Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе"
Оценка 4.7

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
10 кл
05.06.2020
Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе"
В статье " Проектно-исследовательская деятельность учащихся на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе" дается материал, котором рассказывается один из методов создания проекта, посвященного Победе в ВОВ
статья.docx

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ совхоза им. Ленина            

Ленинского муниципального района            

 Московской области                              

 Маликова  Полина  Михайловна

Новые образовательные стандарты позволяют формировать у учащихся информационные и коммуникативные компетенции. Внеурочная деятельность в современных условиях даёт дополнительную возможность воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. 

          На внеурочных занятиях учащиеся могут в полной мере раскрыть свои творческие способности.  Для этого наиболее продуктивна форма исследовательского проекта. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение учащимися готового материала, преподносимого учителем.

обложкаТак, учащимся средней общеобразовательной школы совхоза им. Ленина предложили собрать материал о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, создать тексты в жанре очерков, рассказов, эссе, воспоминаний.

 Цель данного проекта - доказать очевидность того, что наши прадеды, участники Великой Отечественной войны, участвовали в освобождении человечества от фашизма. Конечным продуктом исследовательской деятельности учащихся и их родителей стала «Книга памяти», включающая сочинения и фотографии из семейного архива. Проект нашёл живой отклик у ребят и их родителей и способствовал укреплению семейных традиций. 

          Конечно, для того чтобы проект состоялся, педагогу необходимо организовать исследовательский процесс: научить ребят самостоятельно мыслить, находить проблему и решать её, использовать различные информационные источники знаний, уметь прогнозировать результаты, выявлять причинно-следственные связи.

         Для активизации исследовательской деятельности важен этап мотивации. На внеурочном занятии «Читательский клуб» я прочитала учащимся свой очерк - воспоминание «Семейные фотографии»:

«Думая о прошлом, вспоминая детство, мы укрепляем в себе веру в добро, справедливость, правду. Все плохое вычеркивается из нашей памяти, остается главное - светлые безмятежные дни, радость от каждого мгновения жизни, мирное небо над головой, близкие люди…

Мы, взрослые, добившиеся успеха в жизни люди, задумываемся над тем, кто нас воспитывал, влиял на становление характеров, мировоззрение?  Это, прежде всего, родственники нашей мамы. Сейчас представителей этого поколения называют «дети войны». И нам, не знавшим той эпохи, трудно представить себе бомбежки, голод, потерю знакомых и родных. Чем более отдаляется от нас то страшное время, тем чаще мы задумываемся, как жили дети войны и их родители в лихие сороковые годы прошлого века. Мало осталось в живых свидетелей того страшного времени. А в их памяти война не умерла. Они вспоминают свое голодное детство, по-разному оценивая события далекого прошлого, беспокоясь о настоящем и будущем своих внуков…

Эту историю рассказали нам мама, Офросимова Надежда Филипповна, и ее сестры, Шуляк Вера Филипповна, Бейтокова Любовь Филипповна. Однажды собрались мы все вместе за семейным столом, и они начали вспоминать: «Мы хотим рассказать вам, как наша семья жила в годы Великой Отечественной войны. Вследствие войн и гонений их предки оказались на Северном Кавказе. На фотографии наши   бабушка, дедушка и их шестеро детей. Слева направо - дедушка Прокофий, бабушка Лена, дядя Андрей, дядя Петя, дядя Вася, тетя Дуся, мама и дядя Ваня. Были они очень скромными и трудолюбивыми.

         Но настали страшные годы. В период раскулачивания бабушку и дедушку с Северного Кавказа сослали на Урал. А в описи их имущества значились «хата под соломенной крышей, корова голландской породы, квочка с цыплятами, кочерга, чугун» (эти факты обозначены в справке о реабилитации семьи). Пришлось им бросить все и отправиться в ссылку. Жить вдали от родины они не смогли. Без разрешения вернулись домой, шли долго пешком.  За невыполнение приказа в 1937 году дедушку расстреляли.

         Началась Великая Отечественная война… Четверо сыновей моей бабушки ушли на фронт защищать Родину. Старший, дядя Андрей, воевал вместе со своим сыном Николаем в конной дивизии. Отец был знаменосцем, а сын - разведчиком. Однажды Николая срочно вызвали в штаб, где он встретил тяжелораненного отца. Отец умер на руках у сына. Остальные три моих дяди тоже сражались за Родину. Все погибли в 1943году. А на этой фотографии мой отец, ваш дедушка (в центре – Вакуленко Филипп Яковлевич), его брат (мой дядя – Вакуленко Николай Яковлевич), их мама (моя бабушка – Мария). 

Мой отец и его брат в первые дни войны ушли на фронт. Отец был ранен и попал в плен. После освобождения из плена снова воевал. Погиб в 1943 году под Белгородом. Считается пропавшим без вести.

Когда отец ушёл на фронт, дома осталась его семья (на снимке моя мама, её пятеро детей и её сестра – Дуся).

А дядя Коля был ранен в голову и потерял глаз. Он вернулся домой, дожил до старости, умер в возрасте 93-х лет». Дядя Коля – гордость семьи, герой войны, по возвращении с фронта занимался воспитанием подрастающего поколения, преподавал в Педагогическом институте. Именно он повлиял на выбор профессии учителя нашей мамы и ее средней сестры, а те, в свою очередь, определили и наш выбор. Так сформировалась династия учителей в нашей семье…

А вот что рассказала нам тетя Вера: «Когда началась война, Надежде было 10, Николаю – 8, мне – 5 лет, Любови – 2 года, Володя еще не родился. Мы жили в оккупации на Северном Кавказе, в Кабардино – Балкарии.  Хорошо помню такой случай. К нам во двор заехал немецкий танк. Он переехал прямо через забор и остановился у крыльца. Все мы вышли из дома. Дети впереди, а мама за нами. Было страшно. Немцы сидели на танке и ели шоколад. Для потехи они бросили блестящие обертки на землю. Мы кинулись их поднимать, думали, что нас угощают конфетами, а немцы стали смеяться. Когда услышали саркастический смех, нам стало обидно. Не сговариваясь, мы бросили эти обертки на землю. Немцы были ошарашены. Сейчас я понимаю, как это было опасно, ведь фашисты могли нас расстрелять. Затем со словами «Мама, кура, яйка, маляко давай» они забрали у нас все съестное. В нашем доме немцы сделали лазарет для своих раненых. А мы пошли жить к тёте Дусе, на соседнюю улицу.

Продолжалась оккупация Северного Кавказа.

Помню, как на спуске к озеру лежал русский убитый солдат. Хоронить его немцы не разрешали. Делали они это для устрашения.

         Тётя Дуся была связной в партизанском отряде. Но никто об этом не знал. Узнали только потом.

         В 1943 году немцев выгнали с территории Кабардино-Балкарии, и в нашем доме разместились медсанчасть и радисты. Я даже видела наши «Катюши», когда немцев гнали из сёл.

         Я помню, как однажды меня позвал наш солдат – радист. Он разговаривал с кем-то по телефону, дал мне трубку и стал говорить слова, которые я должна была повторять. «Дядя, здравствуйте», - говорила я. А радист сидел и плакал. Я спросила, почему он плачет. Солдат сказал, вытирая слёзы, что у него есть такая же дочка, как я, он по ней очень скучает.

         Я очень хорошо помню День Победы. Мама работала в поле. Мы бежали к ней, чтобы сообщить о Победе. Все плакали и смеялись. Радовались тому, что закончилась война, а плакали потому, что из семи наших мужчин, ушедших на войну, вернулись только двое.

Как это страшно, как обидно! Ведь я уже восьмидесятилетняя старуха, не представляю себе, как произносить слово «папа». У меня такой возможности не было. Отца отняла война».

А мама наша добавила: «Я единственная из всех детей помню, как отец уходил на фронт. Все спали, мать разбудила нас. Отец подошел, поцеловал, обнял меня и других детей и ушел. На всю жизнь запомнила я спину отца. Сразу после войны мы, дети, каждый день ходили на станцию встречать поезда и думали, что в одном из них окажется наш папа. Мы верили в то, что он вернётся. Но чуда не произошло. Он так и не вернулся. Мама, ваша бабушка Шура (Александра Прокофьевна), ждала его всю жизнь».

Люба, младшая из сестер, рассказывала, как в детстве им пришлось тяжело добывать еду, как голодали и с младенческих лет работали на земле, сами сажали, пололи, выкапывали картошку, старшая, Надежда, нянчила младших братьев и сестер:

«Володя родился, когда отец уже ушел на фронт. Он так и не увидел своего отца. Потом, когда подрос, любил с мальчишками играть в войну. Вокруг было много снарядов. Ребята их подбирали и взрывали. Как только он жив остался?»

         Тяжелое детство и трудные жизненные обстоятельства помогли закалиться характерам детей войны. Они выросли стойкими, уверенными в себе, трудолюбивыми, приспособленными к жизни людьми. С большим уважением относились к старшим, трепетно – к детям. С горечью вспоминали свое печальное детство.

Дети войны, когда стали взрослыми, старались сделать так, чтобы у нас было счастливое детство. И им это удалось. Сейчас они пожилые люди и нуждаются в нашей поддержке, помощи. Мы, не знавшие войны, должны помнить уроки прошлого и рассказать своим детям о том, как жили наши родители. Несмотря ни на что, главное, как и всегда, не допустить кровопролития и повторения ошибок истории, сохранить мир на нашей земле».

              Чтение учителем данного текста, опубликованного в первом независимом народном журнале Ленинского муниципального района Московской области «Помидор  City», явилось мотивацией для создания учащимися собственных проектов по данной теме. Основной этап проекта предполагал сбор информации.  Большую помощь учащимся в этом оказали родители и родственники. Они предоставили важные материалы из семейных архивов.  Ребята получили возможность проявить самостоятельность в написании работ, где каждый мог реализовать свои аналитико-творческие способности. На внеурочных занятиях были представлены сочинения разных жанров. Каждый текст обсуждался и редактировался. Приведу примеры сочинений учащихся из сборника «Книга памяти».

002«Хочу рассказать о своей прабабушке Дурневой Раисе Сергеевне, участнице Великой Отечественной войны.  Рядовым добровольцем она ушла на фронт, воевала в Черноморской группе войск. Ей было тогда двадцать семь лет.  

 Из военных воспоминаний чаще всего прабабушка вспоминала бои под Туапсе. Там была настоящая мясорубка. Немец бросил на город сразу 250 самолетов. Бомбили каждый метр.

В здание, где она находилась, тоже попала бомба, все стены рухнули, а она встала в угол и осталась цела. Ей повезло: от дома ничего не осталось, ни одного целого кирпичика, только она стоит под косяком перекрытия.

Однажды по дороге между Сочи и Туапсе машину, в которой она направлялась в штаб вместе с другими солдатами, обстрелял немецкий самолёт. Кто-то погиб, многих ранило. Моя прабабушка получила контузию. Когда подоспели свои и стали оказывать помощь, ей еле разжали руки: так она прижала к груди документы особой важности. Это было в тот момент самым главным для неё, даже в беспамятстве… Она всё же смогла доставить эти документы в штаб. За это моя прабабушка была награждена медалью «За боевые заслуги». Потом были и другие награды: орден «Отечественной войны II степени», медаль «За оборону  Кавказа». Но ту, первую, она считала особенной.

          Под Крымском прабабушка была ранена в ногу, лечилась в госпитале. Затем получила назначение в 3-ий горно-стрелковый корпус Северо - Кавказского фронта, а потом, в 1944 году, уже из Польши её отозвали в Закавказский  округ и направили в Тегеран. Она вернулась домой только в 1946 году в звании лейтенанта.

Моя прабабушка часто рассказывала мне о войне, мы вместе рассматривали старые фотографии, пожелтевшие от времени. Она многому научила меня, заставляла задумываться над серьёзными жизненными вопросами, помогала искать и находить ответы на них…  К сожалению, в 2008 году её не стало.  Но она навсегда осталась в моей памяти».

Следующая работа посвящена Александру Сергеевичу Балашову.

Описание: C:\Users\Полина Михайловна\Desktop\Книга памяти\Балашова\img767.jpg          «Мой дедушка Александр Сергеевич Балашов - участник Великой Отечественной войны, служил в артиллерийских войсках.

Война застала его в Прибалтике. В это время дедушка уже служил в армии. Вместе с войсками отступал до Ленинграда.  Потом стойко оборонял легендарный город. В апреле 1942 года часть, в которой служил дедушка Саша, расформировали и по Дороге жизни вывезли из осаждённого Ленинграда.  А дальше учёба на курсах младших командиров.

Закончил войну мой дедушка в составе частей Брянского фронта. В 1943 году его наградили медалью «За оборону Ленинграда», а в 1945 - орденом «Отечественной войны II степени» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

После войны дедушка продолжал служить в инженерных войсках, участвовал в восстановлении разрушенных и в постройке новых городов Подмосковья. В 1956 году дедушка уволился из армии, уехал на север строить новые города: Надым, Салехард, Мегион, Лабытнанги.  Работал он очень хорошо, награждён медалью «За доблестный труд», получил звание «Почётный гражданин» города Надым».

Данная работа посвящена Асанову Алимхану Боранбаевичу.

001«23 сентября 2014 года моему деду, славному сыну ногайского народа Алимхану Асанову, сыну Боранбая, исполнилось бы 93 года.

Солдат Великой Отечественной войны, легендарный разведчик Алимхан Боранбаевич Асанов - полный кавалер орденов «Боевой Славы», в моей памяти и памяти моих родных остался героем войны, подарившим нам мир.

          Он был простым сельским парнем, а прославил ногайский народ, встав в один ряд с известными ногайскими батырами. В древности люди полагали, что герои рождаются от Бога, приукрашивали подвиги сверхъестественными событиями, чудесами. Оказалось, что героями становятся простые люди, дети народа, и их подвиги превосходят деяния героев легенд.

         Родился прадедушка 23 сентября 1921 года в ауле Нариман Ногайского района республики Дагестан в семье служащего, окончив Дагестанский сельскохозяйственный техникум, трудился зоотехником в колхозе. С1941 года проходил службу в рядах Красной Армии, с октября 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне.  В годы войны мой дед, Асанов Алимхан Боранбаевич, был командиром минометного расчета 57-го гвардейского кавалерийского полка 15-й гвардейской кавалерийской дивизии 7-го гвардейского корпуса 1-го Белорусского фронта. Прадедушка принимал участие в освобождении Польши, в боях на территории Германии и закончил войну полным кавалером орденов «Славы».    Разведчик 57-го гвардейского кавалерийского полка гвардии старший сержант Алимхан Асанов, находясь в разведке, 27 августа 1944 года переправился с группой разведчиков через реку Висла севернее города Пулавы (Польша), одним из первых ворвался во вражескую траншею и захватил двоих солдат, которые дали ценные сведения. За мужество и отвагу, проявленные в боях, гвардии старший сержант Асанов А.Б. 15 октября 1944 года награжден орденом «Славы III степени».

         Командир отделения разведки Асанов Алимхан Боранбаевич 4 ноября 1944 года севернее города Пулавы во главе группы переправился через Вислу, гранатами забросал траншею противника, ворвался в нее. Был ранен, но не покинул поля боя, прикрывая огнем отделения.                       

            За мужество и отвагу, проявленные в боях, гвардии старший сержант Асанов А.Б. 24 апреля 1945 года награжден орденом «Славы II степени». Командир минометного расчетного Алимхан Асанов в бою в районе города Ораниенбург (10 километров севернее столицы фашистской Германии – города Берлина) 23 апреля 1945 подбил вражеской автомобиль и вывел из строя до пятнадцати автоматчиков. Близ населенного пункта Коцен вместе с бойцами отбил две контратаки противника и уничтожил свыше десяти солдат. Вынес с поля боя раненого бойца.

          За мужество и отвагу, проявленные в боях, гвардии сержант Асанов А.Б. 17 июля 1945 года повторно награжден орденом «Славы II степени». В 1946 году Алимхан Боранбаевич Асанов был демобилизован из Вооруженных Сил СССР и вернулся на родину.  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1970 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашисткими захватчиками Асанов Алимхан Боранбаевич награжден орденом «Славы I степени», став полным кавалером ордена «Славы». Именем моего деда названа улица в селении Терекли-Мектеб Ногайского района Республики Дагестан.

Я родился уже после его смерти и, к сожалению, знаю деда только по рассказам родных. Его образ хладнокровно сдержанного и мужественного воина часто встаёт перед моими глазами. В моей семье все помнят и чтят память о нём. Я горжусь своим дедом – героем Великой Отечественной войны!»      

Очень трогательный рассказ о Самвеле Анушавановиче Саакяне написал его правнук:

Описание: G:\imgo.jpeg«Через несколько лет ветеранов Великой Отечественной войны не станет, но мы никогда их не забудем:

        Нет в России семьи такой,

                Где б не памятен был свой герой…

Звучит песня, а я думаю о том, что в нашей семье тоже был герой, участник Великой Отечественной войны. Это мой прадедушка, Самвел Анушаванович Саакян. Его уже нет в живых, но память о нём мы храним.  О прадеде я узнал от бабушки, Пригунковой Вероники Ивановны. Когда она училась в школе, готовясь к уроку истории, беседовала с отцом о войне и делала записи. Потом, много лет спустя, бабушка рассказывала об испытаниях, выпавших на долю отца моей мамы. Так история о жизни прадеда дошла и до меня.

Шёл тысяча девятьсот сорок первый год. Самвел Анушаванович Саакян, отличник боевой и политической подготовки, служит в армии на Дальнем Востоке, на острове Сахалин. Он был артиллеристом. Несколько месяцев оставалось до возвращения домой. И тут война! Надежды и мечты оборвались в один миг. Вместо дома – Украина. В эшелоне прадед был отправлен в Киев. Первые дни войны были страшными. Шли тяжёлые бои. Дважды прадед был контужен. Попал в плен под Белой Церковью. Военнопленных загнали в товарные вагоны и повезли вглубь Германии, в концлагерь Бухенвальд. В нем содержались заключенные разных национальностей. По словам прадедушки, это был самый жестокий лагерь смерти. Военнопленных гоняли из одного помещения в другое по конвейеру, все неминуемо попадали в огненные печи. «Не всё ли равно, откуда смерть принять? Лучше побег, чем страшная гибель в крематории», - рассуждали некоторые пленные, в их числе и мой прадед.  Побег они совершили, когда вечерний сумрак окутал лагерь военнопленных. Их было больше ста, худые, измождённые, слабые, но несломленные бойцы Красной Армии. На выходе наткнулись на стоявших фашистов – охранников. Когда дым от пулемётной очереди рассеялся, оказалось, что погибли не все сбежавшие пленные. Чудом уцелел и прадед. И снова лагерь, смерть и голод, надежда… В молодости прадед был красивый. Фашисты издевались, гасили сигареты об его лицо. Как жестокое напоминание о войне, навсегда остались на его лице чёрные точки - следы бесчеловечной жестокости.

Второй побег прадед совершил с другом французом. В лагере только что закончилась вечерняя проверка, охранники ушли в казармы. Лишь часовые на вышках у пулемётов и прожекторов постоянно вглядывались в полумрак, при малейшем подозрительном шорохе готовые открыть огонь. Несколько беззвучных скачков от бараков в спасительную тень вспышек. Метнулся луч прожектора, ушёл в сторону. Эти мгновения решили всё: перерезана колючая проволока, и две тёмные фигуры скрылись в ночи.

Была холодная зима. Босиком, в одном нижнем белье они бежали сколько могли. На закате мороз крепчает. Решили заночевать в стоге сена. Только чуть-чуть расслабились, услышали конную охрану. Фашисты! Немцы остановились недалеко от пристанища беглецов. Француз, ни слова не понимавший по-русски, жестом показал: «Ты - этого немца, я – другого». Внезапное нападение.  Оба фашиста убиты. Бежали долго. Казалось, лесу не будет конца, а силы на исходе. Слабый крик петуха возвестил о восходе солнца, и главное, что рядом деревня. Прадеда приютила пожилая женщина. Немцы искали беглецов, пришли в деревню. Хозяйка дала прадеду топор и послала его рубить дрова. Так удалось избежать разоблачения. Добрался прадед до наших – и снова в бой. Он дошёл до конца войны, был награждён медалью Жукова, орденом «Отечественной войны II степени». После долгих, полных страданий и лишений лет всем смертям назло прадед сумел вернуться домой живым. Потом встретил мою прабабушку. Когда началась война, ей было всего16 лет.  Во время войны она трудилась в тылу врага. Вместе они прожили много лет.

Война - тяжёлые, незабываемые годы. Наши солдаты, защитившие весь мир от фашизма, должны быть для нас примером. Их подвиг мы никогда не забудем».

В сборнике представлены 30 сочинений учеников и учителей школы. Презентация проекта «Книга памяти», посвященного семидесятилетию Победы в  Великой Отечественной войне, состоялась 29 апреля 2015 года в школе совхоза им. Ленина.  Проект занял  2 место на районной открытой гуманитарной конференции. 21 мая 2015 года он был представлен на  9 районной краеведческой конференции «О мире, о войне, о родной земле». «Книга Памяти» передана библиотеке посёлка Совхоз имени Ленина, Администрации посёлка Совхоз им. Ленина, Историко - культурному центру города Видное, Учебно-Методическому Образовательному Центру города Видное. Реализация данного проекта способствовала воспитанию у детей ответственного, бережного отношения к истории своей страны, формированию контингента обучающихся, искренне уважающих ветеранов Великой Отечественной войны, развитию навыков исследовательской деятельности детей и ответственного отношения к фактам в процессе научных  исследований, укреплению семейных традиций. В 2015 году 8 мая создатели проектов участвовали в необыкновенной по силе эмоционального воздействия акции у  памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны «Бессмертный полк» в сельском поселении Совхоз имени Ленина.

 

Аннотация

Статья «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе» посвящена исследовательскому проекту «Книга памяти». Цель данного проекта - доказать очевидность того, что наши прадеды, участники Великой Отечественной войны, участвовали в освобождении человечества от фашизма. Учащиеся средней общеобразовательной школы совхоза имени Ленина на основе собранных материалов о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, создали тексты в жанре очерков, рассказов, эссе, воспоминаний. Конечным продуктом исследовательской деятельности учащихся и их родителей стала «Книга памяти», включающая сочинения и фотографии из семейного архива.

Ключевые слова: проект, семейная летопись, воспоминания, внеурочные занятия.

 

Annotation

 

The article "Design and research activity of students in extracurricular over-scoping in Russian language and literature" dedicated to the research project "memory Book". The goal of this project is to prove the evidence of what our great-grandparents, participants of the great Patriotic war, participated in the liberation of mankind from fascism. Students of secondary school of the Sovhoz imeni Lenina on the base of collected materials about their relatives, participants of the great Patriotic war, created the texts in the genre of essays, short stories, essays, memoirs. The final product of research activity of students and their parents became "the memory Book", which includes essays and photographs from the family archive.
Keywords: project, family chronicle, memoirs, extracurricular activities.



 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе

Конечно, для того чтобы проект состоялся, педагогу необходимо организовать исследовательский процесс: научить ребят самостоятельно мыслить, находить проблему и решать её, использовать различные информационные источники знаний,…

Конечно, для того чтобы проект состоялся, педагогу необходимо организовать исследовательский процесс: научить ребят самостоятельно мыслить, находить проблему и решать её, использовать различные информационные источники знаний,…

Петя, дядя Вася, тетя Дуся, мама и дядя

Петя, дядя Вася, тетя Дуся, мама и дядя

А вот что рассказала нам тетя Вера: «Когда началась война,

А вот что рассказала нам тетя Вера: «Когда началась война,

Как это страшно, как обидно! Ведь я уже восьмидесятилетняя старуха, не представляю себе, как произносить слово «папа»

Как это страшно, как обидно! Ведь я уже восьмидесятилетняя старуха, не представляю себе, как произносить слово «папа»

Несмотря ни на что, главное, как и всегда, не допустить кровопролития и повторения ошибок истории, сохранить мир на нашей земле»

Несмотря ни на что, главное, как и всегда, не допустить кровопролития и повторения ошибок истории, сохранить мир на нашей земле»

Это было в тот момент самым главным для неё, даже в беспамятстве…

Это было в тот момент самым главным для неё, даже в беспамятстве…

После войны дедушка продолжал служить в инженерных войсках, участвовал в восстановлении разрушенных и в постройке новых городов

После войны дедушка продолжал служить в инженерных войсках, участвовал в восстановлении разрушенных и в постройке новых городов

Висла севернее города Пулавы (Польша), одним из первых ворвался во вражескую траншею и захватил двоих солдат, которые дали ценные сведения

Висла севернее города Пулавы (Польша), одним из первых ворвался во вражескую траншею и захватил двоих солдат, которые дали ценные сведения

Я горжусь своим дедом – героем

Я горжусь своим дедом – героем

Их было больше ста, худые, измождённые, слабые, но несломленные бойцы

Их было больше ста, худые, измождённые, слабые, но несломленные бойцы

Во время войны она трудилась в тылу врага

Во время войны она трудилась в тылу врага

Ленина на основе собранных материалов о своих родственниках, участниках

Ленина на основе собранных материалов о своих родственниках, участниках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2020