Кадочкина Анастасия Валерьевна
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о важности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста; приводится краткая характеристика психических особенностей младших школьников; рассматриваются примеры математических игр.
Ключевые слова: мышление, логическое мышление, младший школьный возраст, математическая игра.
Младший школьный возраст - это период интенсивного развития всех психических процессов ребенка. Одно из важнейших психических процессов является мышление. Рассмотрим понятие мышления.
Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях [1].
Мышление у детей младшего школьного возраста имеет свою специфику. В этом возрасте делают первые обобщение, выводы, они учатся строить первые умозаключения на элементарном уровне. Происходит это под влиянием обучения, когда начинается постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.
Преимущественно у детей младшего школьного возраста, в силу его особенностей, преобладает наглядно - образное и наглядно - действенное мышление, развитие которого происходит еще в период дошкольного детства. В период младшего школьного возраста у детей важно развивать логическое мышление, т. к. с помощью данного вида мышления дети формулируют свои ответы на уроках. Рассмотрим понятие логического мышление.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок [1].
Логическое мышление необходимо во всех областях жизни человека. Человек пользуется им в точных и гуманитарных науках, ораторском искусстве, творческом процессе и изобретательстве.
Логическое мышление помогает решать следующие задачи:
1) Более быстро и более точно найти способ, позволяющий придти к нужному и верному результату;
2) Лучше излагать и формулировать свои мысли;
3) Избежать самообмана и логических заблуждений;
4) Применять нужную аргументацию для подтверждения своих умозаключений.
Развивать логическое мышление можно различными методами: чтение, игры (настольные, логические, подвижные и статичные), упражнения, головоломки. Вследствие психических особенностей детей младшего школьного возраста, наиболее действенным будет являться метод игры (т. к. происходит постепенное перестроение ведущей деятельности от игры к обучению), и не простой, а математической. Ведь именно математика наиболее полно способствует развитию логического мышления Рассмотрим понятие математической игры.
Математические игры - это игры в виде разнообразных задач и упражнений занимательного характера, требующих проявления находчивости, оригинальности мышления, смекалки, умения критически оценить условия и постановку вопроса. К математическим играм относятся либо игры, имеющие дело с фигурами, числами, и тому подобным, либо игры, результат которых может быть предварительно предопределён теоретическим анализом [5].
Математическая игра является одной из форм внеклассной работы по математике. Она используется в системе внеклассной работы для формирования у детей интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением и трудом - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
В качестве примеров математических игр можно рассмотреть [8]:
1) Морской бой. Для игры требуются два игрока. Каждый игрок чертит два поля и расставляет на одном корабли, а другое нужно для отмечания своих "выстрелов". Данная игра способствует не только развитию логического мышления, но и развитию памяти;
2) Крестики-нолики. Также нужно двое играющий. В отличие от вышеуказанной игры, у игроков одно поле на твоих, состоящее из 9 ячеек. Задача игроков состоит в том, чтобы быстрее собрать в линию три крестика или нолика. Данная игра заставляет детей думать о каждом своем шаге, пытаться предугадать ход противника.
3) Отгадай слово. Играют двое. Один игрок задумывает слово из пяти букв, а другой должен его отгадать. С этой целью он называет одно за другим слова, состоящие из произвольного числа букв, на каждое из которых партнер в ответ сообщает число, означающее, сколько раз буквы задуманного слова входят в названное; при этом каждая буква задуманного слова учитывается в ответе столько раз, сколько она содержится в названном.
4) Танграм. Это одна из несложных головоломок, состоящая из семи фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления [9].
Таким, образом, логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности [6].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1) Абдулин, О.А. Педагогика/ О.А. Абдулин. - Москва: Просвещение, 1983.
2) Астапов, В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления/ В.М. Астапов. - Москва: Аркти, 2000.
3) Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1985.
4) Гик, Е.Я. Занимательные математические игры / Е.Я. Гик. - Москва: Знание, 1987.
5) Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка / Е.А. Дышницкий. - Москва: Наука, 1972.
6) Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - Москва: Наука, 1998.
7) Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - Москва: Владос, 2003.
8) Тропина, Н.В. Интеллектуальные математические игры / Н.В. Тропина, Л.Н. Коваленко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000.
9) Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1978.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.