Статья "Работа с пословицами при проведении самоподготовок"
Оценка 5

Статья "Работа с пословицами при проведении самоподготовок"

Оценка 5
doc
15.12.2020
Статья "Работа с пословицами при проведении самоподготовок"
Работа с пословицами при проведении самоподготовки.doc

«Работа с пословицами при проведении самоподготовки»

Автор: Братерская Надежда Александровна, г.Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель 4 группы КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

При проведении самоподготовок можно использовать пословицы, развивающие наглядно – образное мышление младших школьников.

   Воспитателем подбирается картина, изображающая какую-либо деятельность К ней берётся несколько пословиц, синонимичных по смыслу и значению:

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

А можно взять одну пословицу и подобрать к ней несколько иллюстраций, которые раскрывают её смысл.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

   Обеспечивается понимание смысла пословицы, осознаётся её многозначность.

   После такой работы можно провести  игру.

Пословицы и поговорки под номерами выписываются на доске, где выставлены так же под номерами и в таком же  количестве иллюстрации. Ученики должны определить соответствие или несоответствие иллюстраций предложенным пословицам.

   Мы обратили внимание на картинки, которые  соответствуют пословицам.  Сопоставляя явления и предметы, народ их либо противопоставляет либо сравнивает.

1. Спи камешком, вставай пёрышком.

2. Чужая душа – потёмки.

3. Речи как мёд, а дела как полынь.

4. Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает.

5. Огонь без дыма, человек без ошибки не бывает.

   Можно дать такое задание: воспитатель лишь намекает на пословицу, хочет, чтобы дети сами придумали и назвали пословицу:

1. Готовь летом сани, а что зимой?

2. Поговорка – цветок, а что же пословица?

3. Ученье – свет, а не ученье – что?

4. Труд кормит, а что же лень?

5. Дружно – не грузно, как же врозь?

   Можно предложить детям  и такое задание: вставить пропущенные прилагательные.

1. (Какой ?) зверь далеко бежит? (Робкий, пугливый, шустрый, трусливый, храбрый, старый, молодой)

2. (Какая?) книга – лучший друг? (Интересная, занимательная, поучительная, содержательная, интересная, умная, полезная, хорошая)

3. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь? (Хорошую, прочную, крепкую)

4. (Какое?) слово, что весенний день? Хорошее, ласковое, умное, доброе)

5. За (какой?) головой, как за каменной горой?(Старой, молодой,  дурной, большой, крепкой,)

Пословицы могут заключать в себе просто суждения или наблюдения, понимание в прямом значении слова.

1. Много снегу – много хлеба, много воды – много травы.

2. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

   Ребятам предлагают прочитать на доске пословицу: «Где труд, там и счастье», затем спрашивают, действительно ли верно это утверждение?  Чтобы ответить на этот вопрос, по предложению воспитателя  дети читают в  «Толковом словаре»  словарную статью о счастье (состояние полного удовлетворения жизнью, чувство огромной радости).

   Текст словарных статей  поможет учащимся отойти от конкретного смысла пословиц и раскрыть их иносказательный смысл.

    Упражнения с загадками.

   Дети должны иметь возможность  поразмышлять  над интересными явлениями языка дома,  советуясь с родителями, друзьям, заглянув в школьный «Толковый словарь»,  Если работа в группе проводится правильно, То школьники увлечены ею, им очень нравится играть в слова, загадывать «загадки» по значению слов.

Примеры упражнений.

1.Узнайте слово по его значению, подчеркните  мягкий знак:

Снежная буря, метель. (Вьюга)

Разлив реки при таянии снега. (Половодье)

Серенькая птица с красноватым опереньем на груди. (Снегирь)

Растаявшее место на ледяной поверхности реки.(Полынья)

2. Узнайте слово по его значению, подчеркните безударную гласную.

Начальник воинской части. (Командир)

Близкий знакомый. (Приятель)

Дерево с белой корой и сердцевидными листьями. (Берёза)

3. Отгадайте, о ком или о чём загадки.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

Кто говорит молча? (Книга)

Нос стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

Железный нос в землю врос. (Лопата).

   Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на занятиях самоподготовки, способствуют расширению словарного запаса.

   Некоторые пословицы могут использоваться при изучении разных тем. Так пословица «Кошке игрушки, а мышке слёзки» используется дважды: при изучении парных звонких и глухих согласных и при изучении падежных окончаний имён существительных. Таким образом закрепляется правописание слов с нужными орфограммами, развиваются мышление, речь и память учащихся.


Работа с пословицами при проведении самоподготовки»

Работа с пословицами при проведении самоподготовки»

Какое?) слово, что весенний день?

Какое?) слово, что весенний день?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2020