ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1290
«Развитие школьной мотивации у учащихся начальной школы в условиях ФГОС»
Учитель ГБОУ СОШ № 1290
Шмелева Ирина Ростиславовна
предмет — начальные классы
Москва, 2024
Оглавление
Введение. 3
1. Понятие школьной мотивации и её уровни. 4
2. Особенности школьной мотивации младшего школьного возраста. 6
3. Динамика развития школьной мотивации в начальной школе. 8
4. Исследование уровня школьной мотивации в начальной школе. 10
Заключение. 11
Список литературы. 12
Мотивация учения в школьном возрасте и её формирование, развитие, безусловно, можно назвать одной из центральных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, а так же и педагогике. Проблемой мотивации, в свою очередь, занимались и продолжают изучать ряд педагогов и психологов, таких как Л. И. Божович, К. Левин, Д. К. Маккеланд, Э. Даффи, А. Маслоу и другие.
Обзор работ отечественных педагогов и психологов показывает, что в настоящее время накоплены данные как для уточнения отдельных позиций, так и для дальнейшего глубокого исследования проблем школьной мотивации.
Исследуя отношение школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Работы Л. И. Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы школьной мотивации.
Мы уверены, что каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом занимались в школе. В этом заинтересованы как учителя, так и родители, но, к сожалению, можно констатировать, что ребенок не хочет учиться или мог бы прекрасно заниматься, а желания нет. В таких случаях можно говорить о том, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению, что говорит о низком уровне школьной мотивации. Учителя знают, что ребенка нельзя успешно учить, если он относится к учению и знанию равнодушно, без интереса. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной школьной мотивации.
Тема работы: «Развитие школьной мотивации у учащихся начальной школы».
Целью данной работы является исследование мотивации учения младших школьников и факторов, влияющих на её формирование и развитие.
Задачи нашей работы:
1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Изучение школьной мотивации учеников младшего школьного возраста;
3. Исследование уровня школьной мотивации учащихся младшего школьного возраста.
4. В результате всего выше сказанного нами была выбрана именно данная тема, так как она имеет огромное значение для учителя начальных классов.
Рассмотрим частный случай мотивации — учебную мотивацию. Как и любой другой вид, учебная (школьная) мотивация определяется рядом специфических для этой деятельности факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и т.д.); в-четвертых, субъективными особенностями педагога и, прежде всего отношения его к ученику; в-пятых, — спецификой его предмета.
Учебную мотивацию можно рассматривать как совокупность мотивов, объясняющих поведение ребенка, направленных на учебную деятельность. Зачастую, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что он не может вести себя как раньше, то есть в школе установлены определенные нормы, которые он не должен нарушать. Игровая деятельность сменяется учебной. В итоге у большинства учащихся постепенно формируется страх перед школой, перед учителем.
Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать то, что рекомендует делать учитель, некоторые из них, вообще, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки, порицания и т.п.
Выделяют пять уровней учебной (школьной) мотивации:
Первый уровень — это высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень — хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень — положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал и т.д. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый уровень — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываясь выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста ученика, Психологи не раз отмечали, что в этот период ведущей для ребенка становится учебная деятельность.
Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребенка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие — между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребенка, его пониманию, памяти, мышлению, речи и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника.
Младший школьный возраст — качественно своеобразный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной — согласно периодизации Д. Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте.
Включение ребенка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослому, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.
В формировании адекватной мотивации, особенно учебной деятельности решающую роль играет подкрепление положительного отношения к учению. Чрезмерное внимание к внешней, формальной стороне учебных достижений приводит к искажению учебной мотивации. Когда стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих превращается в ведущий мотив.
Очень важно на начальных этапах обучения не фиксировать недостатки учебной работы школьников. Чтобы каждый имел возможность быть оцененным положительно. При этом критерием оценки желательно избирать сравнение достижений учащегося, а не с успехами одноклассников, а с его собственными, более ранними.
Таким образом, учащиеся с внешней мотивацией, как правило не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении учебных задач. Поэтому такие дети выбирают более простые задания и выполняют только то, что необходимо для получения подкрепления. В условиях школы таким подкреплением чаще всего является оценка учителя.
В связи со всем вышесказанным, следует отметить, что пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Понимание социальной значимости учения теперь должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижение мотивации учения к концу начальной школы не наступает. Это свидетельствует о том, что мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения — учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать учебно-познавательный мотив, то есть интерес не только к новым знаниям, но и к способам добывания новых знаний. Воспитание данного мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. А формирование и развитие школьной мотивации, в свою очередь, составляет резерв воспитания положительного отношения к учению.
Почему же мы, как учителя, в первую очередь, стремимся к тому, чтобы у ребенка сформировалась учебная мотивация, основанная именно на внутренних побуждениях, не исключая при этом внешних, но, и не возводя их в ранг первостепенных.
Стоит отметить, что по мере вхождения в школьную жизнь у младших школьников складывается сложная система мотивации учения.
Во-первых, этот мотив заложен в самой учебной деятельности:
1. Мотивы, связанные с содержанием учения. Ребенка побуждает учиться стремление узнавать новые факты, получать новые знания, овладевать новыми умениями и навыками, осваивать способы действия.
2. Мотивы, связанные с процессом учения. Детей побуждает учиться заложенное в них стремление к интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать,
Во-вторых, мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, то есть с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1. Мотивы долга и ответственности перед родителями, учителями;
2. Мотивы самосовершенствования (стать умнее);
3. Мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей, сверстников, желание получать хорошие отметки);
4. Престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, желание быть лучшим, занять достойное место среди сверстников);
5. Отрицательные мотивы (желание избежать неприятностей, которые могут возникнуть из-за плохих отметок со стороны учителя, родителей, стремление избегать отрицательных эмоций).
В связи с выше отмеченным, выделим следующие основные условия, которые необходимы для того, чтобы сформировать и развивать положительную школьную мотивацию у младшего школьника:
· содержание учебного материала;
· организация учебной деятельности;
· коллективные формы учебной деятельности;
· оценка учебной деятельности;
· стиль педагогической деятельности учителя.
Кроме того, одним из лучших по мере воздействия внешних стимулов является оценка учебной деятельности.
Существуют различные методики, которые позволяют повысить стимулирующее действие оценки, лучше выявлять и развивать творческие способности учащихся, развивать их познавательную активность. Поощрение, похвала также имеют немаловажную роль в развитии и формировании положительного отношения к учению, адекватной мотивации учебной деятельности.
В нашей работе мы выявим реальный уровень мотивации школьников второго и четвертого классов начальной школы. Данная работа проводилась в ГБОУ СОШ № 1290. Для оценки школьной мотивации мы использовали методику Н. Г. Лускановой (во 2-ом классе) (см. Приложение 1) и анализ продуктов деятельности учащихся в виде мини-сочинения на тему «Зачем ты ходишь в школу?» (в 4-ом классе).
По результатам проведенной методики Лускановой Н. Г., путем подсчета баллов, нами были выявлены следующие моменты (см. Приложение 2):
· высокая мотивация, учебная активность наблюдается у З человек (40%);
· нормальная мотивация наблюдается у 11 учащихся (52%);
· положительное отношение, но школа привлекает более внеучебными сторонами - 6 человек (29%);
· низкая мотивация у 1 ученика (5%).
Анализируя продукты деятельности учащихся (мини-сочинения), мы пришли к следующему результату: дети ответили на вопрос «Зачем вы ходите в школу» следующим образом:
· чтобы быть образованными;
· чтобы получить знания;
· узнать много нового и интересного;
· чтобы учиться;
· чтобы стать умными;
· чтобы быть грамотными;
· чтобы поступить в институт;
· чтобы много знать.
Таким образом по результатам работ учащихся мы можем сделать вывод о том, что у учеников наблюдается высокая мотивация и положительное отношение к учебной деятельности, причем у большинства учеников, как во 2-ом, так и в 4-ом классах, им интересно учиться и они нуждаются в получении новых знаний, которые дает им школа. Это очень радует, так как это очень хороший результат. Да, безусловно, исследуя, мы выявили небольшой процент учеников с низкой мотивацией, но этот процент мал. Конечно же, на таких учеников учителю необходимо обращать внимание, помогать ему, выявлять причины такого отношения к учебной деятельности, стараться развивать мотивацию ребенка к учебе.
В заключение всего вышесказанного стоит сказать, что мотивационная сфера человека еще не до конца изучена педагогами, психологами. Учебная мотивация на данный момент продолжает свое изучение, и каждый раз вносятся все новые и новые факты, что немаловажно, а так как актуальность данной проблемы не угасает, а также практическая значимость данного вопроса, вопроса развития школьной мотивации в начальной школе только возрастает. Это говорит о том, что проблема мотивации продолжает являться одной из значимых проблем в педагогике и психологии.
Безусловно, стоит отметить огромный вклад по данной проблеме таких педагогов и психологов, как Л. И. Божович, Г. Олпарт, К. Левин и многих других.
Учебная мотивация — это частный вид мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью, направленностью, устойчивостью, динамичностью и модальностью.
Рассматривая младший школьный возраст, стоит еще раз отметить, что это возраст, когда ребенок безгранично доверяет учителю, подражает ему, стремится получить знаки внимания, похвалу, стремится получить хорошие оценки, чтобы порадовать учителей, родителей.
Зная, что учитель может влиять на ученика, тем самым развивая у него учебную мотивацию различными способами — это может быть похвала, поощрение, оценки учебной деятельности ученика, интересный материал, коллективные формы работы, кроме того немаловажную роль играет сам пример учителя.
Обращаясь к нашей исследовательской работе, стоит отметить, что глупо было бы считать, что у всех детей должна быть высокая школьная мотивация. Ведь в силу разных причин она будет разной у каждого ребенка, поэтому учитель должен, несомненно, уметь распознать или выявить какова мотивация учения у ребенка и как помочь ему, если она является низкой, а отношение к школе отрицательным. По нашему исследованию, результаты оказались хорошими, но это не значит, что если не прилагать усилия, не вносить что-то новое в систему преподавания, не использовать разные формы работы, результаты останутся такими же.
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, М. - Воронеж 1996
2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарьсправочник - Мн.: Харвест, 2004.- 576 с.
З. Психология/Джонни Джонстон; пер. с англ. Л. М. Птицына-М.: АСТ: Астрель; 2008.
4. Как стать хорошим психологом/Д. Кори, Марианна Шнайдер-Кори. -спб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007.
5. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1980.
6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1990.
7. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.:Просвещение, 1990.
8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.- 4-е издание - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн. 1.
9. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.- 4-е издание -М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн. 2.
10. Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно-ценной мотивации самообразования. Волгоград, 1997.
11. Солсо Р. Л. Экспериментальная психология. 8-е издание доп., перераб.- СПб.:прайм - ЕВРОЗНАК, 2006.
Анкетирование проводит педагог-психолог. Диагностическое исследование проводится во всех первых классах.
Для проведения диагностического исследования предлагается методика НГ. Лускановой. Педагог-психолог подготавливает раздаточный материал (анкету) и дает четкую инструкцию учащимся.
Результаты привозить в предложенной форме на бумажном носителе, в печатной форме, по двум блокам: количественный анализ (таблица №1) и аналитический анализ.
Данная анкета разработана НГ. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению (см. Приложение 1). На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5-ти уровней школьной мотивации:
1. Высокая школьная мотивация, учебная активность 25-30 баллов
2. Нормальная школьная мотивация 20-24 балла
З. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами 15-19 баллов
4. Низкая мотивация 10-14 баллов
5. Негативное отношение к школе, дезадаптация ниже 10 баллов
Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ — 1 балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Суммы баллов, набранные ребенком, фиксируются непосредственно на заполненном им опросном листе, при этом действуют следующие нормы оценки и заносятся психологом в предложенную таблицу (Приложение №2).
1-2 уровень —Адаптация
3 уровень — Возможная дезадаптация
4-5 уровень — Дезадаптация
№ ОУ |
Класс (А, Б, В) |
Количество анкетируемых Ф.И.О. |
Адаптация 1-2 уровень от 20-30 баллов |
Возможная адаптация З уровень от 15-19 баллов |
Дезадаптация 4-5 уровень от 14 и ниже |
402 |
1А |
Петров |
+ |
|
|
|
|
Иванов |
|
+ |
|
|
|
Сидоров |
|
|
+ |
|
|
Итого |
Итого |
Итого |
Итого |
Полученный уровень учащихся обозначить в таблице условным знаком (+). Заполняет итоговую таблицу педагог-психолог.
Описать возможные причины дезадаптации учащихся, с чем они связаны и как выстраивается работа школьного психолога с такими учащимися.
Количественный анализ результатов по методике НГ. Лускановой
Учащийся |
Высокая мотивация |
Нормальная мотивация |
Положительное отношение к школе |
Низкая мотивация |
1. Ваня П. |
|
|
|
|
2. Костя Р. |
|
|
|
|
З. Саша С. |
|
|
|
|
4. Лиана С. |
|
|
|
|
5. Игнат А. |
|
|
|
|
6. Катя М. |
|
|
|
|
7. Амир Д. |
|
|
|
|
8. Дима К. |
|
|
|
|
9. Ира С. |
|
|
|
|
10.Паша Б. |
|
|
|
|
11.Эля м. |
|
|
|
|
12.Оксана П. |
|
|
|
|
13.Маша М. |
|
|
|
|
14.Вова Д. |
|
|
|
|
15.Даша А. |
|
|
|
|
16.Саша Л. |
|
|
|
|
17.Настя П. |
|
|
|
|
18.Ваня П. |
|
|
|
|
19.Таня К. |
|
|
|
|
20.Настя Ш. |
|
|
|
|
21 Катя Ш. |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.