Статья «Развитие функциональной грамотности учеников на уроках в начальной школе»
Оценка 4.8

Статья «Развитие функциональной грамотности учеников на уроках в начальной школе»

Оценка 4.8
docx
03.06.2021
Статья  «Развитие функциональной грамотности учеников на уроках в начальной школе»
Ученику в формировании функциональной грамотности помогает каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает соответствующую их возрастной ступени, связь с семьёй обучающегося, вовлечение детей в продуктивную деятельность на уроках и возможность применения полученных знаний и умений в окружающей действительности.
Статья Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках в начальной школе.docx

 

                 Статья  «Развитие функциональной грамотности учеников на уроках в начальной школе»

    Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе, уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах, способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и жить в ней.

         Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, сегодня сложно представить себе детей и подростков, взрослых, которые не пользовались бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

               И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим учащимся для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным. Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

                     Цель учителя -развить ребёнка. Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое. Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.  Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику. Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность. Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.

Функциональная грамотность школьника состоит из:

- грамотности в чтении и письме;

-грамотности в естественных науках;

 --математической грамотности;

- компьютерной грамотности;

 - грамотности в восприятия окружающего мира;

 - грамотности в вопросах здоровья.

 

                         Для этого необходимо использовать различные педагогические технологии:

•проблемно-диалогическая освоения новых     знаний;

 • формирования типа правильной читательской деятельности; 

•проектной деятельности; 

•обучение на основе «учебных ситуаций»; 

•уровневая дифференциация обучения;

•информационные и коммуникационные;  

•оценивания учебных достижений учащихся и др.

                    Базовый навык функциональной грамотности – это читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

                Учебный предмет «Литературное чтение «предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему, умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

                    Учебный предмет «Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места, навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника, навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

                   Орфографическая грамотность -это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у школьников -одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

                      Для учащихся немалое значение имеет и естественнонаучная грамотность -

Способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на  научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

                          Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированными состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

 

                      Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

                  Учебный предмет «Математика” предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются -интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление. Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

                  Трудовая грамотность имеет немалое значение в формировании функциональной грамотности.

                   Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитие индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

        Для формирования функциональной грамотности учащихся необходимо выполнять следующие условия:

•обучение должно носить деятельностный характер;

•учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

•учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

•в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; 

•школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.

    Ученику в формировании функциональной грамотности помогает каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает соответствующую их возрастной ступени, связь с семьёй обучающегося, вовлечение детей в продуктивную деятельность на уроках и возможность применения полученных знаний и умений в окружающей действительности.


 

Статья « Развитие функциональной грамотности учеников на уроках в начальной школе»

Статья « Развитие функциональной грамотности учеников на уроках в начальной школе»

Базовый навык функциональной грамотности – это читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы…

Базовый навык функциональной грамотности – это читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы…

Главной задачей уроков математики являются -интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление

Главной задачей уроков математики являются -интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2021