Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами и сформированными компетентностями, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Модернизация системы профориентационной работы в школе предполагает использование в практике образования
- приемов и методов, способствующих формированию учебно-исследовательских, проектировочных, коммуникативных, самостроительных (субъектных) качеств учащегося, использование различных форм социальных профессиональных проб, как одному из наиболее эффективных средств, способствующих формированию у него профессиональной компетенции;
- моделей, форм, средств, приемов организации внеурочной деятельности (среды) старшей школы, в условиях профилизации, целью которых является создание мотивации на образование через успешность и привлекательность деятельности во внеурочной сфере, развитие социальной, коммуникативной компетенции. Одним из значимых компонентов профессионального самоопределения является развитие интересов учащихся в различных сферах профессиональной деятельности.
Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на школу, где в 9-11-х классах должна осуществляться как предпрофильная и профильная подготовка, так и "проба сил" в виде разнообразных, быстротечных обучающих курсов
«Как свидетельствует статистика, до 40% учащихся заканчивают школу, не сделав свой профессиональный выбор; 45% абитуриентов профшколы не уверены, что выбор их правильный; каждый третий выпускник ВУЗов не удовлетворен своей специальностью. Молодежь России ставит ценность труда на 14 место в общей шкале жизненных приоритетов (по сравнению с 2-3 местом у молодого поколения в развитых странах). Сегодня молодые люди ориентированы на получение образования как такового, без учета профессии. Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии». (Концепция региональной системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения Самарской области).
Данная тенденция наблюдается и у выпускников 9-х классов не только нашей школы, но и приходящих из других, где осуществляется предпрофильная подготовка учащихся. Большинство учащихся (42 %) указывает, что на выбор своего профиля обучения влияет, прежде всего, интерес к будущей профессии. Следующим по значимости фактором является желание родителей (21 %). Возможность в будущем зарабатывать на достойную жизнь и модная специальность приемлема для 33 % учащихся. Последуют примеру друзей 4% ребят.
Выпускники заинтересованы в получении среднего профессионального и высшего профессионального образования. Однако за последние 5 лет количество безработных с высшим образованием увеличилось в 2,5 раза, со средним профессиональным – в 1,9 раза, с начальным профессиональным – в 1,7 (по данным СМИ).
Таким образом, сложились противоречия между:
- потребностью в высококвалифицированных кадрах и неадекватными профессиональными намерениями выпускников средних общеобразовательных школ;
- личными склонностями, способностями учащихся и требованиями к избираемой ими профессии;
- психическими качествами, состоянием здоровья учащихся и требованиями, предъявляемыми к профессии;
- необходимостью усиления работы по профессиональной ориентации школьников путем привлечения к этому важному процессу работников учреждений окружающего школу социума и отсутствием организационно-педагогических основ и технологии реализации единства и преемственности действий школьных коллективов и окружающих школу учреждений в подготовке учащихся к выбору профессии.
Указанные недостатки и противоречия являются источником педагогической проблемы: «Каковы педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в процессе предпрофильного и профильного обучения?» 100% старшеклассников нашей школы считают выбор профессии важным этапом в становлении своих жизненных планов, а потому они положительно оценивают введение программы «Профессиональная адаптация учащихся как условие их подготовки к трудовой деятельности», которая предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних регуляторов поведения и деятельности, подготовку молодёжи к сознательному и самостоятельному выбору профессии.
Чтобы представление о профессии было объективным, необходимо ознакомление подростков с её трудностями, а также с тенденциями развития в будущем. Очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить. Погружение в практику — лучший способ при¬нятия верного решения.
Новая система профориентации будет основана на системном синергетическом подходе, в котором элементами будут:
- развитие личностных качеств, осознанности, зрелости ученика – как базы для принятия собственного осознанного решения о векторе своей профессиональной деятельности;
- акцент на соприкосновение учащихся с новейшими областями современного производства и его управления, как перспективе их будущей деятельности;
- аутентичность профориентационной среды, т.е. обеспечение для каждого воспитанника среды, сообразной его персональным жизненным проявлениям и наклонностям;
- знакомство с широким спектром компетенций в современных областях экономики и отраслях промышленности;
- акцент на профессиональные пробы, основанные на участии в современных проектах в различных сферах производства.
Профессиональные пробы позволяют приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал, и определить, соответствует ли её характер его способностям и умениям. Реализация этого подхода предполагает самостоятельное, полное выполнение работы, с возложением всей ответственности за нее на учащегося. Экспериментальные профессиональные пробы позволяют ребёнку определить уровень собственной готовности к избираемой профессии и адаптационные возможности профессии в отношении индивидуальных свойств, интересов, устремлений.
Интересный опыт профориентационной рабо¬ты по данной теме накоплен в Японии. Профессор С. Фукуяма разработал систему профессиональных проб, позволяющих школьникам попробовать свои возможности в 16 основных видах труда. Выделенные группы отражают рынок труда в Японии. В них представлены все виды деятельности: взаимодействие с человеком, техникой, природой, знаковыми системами, художественными образами. В течение трёх лет учащиеся получают возможность иметь 48 профессиональных проб. Про¬исходит это в течение трех лет - примерно от 12 до 16 лет, когда, по мнению многих япон¬ских специалистов, и должна вестись профориентационная работа. Полученный ими профессиональный опыт фиксируется в F-тесте (Fukuyama-тест).
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Представления родителей о “правильном” выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на “престижности” той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.
Чтобы нейтрализовать возможные негативные результаты и обеспечить защиту прав ребенка при реализации профориентационной работы в условиях предпрофильной и профильной подготовки учащихся, предусмотрены:
- постоянный мониторинг психологических и физических параметров ребенка;
- установление тесного контакта с родителями ребенка, включая консультации и проведение тренингов;
- параллельное развитие физкультурно-оздоровительного аспекта учебно-воспитательной деятельности.
При проведении данного комплекса мер предусмотрено участие школьного педагога-психолога, администрации и педагогов образовательного учреждения, родительского совета, приглашенных специалистов, медицинского работника Школы. Медицинская профессиональная ориентация – это система мер, направленная на помощь юношам и девушкам с отклонениями в состоянии здоровья в рациональном выборе профессии, формы обучения и выборе места работы с учетом возможного неблагоприятного воздействия на их здоровье производственных факторов. Это направление профориентации важно уже потому, что практически 90% детей выходят из школы с отклонениями в здоровье.
Таким образом, профессиональная ориентация будущих выпускников, должна стать приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений города, камертоном которой являются принципиальные подходы, заложенные в Концепции модернизации российского образования и концепции региональной системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения Самарской области.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.