Психические особенности формирования навыков самоконтроля учащихся начальных классов
В последние годы проблема формирования навыков самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.
Из специальной литературы известно, что самоконтроль – одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам [см.: Никифоров 2009: 160-164]. Предназначение самоконтроля заключается как в предупреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных действий. Благодаря регулирующей функции самоконтроля человек способен реализовать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план деятельности. Важную роль в процессах самоконтроля личности играет её самооценка, самокритичность, осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний [см.: Акмеологический словарь 2004: 153].
Формирование навыков самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
"Генеральной линией" психического развития учащихся начальных классов в условиях учебной деятельности является становление рефлексии – способности человека обращаться к основаниям своих и чужих действий.
Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – 1) размышление о себе, самонаблюдение, самопознание; 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их закономерностей. По сути рефлексия – это самоанализ, неотъемлемый компонент любой деятельности учащегося (см.: Браницкая 2009: 13-15).
Рефлексия включает в себя эмоционально-волевую регуляцию. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции [см.: Гальперин 1999: 247-249].
Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления учащимся своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, в целеполагании и сохранении цели, в способностях прилагать волевое усилие для достижения цели. Произвольность выступает как умение учащегося строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий, положенных в основу формирования навыков самоконтроля: навыки осуществлять действие по образцу, по заданному правилу, навыки сохранять заданную цель, навыки видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого, навыки контролировать деятельность по результату, навыки адекватно принимать оценку взрослого и сверстника.
Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий, положенных в основу формирования навыков самоконтроля учащихся, схематично представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия, что также для нас важно для разработки методов и приемов формирования навыков самоконтроля.
Оценка уровня сформированности контроля учащихся начальной школы соответствует основным положениям концепции П.Я. Гальперина, согласно которой идеальная сокращенная автоматизированная форма контроля представляет собой процесс внимания. По мнению П.Я. Гальперина "…не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль" [Гальперин 1999: 46].
Полагаем, что от уровня развития внимания зависит уровень сформированности навыков самоконтроля. Учащийся, обладающий способностью к регуляции своей деятельности и поведения, будет стремиться к достижению поставленной цели, к решению учебной задачи, к контролю выполнения каждого своего учебного действия.
Доказано, что в ходе самоконтроля человек совершает определенные действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими навыками [см.: Пачина 2004: 31-37]. Кроме того, самоконтроль способствует развитию психических процессов, таких как мышление, внимание, память, речь. В свою очередь самоконтроль опирается на психические процессы. Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь, развивающаяся, прежде всего, при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с такими психическими процессами как память и внимание. Память обеспечивает закрепление образца для сравнения с ним хода и результатов выполняемой работы. Внимание позволяет анализировать выполняемую работу, находить и исправлять допущенные ошибки.
Таким образом, у учащихся 1-4 классов имеются элементы самоконтроля и именно на данных элементах мы формируем и доводим до автоматизма навыки самоконтроля. Необходимым условием для формирования навыков самоконтроля младших школьников является сформированность таких психических процессов как мышление, память, воля, внимание, речь, что учитывается нами при разработке методов и приемов формирования навыков самоконтроля младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.