История развития российской космонавтики
Тема: Первый пилотируемый полёт или
Путь к звёздам
Автор: Рычкова Елена Григорьевна, учитель физики
Иркутск
2021
ПУТЬ К ЗВЁЗДАМ
Издавна далёкий и неведомый мир космоса представлялся человеку царством безмолвия. И вот апрельским днём 1961 года космос заговорил! Заговорил по-русски! Тогда вся планета с волнением вслушивалась в голос русского парня, доносившийся сквозь радиопомехи из космоса. Это был голос Гагарина.
12 апреля 2011 года мир отмечает пятидесятилетие первого полёта человека в космос, ярчайшее выдающееся событие, которое мы по праву называем космической эрой в жизни человеческой цивилизации. С того времени масштабы пилотируемых космических полётов быстро расширились. Но в истории навсегда останется 12 апреля, когда молодой лётчик, Юрий Алексеевич Гагарин, первым шагнул в просторы Вселенной, продемонстрировав своё мастерство и мужество, показав всему миру, каких высот достигла советская наука и техника.
В наши дни, с уже довольно далёкой дистанции первого 50-летия, с особым интересом читаются воспоминания тех, кто лично был причастен к первому выходу человека в неизвестный космос.
В работе использованы публикации из воспоминаний тех, кто участвовал в подготовке первого космонавта, кто отправлял его в космический полёт и встречал после возвращения на Землю, воспоминания, которые собрал и записал журналист, бывший военный лётчик полковник Н.А.Варваров и материалы из личного архива В.Ф.Власовой, учителя физики МОУ СОШ № 50 г. Иркутска.
Из биографии героя
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской области (Российская федерация) в семье колхозника.
Родители Ю.Гагарина –
Анна Тимофеевна
и Алексей Иванович
В 1941 году поступил учиться в среднюю школу, но нашествие гитлеровцев прервало его обучение.
После окончания второй мировой войны семья Гагарина переехала в город Гжатск. Там Юрий продолжал учиться в средней школе. В1951 году он закончил с отличием ремесленное училище в городе Люберцы близ Москвы по специальности формировщика-литейщика и одновременно школу рабочей молодежи.
Затем Юрий Гагарин обучался в индустриальном техникуме в городе Саратове. В 1955 году он окончил техникум с отличием.
Свои первые шаги в авиации Гагарин начал, будучи студентом техникума. После окончания курса аэроклуба в 1955 году учился в авиационном училище в городе Оренбурге. С 1957 года, когда Гагарин окончил это училище по первому разряду, он служит летчиком советской авиации. Юрий женат. Его супруга Валентина Гагарина окончила в Оренбурге медицинское училище. В год полета их дочери Елене было два года
и Галине - один месяц.
Юрий Гагарин со своими дочерьми Леной и Галей
Звёздная учительница живет в Иркутске
Первая учительница Юрия Гагарина, Нина Васильевна Кондратенкова, вспоминает: «В классе он был самым маленьким. Коренастый улыбчивый мальчик с такими шустрыми и умными глазами. Одет Юра был в серую гимнастерку, которую мать перешила из своей старой хлопчатобумажной юбки, в кирзовые сапоги. Юра был очень общительный мальчик, любознательный. Хорошо учился по всем предметам. Особенно он любил арифметику- нравилось решать задачи».
В 1955 году семья Кондратенковых переехала в Иркутск. Этот город уроженка Смоленской области называет уже родным, ведь здесь она прожила большую часть своей жизни- 47 лет. Из них 42 года проработала в иркутских школах, была завучем, директором, выпустила врачей, учителей, докторов наук. В Иркутске Нина Васильевна получила звание Заслуженного учителя России.
12 апреля 1961 г. (в день полета ) мы, все завучи, были на совещании, и объявили: "Впервые в мире человек в Космосе. На борту лётчик-майор Юрий Гагарин. Мы, все женщины, плакали…»
8 апреля 2004 года ей исполнилось 80лет.
ПЕРЕД СТАРТОМ
Главный конструктор
Сергей Павлович Королев
напутствует первого космонавта
Заявление Ю.А.Гагарина
Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий комический корабль унесёт меня в далёкие просторы Вселенной. Что можно сказать в эти минуты последние перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Всё, что прожито, что сделано прежде, было прожито ради одной минуты. Трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошёл час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?
Счастлив ли я, отправляясь в космический полёт? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.
Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далёкий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далёких и близких!
До скорой встречи!
Доктор медицинских наук Н.Н. ГУРОВСКИЙ.
Ему поручили возглавить отдел отбора космонавтов и организовать эту работу. Он вспоминал: в процессе отбора в лётных частях только с частью лётчиков были проведены предварительные медицинские обследования и индивидуальные беседы. Им предлагалось начать новый жизненный путь – полёты на новой технике – космических кораблях. Они должны были дать своё согласие в процессе беседы или сразу же после неё, ни с кем не советуясь. Это было оправдано, так как характеризовало психику человека, умение принимать самостоятельное решение, что для будущих космонавтов имело существенное значение. Из 400 лётчиков, которые были направлены для углублённого медицинского обследования в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь, только 20 человек успешно прошли все этапы очень тщательного медицинского отбора. Это объясняется тем, что отбирали не просто здоровых, а тех, у которых резервные возможности перенесения различных нагрузок достаточно высоки. К общим требованиям, которые предъявлял к кандидатам, Королёв добавил ряд своих личных, как он говорил, «технических параметров». Это любознательность, трудолюбие, выраженное стремление добровольно посвятить себя космонавтике. Он просил отправляющихся летом 1959 года в лётные части авиационных врачей отбирать молодых лётчиков не старше 25-30 лет и не приглашать в число кандидатов людей рослых и крупных (рост до 170-175 см, вес до 70-72 кг). Претендентов отбирал сам Королёв (рост Гагарина был 165 см, вес-70кг). Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток». 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
Первый начальник Центра подготовки космонавтов, кандидат медицинских наук Е.А. КАРПОВ.
Гагарин по медицинским показателям не отличался от других космонавтов. А полетел первым потому, что по сумме всех реакций на пробы, по умению анализировать и описывать явления, с какими ему приходилось сталкиваться, соприкасаться в процессе тренировок, он резко выделялся среди других.
Космонавтам предстояло изучить теорию космического полёта, основы небесной механики, ракетной и космической техники, конструкцию и устройство космического корабля «Восток» и его различных систем – жизнеобеспечения, ориентации, управления и др. Изучить основы космической медицины, астрономии и геофизики. Много часов проработать в специальных тренажёрах. Пройти через зной тепловых испытаний в термокамере, познать одиночество и абсолютное безмолвие сурдокамеры, испытать перепады давлений в барокамере, трясущую дрожь вибростендов, бешеную карусель центрифуги – «чёртовой мельницы». Выполнить множество полётов на невесомость и прыжков с парашютом днём и ночью, в любых метеоусловиях, на пахоту, на ледяные площадки и морскую зыбь. Пройти специальные тренировки на выживаемость в условиях тайги и тумана.
18 июня 1960 года космонавтов принял С.П.Королёв, чтобы познакомить их с космическим кораблём «Восток». Далее Главный конструктор сказал: полетит только один человек на трёхсоткилометровую орбиту (h=300км) с первой космической скоростью (v=7,9 км/с), то есть всего лишь в 8 раз быстрее пули.
30 августа 1960 года Советское правительство утвердило «Положение о космонавтах СССР», узаконив новую профессию, дав ей права гражданства.
Обычно спрашивают: почему для первого полёта был предложен именно Гагарин? (Готовы были Г.Титов, А.Николаев, П.Попович, В.Быковский, В.Комаров ). Вопрос законный.
Для первого полёта нужен был человек - пример, в личности которого открыто бы проявлялось максимальное количество самых положительных качеств: беззаветный патриотизм и непреклонная вера в успех полёта, отличное здоровье, гибкость ума и любознательность, смелость, решительность и неистощимый оптимизм, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность, личное обаяние, большая человеческая доброта и способность сохранять эти качества в любых условиях, особенно в послеполётной известности.
Юрий Гагарин был именно таким человеком.
Лётчик-испытатель С.П. НЕФЁДОВ.
Как известно, возвращение космонавта на Землю – одна из наиболее сложных и ответственных операций. Основная трудность состоит в том, что выведенный на орбиту корабль «Восток» обладает огромной энергией, исчисляемой десятками тысяч миллионов килограммометров. Эту энергию необходимо полностью погасить в процессе снижения. Но для того, чтобы корабль сошёл с орбиты, его нужно сначала затормозить, используя тягу реактивного двигателя. В случае отказа тормозной установки, корабль «Восток» всё равно возвратится на Землю. Его конструкция и заданная высота полёта позволяют осуществить спуск на Землю за счёт естественного торможения в верхней
атмосфере. Но для этого Гагарину придётся пробыть в космосе не 108 минут, а около 10 суток. Поэтому запасы пищи, воды, регенерационных веществ, ёмкость источников электропитания рассчитаны на полёт до 10 суток.
Первый руководитель подготовки космонавтов Н.П. КАМАНИН.
В этот период перед нами, руководителями Центра подготовки, встал вопрос: стоит ли продолжать работу со всеми 20-ю кандидатами, если полетит только один?
Обсудив этот вопрос с Сергеем Павловичем Королёвым, мы решили создать ударную группу, в которую вошли шесть человек и в их числе Ю.А.Гагарин, Г.С.Титов, А.Г.Николаев, П.Р.Попович.
К началу 1961 г. космонавты первой группы достаточно хорошо знали космический корабль, изучили его бортовые системы, прошли курс теоретической подготовки, выполнили необходимый объём лётной и парашютной подготовки.
17-18 января 1961 г. специальная комиссия, председателем которой я был назначен и в которую входили крупные учёные, приняла у космонавтов сначала теоретические и практические экзамены, на основании которых комиссия пришла к выводу, что Ю.А.Гагарин, Г.С.Титов, А.Г.Николаев, П.Р.Попович, В.Ф.Быковский могут быть допущены к выполнению обязанностей космонавтов. Но кому лететь первым?
6 апреля прилетел председатель Государственной комиссии Константин Николаевич Руднев. Он рекомендует сократить по возможности ночныеработы.
Пуск состоится 12 апреля.
8 апреля на заседании Государственной комиссии мне были даны полномочия назвать кандидатом Гагарина Юрия Алексеевича, а запасным – Титова Германа Степановича. Комиссия единогласно согласилась с этим мнением.
10 апреля вечером состоялось торжественное заседание Государственной комиссии по пуску корабля «Восток», вывозе ракеты-носителя с кораблём на стартовую площадку для продолжения подготовки и пуска 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут московского времени.
И вот 12 апреля.
Чуть брезжет рассвет.
В 5.30 разбудили космонавтов.
В 6.00 на заседании комиссии доклады были короткими: «Замечаний нет, всё готово». «Вопросов нет». «Можно производить пуск».
В 8.50 на стартовую площадку прибыли космонавты. Гагарина провожали председатель Госкомиссии и её члены, С.П.Королёв и я.
Ведущий инженер Ф.А. ВОСТОКОВ.
После проверки скафандра Юрий направился к выходу, как вдруг к нему подбежал один из специалистов с баночкой золотистой краски и кисточкой. Он попросил у присутствующих разрешения написать на шлеме четыре буквы: СССР.
Никто раньше не обращал внимания на отсутствие такой надписи, но теперь все поняли её важность. Ведь не исключался вариант, при котором приземление космонавта могло бы произойти и вне пределов Советского Союза.
Затем Юрий и все специалисты направились на стартовую площадку. Юра попрощался с каждым, а затем сказал: «До встречи на Земле, родные мои!».
Прошёл час. И вот мы в кабине лифта. Подходим к люку корабля. Юрий осматривается. Закончив работу с размещением Гагарина,
я прощаюсь с ним, желаю успешного полёта.
О.Г.ИВАНОВСКИЙ.
Расчёту «верхнего мостика», как официально называлась наша группа, надлежало провести заключительные операции по подготовке корабля, по-моему, не отметил момента, когда кончилось 11 апреля и начилось12-е.
С высоты люди кажутся маленькими. Пытаюсь разглядеть, где кто. Вот от небольшой группы отделилась приземистая фигура Сергея Павловича. Прикрыв глаза рукой, он смотрит вверх, машет. Спускаюсь, Королев внешне спокоен. Но у него очень уставшее лицо, уставшие глаза.
- Ну, как дела, старик?
- Все в порядке, Сергей Павлович. Ждем.
Знаю, что все в порядке. Я, пожалуй, поеду туда, к ребятам, посмотрю, как у них подготовка идет.
Сергей Павлович пошел к своей машине. Он волнуется, сильно волнуется, что ему чем-то надо занять паузу , а занять лучше всего делом. Все ждут решающего момента.
Снова поднимаемся на «козырек». Люк все еще закрыт легкой предохранительной крышкой. Рабочие, Володя Мороз и Виктор Скопцов, облокотившись о перила, смотрят вниз, туда, откуда должен появиться автобус. Ждут. Прошел час. Голубой автобус медленно подкатывает почти к самой ракете. Из передней дверцы в ярко-оранжевом скафандре выходит Гагарин. Несколько шагов, рука чуть неуклюже поднесена к гермошлему:
-Товарищ председатель государственной комиссии, лётчик-космонавт Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике «Восток» готов!
Федор Анатольевич Востоков помогает Юрию подняться, закинуть ногу на обрез люка и лечь в кресло. Закончив работу с размещением Гагарина в этом кресле, Федор Анатольевич прощается с ним, желая успешного полета.
Ну, а теперь последнее и самое трудное - прощаться и закрыть люк. Тяжелая крышка уже в руках у Володи и Виктора.
-Почему не докладываете? Как у вас дела?
-Сергей Павлович, 30 секунд назад закончил установку крышки люка. Приступили к проверке герметичности.
-Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов?
- Нет , Сергей Павлович. Все нормально.
- Вот в том-то и дело. Что не нормально! Нет КП-З
Сергей Павлович похолодел, КП-З это специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о нормально закрытии.
-Крышка установлена нормально.
- Что можете сделать для проверки контакта? Успеете снять и установить крышку?
-Успеем! Только передайте Юрию Алексеевичу, что мы открываем люк.
-Все передадим. Спокойно делайте, не спешите.
Да, легко сказать – не спешите! Мы-то понимаем, что времени почти совсем нет. Ведь старт должен состояться в заданное время в 9 часов 07 минут.
Гайки сняты. Снята крышка люка. Юрий через зеркальце, пришитое к рукаву скафандра, следит за нами. Несколько секунд - и чуть-чуть перемещен кронштейн с контактом. Подсознательно Сергей Павлович чувствует, что ни кронштейн, ни контакт не виноваты. Наверное, наши электроколдуны там, внизу, на пульте управления, что-то проморгали (так оно, кстати сказать, и было).
На часы не смотрим. Все равно быстрее делать то, что делаем, невозможно. Прощаться с Юрием еще раз уже некогда, успевают только махнуть рукой и поймать в зеркальце хитрющий взгляд. Крышка опять поставлена на замки. Снова гайки: первая, пятнадцатая, седьмая, двадцать третья…Есть последняя!
В телефоне голос Сергея Павловича:
-КП-З в порядке! Приступайте к проверке герметичности.
-Есть
Окончена откачка. Глаза впились в стрелку вакуумметра. Не дрогнет ли? Не поползет ли по шкале? Положенные минуты истекли. Стрелка неподвижна.
-Есть герметичность!- произносим вслух все в трубку телефона. Опять голос Сергея Павлович: Хорошо. Вас понял. Заканчивайте ваши дела. Сейчас мы объявим тридцатиминутную готовность.
Руководитель стартовой службы космодрома А.С.КИРИЛЛОВ.
Старт опустел. Королёв, как маятник, ходит взад - вперёд около подземного командного пункта.
Мы знали, что в случае аварии с ракетой при запуске или в полёте на приземном участке, Королёв даст указание, и по радиокоманде сработает система аварийного спасения. Проверив эту «линию жизни», Королёв взял микрофон радиопереговорного устройства.
- «Кедр», я – «Двадцатый»!- вызвал он Гагарина. – У нас всё нормально. До начала наших операций пара минут. Как слышите меня?
- «Заря», я «Кедр»! Самочувствие хорошее, настроение бодрое, к старту готов!
Лавина огня заполняет проём стартового сооружения.
- Поехали!- доносится из динамика, и ракета, оторвавшись от Земли, устремилась ввысь.
Лётчик-космонавт СССР Ю.А.ГАГАРИН.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идёт в заданный район приземления.
В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно спустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловки.
Ступив на твёрдую почву, я увидел женщину с девочкой, стоящих около пятнистого телёнка, они с любопытством наблюдали за мной. Я пошёл к ним в своём ярко-оранжевом скафандре. Ничего подобного они ещё не видели.
- Юрий Гагарин! – закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.
Это были первые люди, которых я встретил на Земле после полёта, - простые советские люди, труженики колхозных полей. Они обнимали меня, жали руки.
Сообщение ТАСС
О ПЕРВОМ В МИРЕ
ПОЛЁТЕ ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Свершилось великое событие. Впервые в истории человек осуществил полёт в космос.
12 апреля 1961 г. в 9 часов 7 мину по московскому времени в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин СССР лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.
Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полёт по орбите вокруг Земли.
Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4 725 килограммов, без учёта веса конечной ступени ракеты-носителя.
Москва, 12 апреля (ТАСС). В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полёт протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо».
Москва, 12 апреля (ТАСС). В 10 часов 25 минут по московскому времени, после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления и в 10 часов 55 минут совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.
СОВЕТСКОМУ КОСМОНАВТУ,
ВПЕРВЫЕ СОВЕРШИВШЕМУКОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЁТ,
майору Гагарину Юрию Алексеевичу
Дорогой Юрий Алексеевич!
Мне доставляет большую радость горячо поздравить Вас с выдающимся героическим подвигом
– первым космическим полётом на корабле-спутнике «Восток».
Весь советский народ восхищен Вашим подвигом, который будут помнить в веках как пример мужества, отваги и геройства во имя служения человечеству.
Совершённый Вами полёт открывает новую страницу в истории человечества в покорении космоса.
От всего сердца поздравляю Вас со счастливым возвращением из космического путешествия на родную землю. Обнимаю Вас.
До скорой встречи в Москве. Н.Хрущёв,
Генеральный секретарь
12 апреля 1961 года ЦК КПСС
Н.С. Хрущёв и Ю.А.Гагарин
на Внуковском аэродроме
27 марта 1968-го он со своим инструктором, Героем Советского Союза полковником 46-летним Владимиром Серегиным, осуществляли тренировочный полет на истребителе МИГ-15.
- Задание в зоне закончил! — отрапортовал Гагарин.
- Уточните высоту, — спросил руководитель полетов.
Ответа не было... В 10.30 самолет врезался в землю.
На месте катастрофы нашли кусок летной куртки Гагарина: в кармане были талоны на питание, водительские права, 40 руб. и фотография Сергея Королева.
Юрию Гагарину было всего 34 года.
Памятник Ю. Гагарину
в Звёздном городке.
Лётчики-космонавты СССР дважды Герои Советского Союза:
В. Джанибеков, В. Ляхов, В. Горбатко,
лётчик-космонавт Монголии Герой Монголии и Советского Союза Ж. Гуррагчаа, монгольские коллеги и руководитель проекта В.Ф.Власова (четвёртая справа).
Заключение
В процессе подготовки данной работы сделаны первые шаги в сборе информации о тех, кто участвовал в подготовке первого космонавта, кто отправлял его в космический полёт и встречал после возвращения на Землю; проведена целенаправленная работа с информацией, первоисточниками, справочной литературой, Интернет; и стремление развить творческий и познавательный потенциал, который может пригодиться в жизни.
Список литературы
1. Кукушкин В. Колумбы космоса. Библиотека «Комсомольской правды». Москва, «Правда», 1961 г.
2. Журнал «Наука и жизнь», № 4, 1986г.
3. Газета «Местное время». Иркутск, апрель-май 2002г.
4. Интернет ресурс.
5. Материалы из личного архива Власовой В.Ф.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.