Статья «Развитие функциональной грамотности в рамках ВПР»
Оценка 4.9

Статья «Развитие функциональной грамотности в рамках ВПР»

Оценка 4.9
docx
21.03.2024
Статья  «Развитие функциональной грамотности в рамках ВПР»
Статья «Развитие функциональной грамотности в рамках ВПР».docx

Статья  «Развитие функциональной грамотности в рамках ВПР»

Начальное звено образования – фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Функциональная грамотность – явление метапредметное, поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин. А так как в основе любого знания, любой задачи и задания лежит текст, в устном или письменном виде, однозначно можно утверждать, что первая из основ функциональной грамотности – это читательская грамотность. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе.

Анализ всероссийских проверочных работ показывает, что основные трудности, с которыми сталкиваются ученики, снизившие свои отметки, как раз и основываются на том, что они не смогли до конца понять то, что от них конкретно требовалось выполнить в том или ином задании, или не понимали главное в прочитанном тексте (не вникали). Неумение выделять главную информацию от второстепенной часто обосновывается, не смотря на усилия и старания учителя, тем, что у них слабо сформирована читательская грамотность. На это есть и объективные причины: низкая скорость чтения, слабые воображение и память, неусидчивость самих учеников.

Ребенок, испытывающий проблемы в прочтении и понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении. Дети с низкой скоростью чтения не успевают прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, не успевают включиться в обсуждение материала. Как следствие – начинают отставать в учебе. С другой стороны, быстро читающие дети часто не понимают текст, вопрос или инструкцию. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Следовательно, читательская грамотность формируется не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других уроках, а также при формировании других составляющих функциональной грамотности.

Выполнение второй части заданий ВПР по русскому языку направлено на диагностирование читательской грамотности. (задания 6 – 14)
Задания 6 – 10, 15 направлены на диагностирование следующих умений: распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, составлять план, умение задавать вопрос, распознавать значение конкретного слова, умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы), знание норм речевого этикета.

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Несмотря на то, что все эти умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения, они вызывают наибольшее затруднение.

То есть перечисленные задания требуют определённого уровня владения читательской грамотностью, чего, к сожалению, не удается многим учащимся продемонстрировать.

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Поэтому в первую очередь, на каждом уроке должна быть организована работа с текстом. То есть речь идёт о том, что работа с текстом организуется не только на уроках развития речи – необходимо использовать потенциал любого урока русского языка (и литературного чтения тоже).

Предлагаю вашему вниманию приемы в рамках актуальных педагогических технологий.
1. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений).

В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов:
1) прием «чтение с остановками»;
2) прием «работа с вопросником»;
3) прием «знаю, узнал, хочу узнать»;
4) прием «уголки»;
5) прием «написание творческих работ».

2. Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления.

Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций:
1) проблемные ситуации между двумя (или более) положениями:
– одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения;
– «столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или практического задания;
2) проблемные ситуации между житейским представлением младших
школьников с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

3. Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-
познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата – создание проекта.

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:

1) написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
2) выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
3) сочинение своего стихотворения, басни, сказки.

4. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование следующих приемов:

1) «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает;

2) «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни
ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;

3) «древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но
внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).

Для успешного написания ВПР по русскому языку необходимо овладеть в нужной степени не только читательской грамотностью, но и другими компонентами функциональной грамотности, такими как: коммуникативной грамотностью и информационной грамотностью. Три этих вида функциональной грамотности являются интегративными. Предметными компонентами функциональной грамотности для успешного написания ВПР по русскому языку являются языковая и литературная грамотность.

Всероссийская проверочная работа по математике – 4 класс

Примерная рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования «Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).»

Какие же методы и приемы можно использовать для овладения высоким уровнем математической грамотности?

Математическая грамотность помогает человеку понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, необходимые для конструктивного, активного и размышляющего гражданина.

Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.

Особенности заданий для формирования финансовой грамотности
Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной обучающимся и похожей на возникающие в повседневной жизни.

В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых есть ровесники обучающихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи.

Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам.

Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности.

Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

 


 

Статья «Развитие функциональной грамотности в рамках

Статья «Развитие функциональной грамотности в рамках

Как следствие – начинают отставать в учебе

Как следствие – начинают отставать в учебе

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования

Игровая технология , обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении

Игровая технология , обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении

Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на…

Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024