Статья «Развитие функциональной грамотности в рамках ВПР»
Начальное звено образования – фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.
Функционально
грамотный человек — это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
ФГОС третьего поколения определяет
функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Сущность
функциональной грамотности состоит в
способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Понятие «функциональная грамотность» в последнее
время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с
разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Функциональная грамотность – явление метапредметное, поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин. А так как в основе любого знания, любой задачи и задания лежит текст, в устном или письменном виде, однозначно можно утверждать, что первая из основ функциональной грамотности – это читательская грамотность. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе.
Анализ всероссийских проверочных работ показывает, что основные трудности, с которыми сталкиваются ученики, снизившие свои отметки, как раз и основываются на том, что они не смогли до конца понять то, что от них конкретно требовалось выполнить в том или ином задании, или не понимали главное в прочитанном тексте (не вникали). Неумение выделять главную информацию от второстепенной часто обосновывается, не смотря на усилия и старания учителя, тем, что у них слабо сформирована читательская грамотность. На это есть и объективные причины: низкая скорость чтения, слабые воображение и память, неусидчивость самих учеников.
Ребенок, испытывающий проблемы в прочтении и понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении. Дети с низкой скоростью чтения не успевают прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, не успевают включиться в обсуждение материала. Как следствие – начинают отставать в учебе. С другой стороны, быстро читающие дети часто не понимают текст, вопрос или инструкцию. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Следовательно, читательская грамотность формируется не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других уроках, а также при формировании других составляющих функциональной грамотности.
Выполнение второй части заданий ВПР по
русскому языку направлено на диагностирование читательской грамотности.
(задания 6 – 14)
Задания 6 – 10, 15 направлены на
диагностирование следующих умений: распознавать и адекватно формулировать
основную мысль текста в письменной форме, составлять план, умение задавать
вопрос, распознавать значение конкретного слова, умения адекватно формулировать
значение слова в письменной форме, подбирать к слову близкие по значению слова
(синонимы), знание норм речевого этикета.
Уровни
читательской грамотности связаны с
качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников
начальной школы.
Несмотря на то, что все эти умения востребованы
в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения, они
вызывают наибольшее затруднение.
То есть перечисленные задания требуют определённого уровня владения читательской грамотностью, чего, к сожалению, не удается многим учащимся продемонстрировать.
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Поэтому в первую очередь, на каждом уроке должна быть организована работа с текстом. То есть речь идёт о том, что работа с текстом организуется не только на уроках развития речи – необходимо использовать потенциал любого урока русского языка (и литературного чтения тоже).
Предлагаю вашему вниманию приемы в рамках актуальных
педагогических технологий.
1.
Технология критического мышления,
важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших
школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение
принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать
разнообразные стороны явлений).
В рамках
данной технологии предлагается использованием следующих приемов:
1) прием «чтение с остановками»;
2) прием «работа с вопросником»;
3) прием «знаю, узнал, хочу узнать»;
4) прием «уголки»;
5) прием «написание творческих работ».
2. Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления.
Существуют
следующие приемы создания проблемных ситуаций:
1) проблемные ситуации между двумя (или более)
положениями:
– одновременное предъявление противоречивых
фактов, теории или точки зрения;
– «столкнуть» разные мнения школьников с помощью
вопроса или практического задания;
2) проблемные ситуации между житейским
представлением младших
школьников с помощью вопроса или практического
задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения,
эксперимента или наглядности.
3. Проектная
технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-
познавательной, творческой или игровой
деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности,
обеспечивающие достижение результата – создание проекта.
Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:
1) написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
2) выполнение творческой работы – иллюстрации к
произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
3) сочинение своего стихотворения, басни,
сказки.
4. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование следующих приемов:
1) «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает;
2) «крестики-нолики», предполагающий проведение
работы в парах: одни
ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения
нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания
младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто
первым выстроит полный ряд своих знаков;
3) «древо мудрости», которое заключает в том, что
сначала быстро, но
внимательно младшие школьники читают текст.
Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к
нарисованному дереву (на доске).
Для успешного написания ВПР по русскому языку необходимо овладеть в нужной степени не только читательской грамотностью, но и другими компонентами функциональной грамотности, такими как: коммуникативной грамотностью и информационной грамотностью. Три этих вида функциональной грамотности являются интегративными. Предметными компонентами функциональной грамотности для успешного написания ВПР по русскому языку являются языковая и литературная грамотность.
Всероссийская проверочная работа по математике – 4 класс
Примерная рабочая программа по предмету
«Математика» на уровне начального общего образования «Изучение математики в
начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих
целей, а также целей воспитания:
формирование функциональной математической
грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на
понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).»
Какие же методы и приемы можно использовать для овладения высоким уровнем математической грамотности?
Математическая грамотность помогает человеку понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, необходимые для конструктивного, активного и размышляющего гражданина.
Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
Особенности заданий для формирования финансовой
грамотности
Все задания предъявляются на основе определённой
жизненной ситуации, понятной обучающимся и похожей на возникающие в
повседневной жизни.
В каждой ситуации действуют конкретные люди,
среди которых есть ровесники обучающихся, выполняющих тест, члены их семей,
одноклассники, друзья и соседи.
Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых
ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий
близки и понятны школьникам.
Ситуация и задачи изложены простым, понятным
языком, как правило, немногословно.
По каждой ситуации предлагается серия
заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени
сложности.
Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.