных программ.
Изучение математики в колледже на разных уровнях (I-II курсах), создает фундамент математического образования, необходимый для получения общих и профессиональных компетенций, воспитывает математическую культуру и понимание роли математики в различных сферах профессиональной деятельности.
Основные знания и умения, которыми должен овладеть обучающийся в процессе изучения математики, отражают требования к уровню обучения. Обучающиеся должны знать основные определения математических понятий, формулировки теоретических фактов, а также овладеть умениями как общего, так и частного характера. В результате изучения математики, обучающиеся должны усвоить, что математические понятия и факты, обладая большой общностью, имеют широкое применение. Особенностью заданий является прикладная направленность. Эти задания направлены на формирование у студентов навыков построения и исследования математических моделей реальных процессов, они должны способствовать выработке стиля логического мышления, критического мышления необходимого специалисту.
Применение математических знаний и умений в дисциплинах профессионального цикла
Некоторым обучающимся не очень понятна необходимость математики в дальнейшем обучении по выбранной специальности. Они часто задают вопросы – Для чего нужны логарифмы, показательная, тригонометрические функции, пределы, производная функции, дифференциальные уравнения, и прочее? Что такое «математический аппарат»? Как они влияют на нашу жизнь?
Простой пример: обучающиеся пишут контрольную работу по теме «Показательная и логарифмическая функция»: строят графики функций, решают уравнения, неравенства, потенцируют или логарифмируют выражения. Решили в пределах математических правил – получили оценку (предположим положительную). Результат повлиял на промежуточную (или итоговую аттестацию). Вышел на стипендию. И что это все – предел, с которым ты справился?
Иное дело (абстрактный пример) – технология программирования: предположим, что при программировании обучающийся описывает какую-либо функцию, которая впоследствии будет давать практическую пользу на каком-либо предприятии. Обучающийся чувствует удовлетворение, когда готовая программа даст результат – реальная польза от программы.
Поэтому, мотивация познавательной деятельности на занятиях «Математика» - это необходимая психологическая подготовка обучаемого к восприятию изучаемого материала. Для повышения интереса к математическим дисциплинам преподаватели учитывают ведущие группы мотивов: интерес к знаниям, к процессу их приобретения; показ практической и теоретической значимости изучаемого материала; создание ситуации успеха в выполнении учебного задания; оценка знаний.
Применение математики к любой практической проблеме начинается с построения математической модели. Известно, что начало – это половина дела. Имея задачу, сформулированную математически, можно выбрать алгоритм ее решения. Т.е. обучающийся должен уметь строить и анализировать математические модели, выбирать метод решения.
Например,
СХЕМА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – представляет собой некоторую экономическую модель данного экономического процесса;
↓
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА - данной экономической модели ставится в соответствие некоторая математическая модель, т.е. данная экономическая модель интерпретируется в виде математической задачи;
↓
МЕТОД РЕШЕНИЯ – выбор метода решения, исходя из анализа математической задачи;
↓
ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ – точное и последовательное применение, выбранного метода решения;
↓
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА РЕЗУЛЬТАТА – экономическая трактовка численного результата, полученного в результате решения математической задачи.
Приведем примеры использования обучающимися математических знаний и умений.
Технические специальности
Раздел: Линейная алгебра
1. Определение силы тока І1 , І2 , І3 в электрической цепи с заданным НДС (по второму закону Киргоффа) сводится к решению системы линейных уравнений (методом Крамера, методом Гаусса)
5
І1+3I2 + І3 =7
4 І1-2I2 –3І3=3
І1 +І2 + І3 =3
Раздел: Математический анализ
Тема - Комплексные числа
Ряд наук применяют комплексные числа. Тема «Комплексные числа» - одна из ведущих прикладных тем курса высшей математики для технических специальностей, ее содержание углубляется в общетехнических дисциплинах техникума (студенты выполняют построение кривой и вектора по уравнению синусоиды, построение вектора по комплексному числу, определяют комплексное число по вектору и уравнению, определяют уравнение по комплексному числу, т.е. при расчетах цепей приходится проводить математические операции с комплексными числами). Также, учитывая, что во многих материнских платах современного компьютера используются знания о комплексних числах – благодаря им существует ряд дополнительных возможностей в наших компьютерах, то комплексные числа используются также в ряде компьютерных дисциплин.
1.
Величина силы тока электрической цепи вычисляется по формуле . Найти силу тока, если
2. Полное сопротивление ЛЭП (линии электропередач) после включения тока вычисляется по формуле Z=U/I.Определить сопротивление, если U = 2i, I = 1 - i. Результат записать в показательной форме.
3. Напряжение в обмотке трансформатора вычисляется по формуле U = I*Z. Найти напряжение U, если I = 4eі20°, Z = 10eі70°. Результат записать в тригонометрической и алгебраической формах.
4. Найти сопротивление Z первичной обмотки трансформатора, если U = 4 + 2i, I = 1 + 3i, Z=U/I. Результат записать в тригонометрической и показательной формах.
5. Сила струму, которая проходит по первичной обмотке асинхронного двигателя, представлена в комплексной форме I = 2 + 2i, напряжение - U =3(cos90° + i sin90°). Найти сопротивление первичной обмотки трансформатора, если Z=U/I.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Области применения математики практически не ограничены. Базовыми навыками математического мышления способен овладеть каждый.
Овладение математическими знаниями и умениями обучающимися поможет в изучении смежных естественно-научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла. Задача преподавателей математики техникума состоит в том, чтобы вооружить студентов основами математических знаний и умений в том объеме, который необходим в их повседневной жизни, в практической деятельности и для сознательного усвоения дисциплин профессионального цикла, а также достаточен для дальнейшего повышения квалификации путем самообразования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.