Статья "Развитие функциональной грамотности "
Оценка 4.6

Статья "Развитие функциональной грамотности "

Оценка 4.6
Документация
docx
преподавание
Взрослым
10.04.2022
Статья "Развитие функциональной грамотности "
Основная цель обучения русскому языку и литературному чтению-помочь учащимся овладеть знаниями о русском языке и его богатствами, вооружить учащихся умениями и навыками свободного пользования устной и письменной речью, а также умениями слушать и говорить,научить их вдумчиво читать и грамотно писать т.е владения видами речевой деятельности- аудированием, говорением, чтением и письмом.
Развитие фукциональной грамотности.docx

 

Развитие функциональной грамотности учащихся при преподавании языковых дисциплин по четырём видам речевой деятельности

Основная цель обучения русскому языку и литературному чтению-помочь учащимся овладеть знаниями о русском языке и его богатствами, вооружить учащихся умениями и навыками свободного пользования устной и письменной речью, а также умениями слушать и говорить,научить их вдумчиво читать и грамотно писать т.е владения видами речевой деятельности- аудированием, говорением, чтением и письмом.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Русский язык

. Прием «Лови ошибку»

Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо. Распределяем на группы по типу орфограммы. В каких же случаях пишутся удвоенные согласные?

. Прием «Проблемная ситуация»

При знакомстве с омонимами предлагается задание: Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

При изучении проверки парных согласных в середине слова дети получают задание: Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Прием Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом.

. «В две колонны становись!»

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ.

. Назови, одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж-.,    птицы;

Ножницы, молоток, пила, грабли-... (инструмент,)

      Раздели слова на группы:

Заяц, помидор, ежик, лиса, капуста, волк,огурец (животные и овощи)

Корова, шкаф, стул, лошадь, диван, баран, диван, (домашние животные и мебель)ти

    К выделенному слову выбери нужные по смыслу слова.
Травы: пырей, тополь, подорожник, сосна, полынь.
Насекомые: воробей, муха, сова, жук. комар, ворона.

 

Аудирование

Проверяется умение понимать прослушанное сообщение (продолжительность звучания -1 минута), воспроизводить текст из 2-3 предложений после двух предъявлений;

в качестве единиц контроля выступают текст и предложение;

в качестве показателей обученности выступает умение понимать текст и воспроизводить отдельные его части.

Говорение

Диалогическая речь:

- проверяется умение продолжать или начинать диалог по данной реплике, составлять диалог по описанию ситуации;

- в качестве единиц контроля выступают диалогические единства и реплики в диалоге;

- в качестве показателей обученности выступает умение составлять диалог с использованием основных типов диалогических единств.

Прочитайте и продолжите:

а)- Что ты будешь есть?

........................................

б)-Я учусь в третьем классе. А ты?

.........................................

в)- Передай мне карандаш.

.........................................

Работа считается выполненной, если учащийся смог продолжить диалог, отреагировав 1-2 репликами.

Прочитайте и составьте начало:

а)..................................

-Убираю комнату.

б)..................................

-Я тоже.

в)...................................

-Хлеб.

Работа считается выполненной при соблюдении предъявленного в задании условия.

 Прочитайте. Составьте по описанию диалог.

-Вы заболели. К вам пришел врач. Он спрашивает, что с вами. Вы отвечаете.Врач говорит, что вам нужно делать.

Работа считается выполненной, если диалог учащегося состоит не менее чем из трех реплик.

Монологическая речь:

Проверяется умение составлять описание и рассказ о своей семье;

В качестве единиц контроля выступает монологический текст от 3до 5 предложений;

В качестве показателей обученности выступает связаное монологическое высказывание из 3-4 предложений.

Опишите сегодняшний день. Какая сегодня погода?

Как нужно одеваться?

Работа считается выполненной, если учащийся употребил не менее трех предложений (или два предложения с однородными членами ).

Опишите своего товарища.

Работа считаеться выполненной, если учащийся употребил 3-4 предложения.

Чтение

проверяется умение читать повествовательные и описательные тексты объемом 60-70 слов, составлять план прочитанного, выделять в тексте тему и основной замысел автора;

в качестве единицы контроля выступает связный текст;

в качестве показателей обученности выступает умение объяснять название текста, определять его содержание.

Прочитайте текст и скажите, почему он так называется.

Дружок.

Однажды на улице Петя увидел щенка.Он взял его и принес домой.Щенок быстро привык к мальчику. Петя назвал его дружком и стал учить прыгать через кольцо,стоять на задних лапках.

Мальчик и Дружок часто ходили в лес. В лесу собака бегала, прыгала,лаяла. Петя научил Дружка искать и находить грибы. Дружок громко лаял, когда находил гриб.

Собака стала верным помощником Пети.

(По А.Рыжову)

Письмо

- Проверяется умение давать письменные ответы на вопросы (5 вопросов);

- в качестве едениц контроля выступают связные письменные высказывания учащихся;

- в качестве показателей обученности выступает умение употребить в письменном связном высказывании не менее 20 слов при количестве ошибок не более восьми.

Ответьте письменно на следующие вопросы:

В каком классе ты учишься?

С кем ты дружишь?

Какие у вас сегодня уроки?

Какие уроки ты любишь?

Что ты делаешь после уроков?

 

Работа считается выполненной при следующих условиях:

1.Ученик ответил на все вопросы.

2. Ученик употребил в своих ответах не менее 20 слов.

 

Задание «Продолжи»

Внимательно  прочитай  начало  текста. Придумайте и запишите  продолжение в стиле  автора.

Почки  раскрываются,  шоколадные, с  зелеными  хвостиками, и на каждом  зеленом  клювике  висит  большая  прозрачная  капля…

Ключ.  (Возьмешь  одну  почку,  разотрешь  между  пальцами,  и  потом  долго  все  пахнет  тебе  ароматной  смолой  березы,  тополя  или  черемухи.)    М. Пришвин.

Малиновый  солнечный шар коснулся  снизу  сквозной  лазури. Он  всплыл из-за  леса,  уменьшаясь  и  плавясь  в  золото…

Ключ.  (Этот  слепящий  золотой  сгусток  быстро отделился  от  горизонта. Вся лесная  стихия  приняла  невиданно  сказочный  образ. Безбрежная, непорочно  чистая голубая  лазурь  была  тем  гуще,  чем  дальше  от  солнца.)   В.Белов.

Задание..  «Редактирование текста».

Выпал  первый  снег.  Лес и теперь  хорош. На  березах  еще  были  желтые  листья.  Ели  и  сосны  были  зеленее,  чем  летом.  Сухая  осенняя  трава  выглядывала  из-под  снега  желтой  щеткой.  Мертвая  тишина  была  кругом.  Была  прозрачная  вода  в  озере.

Ключ.   (Выпал  первый снег.  Лес и теперь хорош.  На  березах еще  оставались  желтые  листья.  Ели  и  сосны  казались  зеленее,  чем  летом.  Сухая  осенняя  трава  выглядывала  из-под  снега  желтой  щеткой.  Мертвая  тишина  царила  кругом.  Потемнела  прозначная  вода  в  озере.)   По Д.Мамину-Сибиряку.

Задание.  Составь рассказ  по  его  началу.

Собака  громко  лаяла.  Перед  ней  сидел  котенок.  Он  широко  раскрыл  рот  и  жалобно  мяукал…

Кот  Васька  и  старик  часто  рыбачили. Старик  удил  рыбу.  Васька  сидел  рядом.  Однажды…

 

Литературное чтение
Работа с текстом до чтения 
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. 
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. 
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. 
Дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работы с текстом, потому что понимают ее смысл. 
Работа с текстом во время чтения 
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. 

Необходимо соблюдать такую последовательность действий:
1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения. 
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить. 
3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца. 
4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. 
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
Работа с текстом после чтения 
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). 
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». 
2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. 
Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в изображении фрагмента. Учитель еще раз обращает внимание детей на иллюстрацию. Дети размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация, какое выражение на лицах героев и т. д. Составляется диафильм по тексту (каждое предложение – кадр диафильма). 
3. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Для учащихся 3-4 классов рассказ учителя о писателе можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. 

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Для  развития  речи  детей  очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной – это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках, – важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка,  так и устной – это  могут быть  записи  выступлений  артистов и  ,конечно же,  речь  самого  учителя  Необходимо  обращать  на  удачные  образцы  речи  самих  детей. Все  эти  работы  могут  использоваться  на  каждом  уроке.

Систематическое  использование  этих  методических  приемов  позволяет   развивать  речь  учащихся.  Ребята  не  боятся  высказывать  свое  мнение,  стараются  его  отстаивать,  пытаются  доказать  свою  точку  зрения.  Они  составляют  разнообразные  высказывания с  использованием  различных  языковых  средств.  У них  начинает  развиваться  чувство  языка,  чувство  слова.   Совершенствование  речевых  навыков  способствуют их  успешной  учебе,  выступлениях на  различных  конкурсах  и олимпиадах. Дети  чувствуют себя при  ответах  в  классе   уверенно.  Они  положительно    воспринимают  предмет «Русский язык» и «Литературное чтение» с удовольствием  идут  на  эти  уроки.

 

Учитель начальных классов: Проценко Т.В


 

Развитие функциональной грамотности учащихся при преподавании языковых дисциплин по четырём видам речевой деятельности

Развитие функциональной грамотности учащихся при преподавании языковых дисциплин по четырём видам речевой деятельности

Аудирование Проверяется умение понимать прослушанное сообщение (продолжительность звучания -1 минута), воспроизводить текст из 2-3 предложений после двух предъявлений; в качестве единиц контроля выступают текст и…

Аудирование Проверяется умение понимать прослушанное сообщение (продолжительность звучания -1 минута), воспроизводить текст из 2-3 предложений после двух предъявлений; в качестве единиц контроля выступают текст и…

Прочитайте текст и скажите, почему он так называется

Прочитайте текст и скажите, почему он так называется

Литературное чтение Работа с текстом до чтения

Литературное чтение Работа с текстом до чтения

Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на…

Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2022