Статья: "Рабочие листы как средство формирования навыка выразительного чтения у обучающихся 4 класса на уроках литературного чтения".
Оценка 4.9

Статья: "Рабочие листы как средство формирования навыка выразительного чтения у обучающихся 4 класса на уроках литературного чтения".

Оценка 4.9
docx
07.06.2024
Статья: "Рабочие листы как средство формирования навыка выразительного чтения у обучающихся 4 класса на уроках литературного чтения".
Рабочие листы как.docx

Рабочие листы как средство формирования навыка выразительного чтения у обучающихся 4 класса на уроках литературного чтения

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу о том «Как же важен навык выразительного чтения?» и эффективности рабочих листов на уроках литературного чтения в 4 классе.

Ключевые слова: речевая деятельность, выразительное чтение, обучение выразительному чтению, рабочий лист, преимущество.

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими деятельностями существует самая распространенная – речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она сопровождает, а иногда формирует основу деятельности.

Речевая деятельность – это деятельность, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие.

Одним из видов речевой деятельности у детей младшего школьного возраста является чтение, которое, с одной стороны, помогает накоплению разнообразных читательских переживаний ребёнка, приобретению читательского опыта, связанного с восприятием произведений разных жанров, разной тематики и разных авторов, что, несомненно, уже с первых шагов обучения расширяет читательский кругозор. С другой стороны, чтение приучает к совместной деятельности ребёнка со взрослым, со сверстниками и с младшими: к совместному размышлению, обсуждению, воссозданию изображенных картин, что формирует умение выслушать другого, понять его точку зрения и высказать свою.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

Благодаря определенным умениям, таким как владение силой голоса, тоном голоса, темпом речи, ритмом речи, паузами, мелодикой тона, у читающего вырабатываются навык выразительного чтения.

Большое значение выразительному чтению придавали многие известные педагоги, которые подчёркивают значение работы над интонационной стороной звучащей речи.

Так, Т.Ф. Заводская говорит: «Применение выразительного чтения в процессе изучения родного языка открывает перед учащимися звуковую сторону речи, демонстрирует мастерство писателя, помогает понять связь интонации с синтаксической структурой и резко повышает культуру устной речи» [1, с.23].

Выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. Оно было связано с театральным искусством. Основные методики чтения разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [5, с.13]

Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, и включает в себя подготовку к восприятию произведения, первичное знакомство с произведением, анализ произведения и непосредственно работу над средствами выразительности.

Для того, чтобы освоить компоненты выразительного чтения, необходимо овладеть определенными навыками и умениями.

Учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем сформировать все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всём этапе обучения литературе.

Я считаю, что педагогически целесообразными для повышения уровня сформированности навыка выразительного чтения у учащихся 4 класса использовать рабочие листы по литературному чтению, которые позволят организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке литературного чтения, помогут активизировать учеников на любом этапе урока, станут замечательным средством получения обратной связи и оценки знаний и навыков.

Особенно полезен становится для учителя рабочий лист, когда у ребят нет рабочих тетрадей по предмету.

Рабочий лист - это лист, специально разработанный учителем, где прописаны задания с указаниями, как и что следует сделать, содержится теоретический материал в формате саммари (краткое изложение) [3, с.29].

Главной задачей рабочего листа является обучение ребёнка, учить его учиться и показать, что сам процесс обучения может быть интересным и, если ученик приложить некоторые усилия, то он не только добьется результата, но и испытает радость от процесса обучения, то есть от понимания и от собственных успехов. С помощью рабочего листа можно организовать самостоятельную работу вместе с учебным материалом на уроке, активизировать деятельность учащихся на любом этапе урока, получить обратную связь.

Структура рабочего листа позволяет организовать работу каждого ученика в своем оптимальном для него темпе и выглядит следующим образом:

- Предмет, класс

- Тема (ФИО автора, название произведения).

- Номер задания, его содержание (максимально понятное, соответствующее цели урока).

- Рабочее поле для выполнения задания (для заданий, которые требуют рассуждения, толкования слов).

- Благодарность за выполненную работу.

Содержание заданий в рабочих листах основано на походе к проблеме формирования навыка выразительного чтения кандидата педагогических наук, автора многих книг о влиянии чтения на развитие детей Т.Ф. Завадской, по мнению которой, для формирования данного навыка необходимо творческое освоение художественного текста учащимися, которое предполагает не только его понимание, но и эмоциональную взволнованность тем, что изображает автор и как, какими средствами он это делает [4, с.41].

Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и групповой. Такие задания, как «Подготовь выразительный пересказ рассказа и расскажи его соседу по парте», «Прочитай рассказ вместе с одноклассниками по цепочке», «Прочитайте рассказ по ролям», «Обсуди с одноклассниками характеристику главного героя» способствуют социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции младших школьников.

При проверки рабочего листа, учитель может оценить индивидуальные возможности каждого ученика, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения. Асам обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи, - всё это делает обучение более эффективным [2, с.296].

Красочность и привлекательность рабочим листам придают иллюстрации к изучаемым произведениям, благодаря которым ученикам легче давать характеристику героям или их описание. Картинки передают настроение автора, способствуют эмоциональному восприятию произведения. В результате у учеников повышается интерес к работе над произведением и мотивация на успешное обучение.

Преимущество данных рабочих листов заключается в том, что их можно дополнять или сокращать с учетом способностей обучающихся, можно вносить изменения, учитывая содержание и структуру урока. На уроке при работе с рабочими листами может применяться коллективное или групповое обсуждение проблемных вопросов, построение умозаключений в результате обсуждения и внесение данных в рабочий лист. Главное, что обучающиеся будут вовлечены в деятельность, направленную на приобретение знаний, а рабочий лист, задания которого расположены в определенной логической последовательности, поможет им достичь цели.

Список литературы

  1. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения / Т.Ф. Завадская. – М.: Просвещение, 2007. – 254 с
  2. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморкова.–Москва: Академия, 2013. – 312 с.
  3. Самый новейший толковый словарь русского языка ХХI века: ок. 1500 слов / Е.Н. Шагалова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 413, [3] c.
  4. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8-х классах: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1983. - 111 с.
  5. Ушинский К.Д. Школа Ушинского / К.Д. Ушинский. – М.: Карапуз ISBN, 2004. – С. 16.

Оп


 

Рабочие листы как средство формирования навыка выразительного чтения у обучающихся 4 класса на уроках литературного чтения

Рабочие листы как средство формирования навыка выразительного чтения у обучающихся 4 класса на уроках литературного чтения

Особенно полезен становится для учителя рабочий лист, когда у ребят нет рабочих тетрадей по предмету

Особенно полезен становится для учителя рабочий лист, когда у ребят нет рабочих тетрадей по предмету

Оморокова М.И. Учимся читать выразительно /

Оморокова М.И. Учимся читать выразительно /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024