Развитие компетенции на уроках иностранного языка с помощью игровых технологий
Л. Н. Неделина,
учитель иностранных языков
МБОУ СОШ с. Красное
e-mail: l-nedelina@mail.ru
В данной статье описывается применение игр на уроке иностранного языка как основного способа развития коммуникативной компетенции. На примере урока, посвященного празднованию Нового года, показана целесообразность использования разнообразных игр.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, игра, формы работы.
Современные требования к образованию, новые образовательные стандарты требуют развития способностей обучающихся к общению, повышения коммуникативной компетентности школьников, поэтому первостепенное значение приобретает изучение иностранного языка как средства коммуникации.
Для изучения иностранного языка при отборе содержания исходят из реализации практической задачи — развития умения и способностей к общению. Главная задача процесса обучения — формирование коммуникативной компетенции. Термин «коммуникативная компетенция» (communicative competence [латинское competentia, от competo — «добиваюсь, соответсвую, подхожу») введён американским антрополингвистом Д. Хаймсом, определявшим ее как готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела) общению с другими людьми [2,с.290 ].
Выделяют следующие компоненты коммуникативной компетенции:
речевая компетенция — совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
языковая компетенция — систематизация ранее изученного материала, развитие навыков и умений использовать языковой материал в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция — овладение социокультурной информацией стран носителей языка;
компенсаторная компетенция — развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком.
Основные способы развития всех составляющих коммуникативной компетенции: коммуникативные игры, диспуты, круглые столы, скетчи и т. д.
Данная статья посвящена описанию применения игр на уроке иностранного языка как основного способа развития коммуникативной компетенции. Это занятие проводится накануне новогодних праздников, поэтому в ходе его используется праздничная атрибутика, создается атмосфера Нового года.
На уроке формирования коммуникативной компетенции целесообразно использовать разные формы работы: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую, так как целью взаимодействия обучающихся является обучение говорению во всех вариантах: в паре, в группе, в коллективе, а не только монологическое высказывание.
В качестве разминки целесообразно предложить игру, развивающую память (memory game). Класс заранее нужно поделить на группы. Каждая группа получает карточку с лексическими единицами по пройденной теме. В течении 1 минуты учащиеся знакомятся с карточками. Затем карточки убираются и учащиеся называют те предметы, которые они видели на них. В этой игре закрепляется конструкция there is/are и повторяются слова по теме (грамматико-лексическая игра). Таким образом происходит развитие языковой компетенции, систематизируется ранее пройденный материал.
В соответствии с типом урока (совершенствование знаний по теме) и возрастными особенностями учащихся используются следующие игровые моменты: интрига, которая создается на этапе целеполагания, вводит класс в атмосферу предстоящих новогодних чудес и волшебства в процессе урока; языковой зарядкой служит рифмовка, (она выступает как лексическая игра в процессе формирования коммуникативной компетенции).
Для формировании социокультурной компетенции служит игра-опросник по традиционным рождественским и новогодним блюдам России и англоязычных стран.
Еще одна форма работы — подвижная игра (физкультминутка), она создает благоприятные условия для развития двигательной активности детей, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач на уроке английского языка.
Игра, как отмечал Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. В игровой деятельности формируются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.[1, 150] Л. С. Выготский рассматривал способность придерживаться правил как ключевую для готовности к школьному обучению, совершенно независимо от способности к воображению. Участие в игре со скрытыми правилами, которые могут изменяться в ходе игры, требует более высокого уровня формирования когнитивных, социальных и вербальных навыков, чем игра с явными и неизменными правилами.[2,56] В играх различные знания и сведения ученик получает в свободной форме, поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, во время игры легко усваивается, так как создается ситуация успеха. Интерес и удовольствие — важные психологические эффекты игры. Использование игровых методов в обучении детей весьма актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»[4, 322]
Весьма продуктивным методом работы является лексическая игра: ученикам, поделенным на группы, предлагаются карточки со словами для составления диалогов по теме «В магазине». Обучающимся предлагаются карточки с фразами по теме. Дети должны в паре составить из данных фраз диалоги.
Еще одной формой лексической ролевой игры является задание «Мы идем за рождественскими покупками». На импровизированном прилавке магазина разложены различные предметы: одежда или еда, которые можно купить. Учащиеся «заходят» в магазин, «покупают» то, что нужно. При этом они составляют импровизированные диалоги, используя имеющийся запас языковых средств и грамматики. При данной форме работы у обучающихся формируется/закрепляется умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации, то есть формируется компенсаторная компетенция.
На стадии рефлексии можно предложить детям нарядить ёлку. Каждый ученик выбирает цвет шариков в зависимости от своего настроения. Если урок в целом ему понравился , рекомендуется взять красный шарик, если что-то было непонятно, какое-то упражнение вызывало сложность, нужно взять синий шарик. Если ученик испытывал проблемы на протяжении всего урока, ему следует взять серебристый шарик. В результате получается наряженная новогодняя елка.
«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту» ,— отмечает Д. Б. Эльконин [3, 150]
Л
1. Выготский Л. С. о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. — URL https://moluch.ru/archive/138/38773/ ЛАДОС, 1999.с.150
2.Выготский
Л. С. Психология развития ребенка — М.: Издательство Смысл, 2004.с. 56
3. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes;
in J. B. Pride and J. Holmes (eds.). – New York: Harmondsworth: Penguin, 1972.
– c. 290.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.- Издательство "Радяньска школа", 1985 OCR Конник М.В..-с.322
5. Эльконин Д. Б. Психология игры. Возрастная психология. — Педагогика, 1978. изд. центр Владос c. 150
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.