Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха начальных классов в условиях ФГОС НОО"

  • doc
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья для форума Международного.doc

Моисеева Раиса Ивановна

 учитель начальных классов

ТОГКОУ С (К) ОШИ №15 I, II вида г. Томска

 

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха начальных классов в условиях ФГОС НОО

 

По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований, к началу обучения в школе-интернате №15 у большинства поступающих детей не сформированы школьно-значимые функции. У первоклассников  наблюдаются: повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания, невротические симптомы, неадекватные поведенческие реакции.

Все эти проблемы выявляются в процессе обследования и сопровождают особенного ребёнка в течение всего начального обучения, которое даётся младшему школьнику за счёт высоких психологических затрат. Введение нового стандарта изменяет всю образовательную ситуацию в школе, в том числе и  в отношении психологической службы, существенно облегчает вхождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему.

При невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 мин. Педагоги начальных классов дозируют учебный материал,  регулируют действия, побуждают к деятельности, развивают интерес, чередуют игры, труд и отдых.

Наша работа, это, прежде всего, научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, входить  в группу сверстников и строить вербальные (речевые) мостики общения, ведь в большей степени наши дети общаются жестами, в меньшей степени пользуются речью.

Требования ФГОС к психолого-педагогическому сопровождению призывают к активной деятельности всех участников образовательно-педагогического движения.

В процессе сопровождения наблюдаем, умеют ли соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знают ли моральные нормы,  выделяют ли нравственный аспект поведения.

Определяем, насколько высока готовность, осуществлять направленный поиск, обрабатывать и использовать полученную информацию.

В рамках регулятивных учебные действия смотрим, как организована собственная учебная деятельность (планирование, волевая саморегуляция, контроль в форме сличения  действия и его результата, целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка).

В рамках коммуникативных действий отслеживаем, способны ли осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, как и в какой форме проявляют  толерантность в общении, соблюдают ли правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Виды заданий для диагностики коммуникативных УУД представлены вашему вниманию.

v Интеграция в группу сверстников.

v Выстраивание  продуктивных взаимодействий.

v Сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

v Участие в групповой работе.

v Диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи).

В условиях введения ФГОС НОО целью нашей школы становятся не только знания, но и умения их самостоятельно  добывать и ими пользоваться. Это архи сложная цель, поскольку мы работаем с особенными детьми, тем не менее, исходя из цели, выстраиваем определённые задачи:

v адаптируем учебные программы, нагрузки, образовательных технологии к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;

v формируем и сплачиваем коллектив;

v вырабатываем единые и последовательные требования;

v формируем способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению, которые, в конечном счёте, рано или поздно приведут к намеченной цели.

Конечно же, очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех заинтересованных лиц и участников образовательного процесса. Но пока в этом направлении высокие результаты не достигнуты, поскольку многие родители проживают на отдалённых территориях Томской области, некоторые родители проявляют пассивность, безразличие, равнодушие, но есть и такие, которые напрямую заинтересованы в хороших результатах, оказывают существенную поддержку, помощь.

Мы не опускаем руки, организуем индивидуальные консультации для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Проводим психолого-педагогическую диагностику, направленную на определение школьной готовности ребёнка.

Индивидуально консультируем педагогов по выработке индивидуально-дифференцированного  подхода к отдельным детям. Если это групповая консультация, то она  носит общий ознакомительный характер.

Результаты работы фиксируем в индивидуальных программах  на реабилитацию психического и физического здоровья детей с ОВЗ, в создании которых  принимают участие квалифицированные специалисты: врач-терапевт, врач-психиатр, педагог-психолог, педагог-дефектолог, сурдопедагог, классный руководитель, воспитатель, родители.    Вследствие чего      ребёнок с ограниченными возможностями здоровья воспринимается нами как целостная система.

Заметно повысилось качество организации учебного процесса, а именно, сопровождение развития ребёнка организуется в школе-интернате комплексно.

Прежде всего, оцениваются  личностные результаты каждого ребёнка, а не только знания, умения и навыки. Так вот личностные результаты указывают:

v на снижение психо-эмоционального напряжения;

v на контроль своего поведения в новой незнакомой обстановке (когда дети выезжают за пределы образовательной организации);

v на способность понять эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё;

v и конечно же, самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями.

В конечном итоге, психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает защиту  личности ученика, психологическую и физическую безопасность, психолого-педагогическую поддержку и содействие ребёнку в решении проблемных жизненных, социально-психологических ситуаций, особенно в процессе перехода в среднее звено.