Статья "Развитие коммуникативных способностей будущих специалистов сферы торговли как условие сохранения их психологического здоровья"
Оценка 5

Статья "Развитие коммуникативных способностей будущих специалистов сферы торговли как условие сохранения их психологического здоровья"

Оценка 5
docx
другое
14.02.2021
Статья "Развитие коммуникативных способностей будущих специалистов сферы торговли как условие сохранения их психологического здоровья"
Статья Развитие коммуникативных способностей будущих специалистов сферы торговли как условие сохранения их психологического здоровья
Статья.docx

                                                         Степяк Оксана Васильевна,                                                                           преподаватель  психологи

                                                         Донецкого государственного                                                                   колледж пищевых технологий и торговли,

                                                        

                                                                 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ

ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

   В статье рассматривается психолого-педагогическая проблема формирования профессионально важных качеств у студентов Донецкого государственного колледжа пищевых технологий и торговли. Раскрывается значимость развития коммуникативных способностей, как условия сохранения здоровья будущих работников сферы торговли и их клиентов.

  Ключевые слова: психологическое здоровье, личность, коммуникативные способности, студент, сфера торговли, продавец, клиент.

  Постановка проблемы. Психологическое здоровье – это общий термин, который используют для описания психологического состояния в целом. В это понятие включает: отношение человек к себе, его умение создавать и развивать отношения с другими людьми, способность справляется с трудностями [1;4].Психологически здоровый человек умеет контролировать свои эмоции и эффективно восстанавливаться после пережитого. Эти качества позволяют человеку вести полноценную, продуктивную жизнь, чувствовать себя счастливым [6; 7].

Умение позитивно, бесконфликтно общаться с людьми является одним из важнейших факторов, определяющих шансы человека добиться успеха в бизнесе, профессиональной, служебной или предпринимательской деятельности, а также сохранить своё собственное здоровье и здоровье окружающих. Все эти достижения не могут осуществиться без хорошо развитых коммуникативных способностей личности.

Цель данной статьи: раскрыть значимость развития коммуникативных способностей, как условия сохранения психологического здоровья работников сферы торговли и их клиентов.

Изложение материалов исследования. Коммуникативность является показателем развития личности. Поскольку личность формируется в  конкретных взаимодействиях с внешним миром, и, прежде всего, во взаимодействиях в обществе, развитие личности предполагает формирование коммуникативных способностей, обеспечивающих её социальную адекватность [5]. Здоровая и духовно развитая личность получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, коммуникативности , стремления к совершенствованию.

Т.Ю.Осипова в качестве основы коммуникативных способностей называет единство коммуникативных навыков и умений, потребности  в общении и хорошем самочувствии[6].

Ученые отмечают, что коммуникативность (Р.А.Орошина, Ю.Л.Ханин,), коммуникативный потенциал (Е.В. Руденский), коммуникабельность (В.И. Кабрин), коммуникативные возможности (В.А. Кан-Калик),коммуникативная активность (Н.М.Косов) выступают интегрированными социально-психологическими характеристиками личности [6].

Проблема развития коммуникативных способностей личности приобретает особую актуальность в профессиональной деятельности работников сферы торговли.

Продавец - это лицо, непосредственно контактирующее с покупателями и осуществляющее продажу товара  [2]. В процессе взаимодействия именно от  продавца  во многом зависит эмоциональная окраска общения, его собственная удовлетворенность трудом, а также результат его деятельности. В этом смысле общение для работников торговли является способом реализации способности к общению и личностных качеств, благоприятствующих наиболее эффек­тивному, эмоционально комфортному взаимодействию[3].От покупателя к продавцу по принципу обратной связи идет информация об удовлетворенности или неудовлетворенности общением. Подтверждение благоприятного течения контакта придает уверенность дальнейшим действиям продавца по обслуживанию покупателя, и, наоборот, подтверждение неудовлетворенности контактом или демонстрация ярко выраженной недоброжелательности со стороны покупателя сковывает и заметно ограничивает дальнейшие действия и усилия продавца к налаживанию и продолжению контакта.

  Трудности, с которыми сталкиваются работники сферы торговли, вступающие в профессиональное взаимодействие, во многом определяются специфическими особенностями общения продавца и покупателя[8].

  Общение в торговом взаимодействии всегда контактное или прямое - «лицом к лицу».

  При подготовке будущих специалистов сферы торговли,  в Донецком государственном колледже пищевых технологий и торговли, можно выделить два направления: первое – развитие профессиональной компетентности студентов; другое – личностное становление будущих специалистов сферы торговли, формирование у них внутренней готовности к освоению избранной профессии. В ходе профессиональной подготовки будущие специалисты сферы торговли, кроме профессиональных знаний и умений, должны обязательно овладеть навыками общения с клиентам.

  Обучение общению должно занять одно из ведущих мест в системе подготовки и усовершенствования кадров торговли, с тем, чтобы у всех работников сформировалось профессиональное отношение к общению с потребителями. Иными словами, квалификация персонала, в вопросах обслуживания людей не должна уступать узкоспециальной квалификации.

  Любая квалификация складывается из знаний, которые студент получает в готовом виде, практического опыта, профессиональных навыков, которые впоследствии сформируются у него самого на практике. Теоретическую базу обучения общению составляют соответствующие прикладные ветви социальной психологии, отражённые в программе учебной дисциплины «Основы психологии и этика бизнеса». В ходе освоения этой дисциплины осуществляется ознакомление студентов с механизмами успешного взаимодействия всех участников торгового процесса, формируются практические профессиональные навыки общения с покупателями, деловыми партнёрами и т.п.

Использование в учебно-производственном обучении проблемных ситуаций, игровых методов позволяет ставить перед студентами практические задачи, связанные с ситуациями профессионального общения, решение которых исключает шаблонный подход и требует гибкого и творческого использования полученных теоретических знаний.

Психологическая подготовленность,  сформированность коммуникативных способностей, вооружённость знаниями этики профессионального поведения расширяют возможности будущих специалистов в понимании мотивов, интересов, вкусов клиентов и регуляции их поведения в торговом зале, что позволит сохранить психологическое здоровье как работников сферы торговли, так и покупателей.

Литература

1.   Бодалева А.А. Психологическое общение [Текст] / А.А. Бодалева. -М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. - 256 с.

2.   Должностная инструкция продавца-консультанта [Текст] [электронный ресурс]. - Режим доступа: #»justify»>.

3.   Дуберштейн И.А., Линчевский Э.Э. Профессиональная этика и психология в торговле [Текст] / И.А. Дуберштейн, Э.Э. Линчевский. - М.: Высшая школа, 1980. - 168 с.

4.   Квасков В.Д. Роль общения в деятельности человека /[Текст] / В.Д.Квасков// Социально-политический журнал, 1996. - №3. - С. 224 - 234.

5.   Килошенко М.И., Пузиков В.Г. Проблема психодиагностики коммуникативных качеств [Текст] / М.И.Килошенко, В.Г.Пузиков// Человек в изменяющемся мире: Социальные и психологические проблемы. Материалы научной конференции. - СПб.: СпбГУ, 1993. - с. 52 – 54.

6.   Клюев Е.В. Речевая коммуникация [Текст] / Е.В. Клюев. -М.: ПРИОР, 1998. -224 с.

7.   Кучевская Н.В. Советы психолога продавцу [Текст] / Н.В. Кучевская. - М.: Экономика, 1990. - 127 с.

8.   Пузиков В.Г. Коммуникативные качества как фактор успешности общения [Текст] / Под ред. А.Ф. Шикун, Ю.П. Платонова и др. // Психолого-педагогические проблемы образования. - Тверь, 1993. -Выпуск №4. - С. 39 - 56.


Степяк Оксана Васильевна , преподаватель психологи

Степяк Оксана Васильевна , преподаватель психологи

Цель данной статьи : раскрыть значимость развития коммуникативных способностей, как условия сохранения психологического здоровья работников сферы торговли и их клиентов

Цель данной статьи : раскрыть значимость развития коммуникативных способностей, как условия сохранения психологического здоровья работников сферы торговли и их клиентов

Подтверждение благоприятного течения контакта придает уверенность дальнейшим действиям продавца по обслуживанию покупателя, и, наоборот, подтверждение неудовлетворенности контактом или демонстрация ярко выраженной недоброжелательности со стороны покупателя…

Подтверждение благоприятного течения контакта придает уверенность дальнейшим действиям продавца по обслуживанию покупателя, и, наоборот, подтверждение неудовлетворенности контактом или демонстрация ярко выраженной недоброжелательности со стороны покупателя…

Использование в учебно-производственном обучении проблемных ситуаций, игровых методов позволяет ставить перед студентами практические задачи, связанные с ситуациями профессионального общения, решение которых исключает шаблонный подход и…

Использование в учебно-производственном обучении проблемных ситуаций, игровых методов позволяет ставить перед студентами практические задачи, связанные с ситуациями профессионального общения, решение которых исключает шаблонный подход и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2021